Беларусь

В Беларуси утвердили правила ввоза электромобилей и гибридов на 2026 год, что значит для рынка.


Покупатели в Беларуси получили ясность относительно будущего льгот на ввоз электромобилей и последовательных гибридов возрастом до 5 лет, ожидаемую в 2026 году.

Напряжение вокруг этого вопроса было вызвано двумя основными причинами.

Во-первых, 31 декабря истекает срок действия льгот, введенных Указом Президента Республики Беларусь №447 от 22 ноября 2021 года, который, в свою очередь, вносил изменения в Указ Президента №92 от 12 марта 2020 года «О стимулировании использования электромобилей». Эти льготы включали обнуление ставки НДС (вместо 20%) для электромобилей и последовательных гибридов, возможность получения имущественного вычета в размере 100% стоимости электрокара для юридических лиц, а также бесплатные парковки и вопросы, связанные с зарядной инфраструктурой.

роман головченко премьер-министр беларуси тестирует седан geely galaxy e8 салон белый

Власти Беларуси уделяют большое внимание развитию сектора электромобилей / фото «БелТА»

Во-вторых, еще в начале октября 2025 года исчерпалась квота на ввоз 15 000 электромобилей с нулевой таможенной пошлиной. После ее окончания юридические лица, активно работающие в этом сегменте авторынка, столкнулись с необходимостью уплаты 15% таможенной пошлины. Это, естественно, отразилось на ценах для конечных потребителей и, как следствие, снизило общий спрос на электромобили. Стоит отметить, что для граждан Республики Беларусь, ввозящих электромобили возрастом до 5 лет для личного пользования с определенными ограничениями по дальнейшей перепродаже, нулевые пошлина и НДС оставались действительными до 31 декабря 2025 года.



***

Zeekr 001 в Беларуси официальный дилер поставки автовоз

Импортеры торопились привезти электромобили до изменений на рынок / фото Юрия Лихуты

Дальнейшие перспективы оставались неопределенными. В результате, уже в ноябре текущего года импорт электромобилей из Китая практически прекратился. Это было связано с высокими (до 100%) рисками не успеть ввезти автомобили до окончания сроков действия льгот, учитывая длительность логистики и постоянные сложности на китайско-казахстанской границе. Стоимость таких рисков могла достигать как минимум 38%. Эта сумма складывалась из 15% таможенных пошлин, к которым добавлялись 20% НДС, начисляемый на общую стоимость, включающую цену самого электромобиля, затраты на логистику и таможенную пошлину. Неудивительно, что практически все имевшиеся в Беларуси электрокары, за редким исключением, подорожали на 2 000–4 000 $ в рублевом эквиваленте. Потенциальные покупатели отреагировали снижением интереса, и спрос на электромобили начал заметно падать.

Окончательную точку в этой неопределенности поставили две важные новости, появившиеся в информационном пространстве 11 декабря 2025 года.

Первая из них — Указ Президента Республики Беларусь №428 от 11.12.2025 года, который вновь продлил и скорректировал ранее упомянутый документ «О стимулировании использования электромобилей». Благодаря этому документу, до 2028 года для покупателей электрокаров сохраняется режим нулевого НДС, возможность инвестиционного вычета, а также бесплатная парковка на территориях, оборудованных для зарядки автомобилей. Однако, важно отметить, что с 1 января нулевой НДС больше не распространяется на гибриды, независимо от их типа (последовательные или параллельные). Следовательно, с 1 января 20% НДС будут уплачивать как все новые покупатели гибридов, так и те, кто приобрел подобные автомобили в лизинг, но не завершил полный расчет к этой дате.

Динамика роста китайского сегмента на авторынке Беларуси число брендов

Динамика роста китайского сегмента на авторынке Беларуси / инфографика БАА

Во второй половине дня того же дня Евразийская Экономическая комиссия обрадовала белорусских покупателей электрокаров новостью о квоте на 20 000 электромобилей с нулевой таможенной пошлиной для Республики Беларусь на 2026 год. Однако, и здесь покупатели гибридов оказались в менее выгодном положении. В отличие от Армении и Кыргызстана, белорусская квота, хоть и выросла на 5000 единиц, распространяется исключительно на электромобили с кодом 8703 80 000 3 ТН ВЭД ЕАЭС. Это означает, что за любые гибриды, начиная с 1 января, на таможне придется уплачивать 15% пошлины.

***

Avatr 06 в Беларуси спереди

Avatr 06 продается в Беларуси официально — в гибридной и электрической версиях / фото Юрия Лихуты

На данный момент ситуация на белорусском рынке новых электромобилей выглядит следующим образом:

  • «Чистые» электромобили в 2026 году остаются весьма привлекательным выбором как для частных лиц, так и для компаний, занимающихся их продажей в Беларуси. Таможенная пошлина в размере 0% на 20 000 автомобилей сохраняется, как и нулевая ставка НДС. В сочетании с возможностью получения инвестиционного вычета для юридических лиц, это делает «чистые» электрокары еще более выгодными, потенциально снижая популярность последовательных гибридов. Дополнительным преимуществом является их более простая конструкция и меньшие затраты на обслуживание.
  • Последовательные гибриды, с 1 января 2026 года, вероятнее всего, подорожают как минимум на 38%, если производители и дистрибьюторы в Беларуси не возьмут эти расходы на себя. Хотя для многих юридических лиц НДС будет зачитываться, существует и «подводный камень» в виде утилизационного сбора. Для большинства гибридов с мотор-экстендерами объемом от 1 до 2 литров его размер достигает 23 575,91 BYN (более 630 000 RUB).

Таким образом, становится ясно: с 1 января 2026 года ввоз «чистых» электрокаров в Беларусь остается выгодным, тогда как для последовательных гибридов ситуация меняется. Цены на электромобили, вероятно, вернутся к прежнему уровню, а за гибридами, при наличии финансовой возможности, стоит поторопиться до наступления нового года.

***

пошлины поставки импорт экспорт Haval порт в Китае

Китай является крупнейшим экспортером автомобилей в мире, но с 1 января 2026 года правила для поставщиков усложнились / Getty Images

Однако, изменения в законодательстве Китая с 1 января 2026 года добавляют новые факторы. Субсидии на покупку новых электрокаров в КНР сокращаются вдвое (с 10% стоимости и максимумом 30 000 юаней до 5%, но не более 15 000 юаней). Кроме того, вводится 180-дневный период, в течение которого электрокары, произведенные для внутреннего рынка, не могут быть экспортированы, а также требуется получение лицензии на экспорт автомобилей из Китая. Альтернативные поставщики, вероятно, найдут способы обойти эти ограничения, но это неизбежно скажется на конечных ценах в их автосалонах.

На данный момент, рассчитывать на стабильные и доступные цены на «чистые» электромобили можно только у официальных поставщиков, к которым эти новые ограничения не применяются. Впрочем, по известным причинам, таких поставщиков на рынке осталось совсем немного.

Юрий ЛИХУТА (@chinamashina), Минск

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»