В Китае готовится революция в сфере автомобильной безопасности: новые национальные стандарты, предложенные Министерством общественной безопасности, обещают значительно ограничить динамические возможности автомобилей и повысить уровень защиты электромобилей.
Новые стандарты: контроль над ускорением и защита электрокаров
Проект документа под названием «Технические условия эксплуатации транспортных средств» вводит весьма амбициозное требование: пассажирские автомобили должны иметь настройку по умолчанию, при которой разгон до 100 км/ч занимает не менее 5 секунд. Эта мера призвана сократить риски, связанные с чрезмерно агрессивным ускорением.
Для электромобилей и подзаряжаемых гибридов предусмотрен целый комплекс мер. В частности, они должны быть оснащены технологией подавления ошибок при нажатии педали. Эта система будет автоматически обнаруживать и ограничивать мощность, когда автомобиль неподвижен или движется на малой скорости, предупреждая водителя звуковыми и визуальными сигналами о возможной непреднамеренной активации.

Кроме того, проект требует, чтобы чисто электрические и гибридные автомобили имели возможность автоматического отключения силовых цепей в определенных критических ситуациях. Это касается случаев, когда скорость автомобиля изменяется на 25 км/ч и более за 150 миллисекунд в продольном или поперечном направлении, или при срабатывании систем пассивной безопасности, таких как подушки безопасности.
Безопасность батарей на первом месте
Особое внимание уделено безопасности аккумуляторных батарей. Электромобили должны будут отслеживать состояние своих батарей, автоматически выявляя, записывая и предупреждая об аномальных процессах в элементах питания. При возникновении тепловых проблем автомобиль обязан оповещать пассажиров с помощью отчетливых звуковых и визуальных сигналов.
Силовые батареи должны быть оснащены направленными устройствами сброса давления и балансировки, с каналами отвода газов, которые не представляют опасности для пассажиров салона. Для электробусов длиной от 6 метров предусмотрена гарантированная защита от пожара или взрыва аккумуляторного отсека в течение как минимум 5 минут после получения сигнала о неисправности батареи, предоставляя пассажирам драгоценное время для эвакуации.
Интеллектуальные системы и защита от отвлечений
Системы помощи водителю также попали под пристальное внимание. Автомобили, оснащенные такими функциями, должны будут удостоверять личность водителя с помощью биометрической идентификации или входа в учетную запись, подтверждая прохождение соответствующего обучения. Для комбинированных систем помощи водителю, активируемых на скорости выше 10 км/ч, автомобиль должен постоянно контролировать вовлеченность водителя, используя как минимум два метода: датчик положения рук на руле и мониторинг взгляда.
Чтобы минимизировать отвлечения, функции воспроизведения видео и игр на дисплеях должны автоматически отключаться при превышении скорости 10 км/ч.
Двери, окна и экстренный выход
Проект затрагивает и проблемы безопасности дверей, которые в последнее время становились причиной инцидентов. Пассажирские автомобили должны обеспечивать возможность выхода для каждого пассажира через как минимум две разные двери. Каждая дверь (кроме багажника) будет оснащена как внутренней, так и внешней механической ручкой открытия. В случае автомобилей с электронными системами блокировки дверей, боковые двери, не подверженные удару, должны автоматически разблокироваться при срабатывании подушек безопасности или возникновении тепловых аварий в батарее.
Дополнительные нормы касаются стекол. Запрещается использование зеркал-пленок, а видимость водителя должна обеспечивать не менее 70% пропускания света. Аварийные окна должны быть выполнены из закаленного стекла толщиной до 5 мм и не иметь солнцезащитной пленки, что гарантирует возможность их легкого разбития в экстренных ситуациях.
На данный момент проект находится на стадии общественного обсуждения в рамках процесса пересмотра национальных стандартов.
Важно отметить, что данное регулирование не ставит целью полностью запретить автомобилям разгоняться до 100 км/ч быстрее, чем за 5 секунд. Оно лишь оговаривает, что стандартное время ускорения при запуске автомобиля не должно превышать пяти секунд. Более быстрый разгон, вероятно, будет достижим путем выполнения дополнительных действий водителем.
Для обычных дорог 5-секундный разгон до 100 км/ч является более чем достаточным. В последние годы некоторые бренды, такие как Xiaomi и Zeekr, успешно использовали впечатляющие динамические характеристики в своем маркетинге. В случае вступления в силу новых требований, подобные приемы станут недоступны для ряда производителей, что неизбежно скажется на их маркетинговых стратегиях.



