Россия

В России социологи рассказали об отношении россиян к китайским автомобилям


Социологи «ВЦИОМ-Консалтинг» провели исследование российского авторынка, выявили отношение россиян к китайским автопроизводителям и, в свою очередь, обозначили их позицию по ведению бизнеса в нашей стране. В отчете использованы цитаты из интервью с топ-менеджерами ведущих российских и зарубежных автомобильных компаний, зачастую пожелавшими остаться анонимными.

Отмечается, что сегодня на российском рынке большую роль играют крупные китайские бренды. Они вовремя спохватились, успев воспользоваться уходом мировых автопроизводителей, договориться с их бывшими дилерами, сформировать мощные дилерские сети, привлечь команды профессионалов, эффективно использовать маркетинговые инструменты. Несмотря на санкции, китайцы нашли возможности для увеличения поставок. И по итогам 2023 года доля продаж китайских автомобилей составила более 50%.

ВЦИОМ консультирует по китайским автомобилям в России

«Почву для китайских автомобилей подготовили другие товарные категории, — отметил представитель международного автомобильного концерна. — Люди думают: «Что не китайское?» Но сам продукт неплох. Получается, что все довольны».

Как отметил представитель китайского автоконцерна, все «дома» (так сами дилеры называют свои центры) давно распределены. Команды, подготовленные западными брендами, перешли в китайские компании: «То, что китайцы пытались сделать годами, ходили вокруг да около, произошло очень быстро». Эксперты сходятся во мнении, что на рынке уже появились «системные» игроки с долей в 75–80% продаж. Помимо «АвтоВАЗа» и «Москвича», в список попали Chery, Geely, Haval и Changan.

ВЦИОМ консультирует по китайским автомобилям в России



— Это доминирующая часть рынка, — отметил Александр Цыпин из Ассоциации китайских автопроизводителей в России. — Остальные бренды — несистемные игроки. Я считаю, что рынок консолидируется, и он будет еще более консолидирован, чем раньше, за счет западных брендов. Это произойдет в течение 2–3 лет. Сегодня в России представлено более 100 китайских брендов. Потребителю непросто разобраться в этом многообразии. Не всегда понятно, какое качество у китайских моделей, для чего они предназначены, как будут использоваться. Возникает вопрос по стоимости их автомобилей на вторичном рынке и ценам на обслуживание.

По данным ВЦИОМ, россияне отмечают следующие положительные характеристики китайских моделей: доступность (35%), красивый дизайн (17%) и технологичность (16%). В списке отрицательных характеристик — слабый имидж (только 19% купили бы «китайский» автомобиль, если бы были возможны другие покупки) и ненадежность (35%). Сегодня китайскому бренду доверяет лишь каждый третий россиянин, планирующий покупку автомобиля в ближайшие 1–5 лет (35%). Игроки из Поднебесной это прекрасно понимают и ставят перед собой как минимум две задачи: нейтрализовать негативные мифы о своем качестве и повысить силу и лояльность к бренду. При этом мы все видим, как китайцы смогли быстро изменить российский авторынок, обеспечив высокий уровень инноваций, современности и стиля.

ВЦИОМ консультирует по китайским автомобилям в России

Определенное количество китайских компаний больше зависят от крупных западных рынков, чем от российских. По этой причине, говорят эксперты, возможны изменения в ландшафте брендов, даже крупных. Это может привести к тому, что часть из них перейдет на работу в формате локального бренда. Например, в виде совместного предприятия с нашими компаниями.

Заинтересованы ли китайцы в локализации?

«В России всего несколько заводов, где собирают китайские автомобили. Крупные автопроизводители сильно зависят от западных рынков, поэтому организация производства в нашей стране может им навредить. Китайцы считают, что сегодня в России жесткие требования к локализации с тенденцией к их повышению, а выгоды от этого недостаточные», — отмечают социологи ВЦИОМ.

ВЦИОМ консультирует по китайским автомобилям в России

Мнение азиатов о локализации таково: ее успешность зависит не от установленных запретов и жестких условий, а от наличия благоприятных экономических стимулов, которые могут предложить правительство и российские предприятия. У нас с этим проблемы — высокая ставка ЦБ РФ плюс максимальный уровень задолженности населения. По мнению участников проекта, это может негативно сказаться на спросе, покупательной способности и возможностях расширения рынка.

— Минпромторг РФ настаивает на передаче документации с правом дальнейшей модернизации, — говорит Александр Цыпин. — Однако китайцы не хотят этого делать. Да, они, наверное, хотят собирать свои автомобили в России, но требуют прозрачных условий, смягченных требований и больше льгот. Если так, то нужно регламентировать, сколько моделей для какого сегмента должно быть произведено

Необходим более дифференцированный подход государства к автокомпаниям в вопросах локализации, отмечают социологи ВЦИОМ: «Решение о любой локализации автоконцерны принимают исходя из экономической выгоды. Если для базовой локализации достаточно годового производства в 50 тыс. автомобилей, то, например, завод двигателей — это не менее 200 тыс. единиц в год. Есть сегменты, в которых из-за небольших объемов локализация производства просто нерентабельна или прибыльна только базовая локализация (покраска, сварка, штамповка). Сегодня государственная политика выстроена таким образом, что производитель может выиграть только от глубокой локализации. И эта тенденция, по мнению экспертов, будет только ужесточаться. В связи с этим китайские производители предлагают подходить к каждому случаю дифференцированно и гибко».

ВЦИОМ консультирует по китайским автомобилям в России

Неизбежны ли ценовые войны?

Есть проблемы с сертификацией китайских автомобилей — азиаты работают по иным стандартам, чем принятые в мире и в России, и это вызывает проблемы, — отмечают эксперты ВЦИОМ. — На данный момент китайцы предпочитают не концентрироваться на развитии бренда, перед ними стоят другие задачи. Однако со стабилизацией рынка автопроизводителям из Поднебесной придется все более жестко конкурировать друг с другом

По мнению аналитиков, ценовые войны уже прогнозируются, поскольку покупательная способность находится на пределе, а «китайцы» заявили о высоких планах продаж. «Успех будет сопутствовать тем, кто сможет эффективно инвестировать в позиционирование своих брендов, формирование эмоциональной привязанности и лояльности. То есть тех характеристик, которые еще сохраняют представители мировых автопроизводителей, что придает им большую ценность в глазах потребителя, а значит, и его готовность платить больше за бренды из этих стран», — заключают социологи ВЦИОМ.

Источник: ВЦИОМ-Консалтинг

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»