По данным аналитического агентства «Автостат», которые были озвучены 10 января в рамках годового подведения итогов, в прошлом году в 2023 году российский рынок «переварил» 1 058,7 млн новых автомобилей. Это на 69% больше результата прошлого года. Присутствие в декабрьском топ-10 исключительно российских и китайских автопроизводителей стало откровением.
«Корейцы» выпали из лидеров
Да, небольшое падение темпов альтернативного импорта и заоблачные цены привели к тому, что «корейцы» выпали из первой десятки. И, как полагает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, скорее всего, надолго. Так, например, Kia выступила в декабре 2023 года на 47% слабее, чем в декабре 2022 года (итоговое 11-е место), а у бренда Hyundai позиция была еще хуже: -63% и 16-е место в рейтинге.
При этом, как подчеркнул автоэксперт, меня удивили два момента. Первый в прошлом месяце в топ-10 вошел дорогой китайский бренд Lixiang, поставляемый за счет параллельного импорта. Второй связан с компанией Chery: какое-то время он занимал 2-е место среди китайских брендов, но в декабре 2023 года опустился на 3-е. В декабре лидировал Haval, на втором месте оказался Geely.
«Правда, у Chery есть оправдание», — сказал генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков. – Его «разъедают» многочисленные суббренды, которые отнимают у него заветные баллы.
Однако итоги декабря – это одна история, а совокупный итог 12 месяцев 2023 года – гораздо более значимый факт. И здесь положение Chery перед земляками лучшее – продано более 118 тысяч машин. Преодолеть отметку в 100 тысяч удалось только Haval (111 720 штук); Марка Geely, замыкающая тройку лидеров, в прошлом году продала менее 96 тысяч автомобилей.
«Вся эта группа лидеров, включая российскую марку Lada, чувствует себя выше рыночных показателей», — отметил Сергей Удалов. — Шесть китайских брендов в плотном составе двух групп (имеются в виду Changan, Exeed и Omoda) плотно расположились в топ-10, а продажи большинства существенно выросли
Столь дружное и массовое вторжение «китайцев» на российский рынок привело к тому, что их общая доля на нашем рынке в декабре 2023 года достигла 61%, и это соответственно отразилось на положении бренда Lada – его доля несколько снизилась. В целом по итогам прошлого года доля китайских компаний составила 51%. Для сравнения: у россиян это 33%.
Россияне любят дорогие электромобили
Где «китайцам» нет равных, так это в сегменте электромобилей. По итогам 2023 года в стране продано 14 089 новых электропоездов, рост в 4,7 раза. Практически для всех автомобилей увеличение в несколько раз. Эксперты Автостата были удивлены тем, что среди лидеров оказались сплошь дорогие бренды, и речь не идет о пресловутой Tesla. Таким образом, за 12 месяцев прошлого года россияне коллективно приобрели 3724 электрических Zeekr, и это лучший показатель в отрасли. В 2020 году россияне проголосовали за продукцию российско-китайского бренда Evolute рублями. Tesla опустилась на 4-е место (1257 единиц), но в пятерке лидеров можно увидеть бренд Voyah (674 единицы).
По словам Сергея Удалова, итоги декабря 2023 года практически совпадают с тем, что произошло в конце всего года. И такую ситуацию, по его словам, можно прогнозировать на ближайшие месяцы. Среди моделей на 1-м месте в декабре оказался Zeekr 001 – 693 шт., за ним следуют Evolute i-Pro (212 шт.), Zeekr X (160 шт.) и Zeekr 009 (119 шт.), VW ID.4 (91 шт.). В первой десятке — «Аватр 11» (57 шт.), «Москвич 3е» (42 шт.), «Воя Фри» (38 шт.) и Hongqi E-HS9 (37 шт.).
Рядом сильный сосед. Давайте не заблудимся
По мнению Сергея Целикова, дальнейшего роста продаж новых автомобилей следует ожидать в 2024 году, чему есть несколько объективных причин. Эксперт напомнил, что в 2023 году в Россию было ввезено огромное количество автомобилей, в первую очередь китайского производства. Склады дилеров затоварены, и все это придется как-то продавать. Следовательно, ценовые войны между брендами и дилерскими центрами неизбежны, особенно в начале года, а рядовые потребители получат очень интересные ценовые предложения. Уже сейчас продавцы наперебой предлагают всевозможные скидки, бонусы, подарки и т. д. Все это продолжится в ближайшие месяцы.
Второй момент, по мнению Сергея Целикова, связан с тем, что за последние 3-4 года на рынке сформировался достаточно большой отложенный спрос. Жителям необходимо обновлять от 1,8 до 2 миллионов автомобилей ежегодно. Все последние годы рынок находился ниже этих показателей, а граждане искусственно продлевали срок владения транспортным средством, продолжали ездить на том, что имели, или переходили на подержанные автомобили. На вторичном рынке становится все меньше хороших и относительно свежих предложений, и людям со временем придется выбирать что-то новое.
Это «что-то новое», по словам Сергея Целикова, будут либо российские модели, либо китайские:
— За свою профессиональную карьеру я протестировал немало китайских автомобилей и могу сказать, что нашим людям не составит труда пересесть с корейских машин на китайские. Среди «китайцев» сегодня есть очень интересные модели, которые в ряде случаев не хуже своих японских аналогов и даже некоторых «европейцев».
Любой автомобиль, по мнению автоэксперта, со временем ломается, а обслуживание тех же автомобилей премиум-класса, будь то Mercedes-Benz или Land Rover, будет становиться все дороже. Владельцы этих и подобных марок начнут более внимательно изучать предложения китайского автопрома. Он, в свою очередь, подрос и готов радовать российского потребителя интересными новинками.
«На самом деле, в нынешних условиях нам очень повезло иметь рядом такого крупного соседа с мощным автопромом, где производится до 30 миллионов автомобилей в год», — отметил Сергей Целиков. — При общении с представителями китайского автопрома мы слышим одно и то же: вы говорите нам, что поставлять, и мы решим этот вопрос. Так что машин из Поднебесной будет много, еще больше будет импортировано
Вам также может понравиться
- Итоги российского авторынка 2023 года. Четыре ключевых фактора развития.
- Чем вам запомнился 2023 год. Итоги уходящего года автомобильного рынка в России.
- Бренд Voyah занимает лидирующие позиции в своем сегменте на российском рынке по итогам 11 месяцев 2023 года.
- Названы самые продаваемые пикапы в России итогам 11 месяцев 2023 года
- Итоги за 11 месяцев 2023 года аналитического агентства по динамике продаж на российском авторынке.