Прошедший месяц не принес принципиальных изменений в структуре продаж на российском рынке. При этом есть очень существенные моменты, отличающие октябрь от других временных периодов 2024 года. И именно этому был посвящен эфир «Оператив Автостата», который прошел сегодня в онлайн-формате.
«Прежде всего, следует отметить, что октябрь был суперуспешным месяцем на отечественном авторынке», — отметил в своем выступлении директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Всего реализовано 171 179 новых автомобилей, что на 13% выше предыдущего рекордного месяца — сентября (150 879 шт.) и на 52% выше результата октября 2023 года. Принимая это во внимание, мы скорректировали наши предыдущие прогнозы на возможные продажи за весь год. По текущему сценарию в этом году мы получим 1,6 миллиона новых автомобилей. Мы рекомендуем нашим партнерам и клиентам сосредоточиться на этом показателе.
Доля китайских компаний, по мнению эксперта, снизилась на 4% (с сентябрьских 61,8% до 57,34%), и все благодаря успешной работе АвтоВАЗа. В октябре она увеличила продажи до уровня, что отразилось на рыночной доле отечественных брендов вместе взятых – относительно сентября рост составил 3% (с 27,6% до 30,82%).
Суббренды нас подвели
Самый успешный китайский бренд Haval продал в середине осени буквально половину (23 801 шт.) объема, продемонстрированного маркой Lada (44 812 шт.). Однако этого ему хватило, чтобы возглавить список самых производительных «земляков» в обоих сегментах – массовом и премиальном. Geely заняла второе место (17 163 шт.) – и это, пожалуй, главное откровение октября. Марка Chery, которая в последнее время уверенно следует за Hawale, на этот раз дала осечку – 15 140 машин. Сергей Целиков объяснил этот факт просто, сказав, что Chery «рассыпалась» на несколько суббрендов, у холдинга появилось много комплектующих, в результате чего продажи именно этой марки, скорее всего, упадут. При этом, как он отметил, если брать показатели группы в целом, «это твердое второе место».
Chery, по словам Сергея Целикова, не единственная компания, оказавшаяся в подобной ситуации: «У Geely такая же история. Недавно, как мы все знаем, был запущен бренд Knewstar, отличные результаты демонстрирует Belgee, который в конце октября вошел в топ-10 и, я уверен, будет продолжать расти. В общем, это тема следующего года — будут создаваться псевдороссийские бренды, которые необходимы, чтобы отразить угрозу вторичных санкций со стороны ведущих брендов».
Belgee продала в прошлом месяце 4346 новых автомобилей (+18,8% к сентябрю) и вполне комфортно расположилась позади бренда Changan (10973 шт.), который, в свою очередь, продолжил свою военную кампанию, направленную на «большую китайскую тройку».
«Я уверен, что в 2025 году Changan приблизится к лидерам, и мы сможем говорить о «большой китайской четверке», внутри которой то и дело будут происходить рокировки», — заявил Сергей Целиков.
В шаговой доступности от топ-10 находится бренд GAC (2572 шт., +11,7% к сентябрю), который, по мнению эксперта, постоянно прогрессирует, и появившийся в этом году компактный кроссовер GS3 очень помогает ему в этом.
Запаса сил хватит надолго
В «премиуме», как говорится, никаких изменений. «Китайцы» здесь продолжают доминировать (их доля — 72%). На первом месте стабильно первое место, снова — Exeed. Запас сил таков, что, продав в октябре внедорожников на 5,1% меньше, чем в начале осени (3424 шт.), марка имеет хороший отрыв от ближайших конкурентов — Tank (2770 шт.) и Lixiang (2381 шт.).
Феномен последнего, по мнению Сергея Целикова, до сих пор не решен. «Его последовательные гибриды второй год подряд разрушают рынок, не имея распространения. Ждем, может, в 2025 году что-то официальное появится».
Позиции Hongqi (860 ед.) и Zeekr (604 ед.) остались на том же уровне, что и месяцем ранее, но Aito Seres продемонстрировал приличный рост (+50,7%, 458 машин). «Бренд вкладывает деньги в рекламу, автомобили приходят, есть потенциал роста», — прокомментировал директор «Автостата».
Zeekr продолжил победное шествие на рынке электропоездов, хотя и потерял целых 17% по сравнению с предыдущим периодом. Видимо, опасаться за свою корону ему пока рано — «Москвич», занявший в октябре второе место, продал всего 196 машин (рост по сравнению с прошлым годом — 68%). А вот «бронза» через какое-то столетие досталась марке Ora – 74 электромобиля, и гигантский рост в 6,2 раза. Но это всего лишь разовый всплеск, и он не способен обеспечить компании выдающихся результатов ни по итогам 10 месяцев (имя Оры не фигурирует в топ-5), ни по итогам года.
Всего в прошлом месяце россияне приобрели 1349 электромобилей. Это не самый выдающийся результат, были и другие (за 2000 штук). Однако, как отметил Сергей Целиков, «электрический» рынок начал подниматься с нижнего уровня:
— Уменьшено почти до 1000 единиц. в месяц, сейчас мы видим небольшой рост. Мартовского пика мы, скорее всего, не достигнем в ближайшее время. В целом, чего-то рекордного от ноября ждать не стоит. Скорее всего мы рухнем, но насколько глубоко?
Вам также может понравиться
- В октябре в Россию было ввезено рекордное количество новых легковых автомобилей за 12 лет.
- В России более половины автовладельцев не готовы пересесть на китайские автомобили.
- В России опубликована статистика продаж автомобилей за сентябрь 2024 года, появляется все больше китайских суббрендов.
- В России эксперт назвал долю присутствия китайских автомобилей на нашем рынке в 2024 году.
- В России зафиксирован рекорд продаж новых автомобилей в конце сентября 2024 года.