Пикапы, это легковые автомобили? В Соединенных Штатах они, безусловно, есть, но в других местах, вероятно, немного меньше. И в любой точке мира пикап является удобным инструментом для фермеров или строителей. Итак, вопрос в том, должны ли мы освещать эти грузовики на автомобильном сайте? Что ж, в китайском автомобилестроении они довольно неизбежны, если вы хотите получить полную картину. Так что в ближайшие недели мы будем проводить тонкую грань между легковыми автомобилями и коммерческими автомобилями.
Чтобы немного упростить задачу, большинство этих производителей пикапов часто также выпускали внедорожники в первоначальном определении этого типа автомобилей. Когда американцы придумали его, Sports Utility Vehicle был в основном пикапом с закрытой задней частью, похожей на универсал. Это означает конструкцию кузова на раме с прочной лестничной рамой, неразрезными мостами, увеличенным дорожным просветом и полным приводом. Когда появилось больше внедорожников, ориентированных на образ жизни, таких как Toyota RAV4 или VW Tiguan, это вызвало дискуссию (по крайней мере, в США), следует ли вообще называть эти переднеприводные автомобили внедорожниками. Американцы по-прежнему разделены, но термин внедорожник широко используется. Автомобили в следующих статьях часто следуют «строгому» определению.
Краткое знакомство с китайскими звукоснимателями
У Китая отношения с пикапом в чем-то вроде любви-ненависти. В стране есть обширная сельская глубинка, где идеально подходят пикапы, но в то же время она сильно урбанизирована. В то время как американцы могут использовать свои пикапы в качестве городской малолитражки, китайцы этого не делают. Чаще всего города запрещают въезд пикапам, особенно дизельным. Около двух десятилетий назад было множество производителей пикапов, так как же это произошло?
Если у вас есть правительство, которое изобретательно придумывает новые правила и положения, вы, вероятно, выращиваете население, которое изобретательно их обходит. Итак, начнем с правил. В конце 1980-х китайское правительство изобрело национальный каталог автомобилей. Это система регистрации для производства любого нового автомобиля. И это дает правительству возможность выбора, они могут просто отказать в одобрении производства.
И это именно то, что произошло. В стране было много мелких автопроизводителей, производивших всевозможные автомобили. Когда национальный автомобильный каталог появился в сети, многие из этих небольших заводов не получили разрешения на производство легковых автомобилей. Регистрация коммерческих автомобилей была намного проще, поэтому многие из этих заводов переключились на пикапы (зарегистрированные как легкие грузовики) и внедорожники (зарегистрированные как небольшие автобусы). Был даже период, когда некоторые заводы строили обычный седан, но без крышки багажника и регистрировали его как легкий грузовик. Покупателю автомобиля крышка багажника была отправлена отдельно.
Вы можете построить его, но вам все равно придется его продать. Пикапы были в Китае, в основном от японских брендов, но они были довольно дорогими. Когда небольшие заводы были вынуждены производить пикапы, китайцы придумали «универсальный грузовик», в котором автомобиль был построен с использованием строго стандартизированных компонентов. Так уже было с микролитражками, все они основаны на технологиях Suzuki или Daihatsu. С пикапами пошло так же. Некоторое время можно было купить кузов, скопированный с Isuzu, у Foday (часть 2 этой серии), лестничную раму у Shuguang (часть 3) и двигатель у Xinchen, который делал дешевые копии двигателей Mitsubishi. Нанесите на него свои собственные логотипы, и вы были в бизнесе.
Эти китайские подделки стоили очень дешево, часто дешевле обычных автомобилей. Китайцы любят свои минивэны и минигрузовики, но они всегда считались коммерческими автомобилями. Пикап или внедорожник больше похож на автомобиль, поэтому многие люди за пределами больших городов предпочли дешевый пикап более дорогому легковому автомобилю.
Огромное количество производителей пикапов, появившихся на рубеже веков, неуклонно сокращалось, и осталась лишь горстка. На это есть несколько причин. Во-первых, несколько мелких заводов были поглощены одним из крупных государственных конгломератов. Некоторые из них до сих пор производят пикапы, но уже под маркой нового владельца. Во-вторых, маленькой компании из Баодина под названием Great Wall Motors удалось сожрать почти весь рынок. Грузовики и внедорожники Great Wall были немного дешевле или немного лучше, чем у конкурентов, и это вытеснило несколько небольших заводов. В ближайшие несколько недель мы рассмотрим пять компаний, которые все еще существуют. Некоторые до сих пор борются за выживание.
Рынок пикапов и внедорожников медленно меняется. Некоторые города начали ослаблять некоторые ограничения, и раздавались призывы ускорить и расширить этот процесс. В то же время развивается стиль жизни «приключения на открытом воздухе», на что производители реагируют. Лидер рынка Great Wall в этом году представила новый бренд Tank для больших рамных внедорожников и добавила внедорожную версию своего самого продаваемого пикапа с толстыми шинами, очень высоким дорожным просветом и трубкой. Это соответствует текущей тенденции продвижения китайских брендов на более высокий рынок.
Итак, начнем наше путешествие по китайскому рынку внедорожников. Прежде всего, это производитель под названием Qingling.
Чунцинский машиностроительный завод и грузовик Shancheng
Те из вас, кто уже знаком с Qingling, могут счесть это странным выбором для начала, потому что компания не подходит под описание «малых заводов по производству пикапов» выше. Тем не менее, Qingling важен как первопроходец для многих заводов, которые соответствуют описанию. Мы скоро узнаем, почему.
Но давайте начнем с самого начала. Ну не совсем в самом начале. Китайские компании иногда пытаются преувеличить свою историю, поэтому они кажутся очень старыми. Я бы не стал обвинять Цинлин в этом, так что давайте начнем с того, с чего веб-сайт компании закладывает основу: с 1946 года. Местом является Чунцин, все еще находящийся под властью националистов (Гоминьдан). Правительство только что перенесло столицу из Чунцина в Нанкин, после того как японские захватчики покинули страну. Это, конечно, оказывает некоторое влияние на местную экономику Чунцина, города на юге центрального Китая на берегу реки Янцзы. Несколько небольших мастерских в районе города Сиесин объединяются в машиностроительный завод Чунцин Сиесин. История некоторых объединившихся компаний насчитывает несколько десятков лет, поэтому Qingling могла бы начать свою историю немного раньше, если бы захотела.
Фабрика Xiexing производит такие вещи, как паровые двигатели и электроинструменты, в основном для внутреннего судоходства. В последующие два десятилетия фабрика несколько раз сливается с другими и регулярно меняет названия. Их основной бизнес остается в судоходной отрасли, включая ремонт и техническое обслуживание судов. К 1966 году компания выбрала название Chongqing Power Machinery Factory, и производство автомобилей началось впервые.
Революционный комитет Чунцина, контролирующий завод энергетического машиностроения, черпает вдохновение из разработок в провинции Цзянси. Там завод Jiangxi Machinery Factory в 1967 году самостоятельно производит грузовик после длительных политических баталий с различными заинтересованными сторонами плановой экономики. В Чунцине думают: «Мы можем делать то же, что и они». Поэтому комитет заказывает местный грузовик и собирает ряд компаний для его разработки, во главе с Chongqing Power Machinery.
Команда начинает копировать грузовик FAW Jiefang CA10. В процессе они обнаруживают, что у них нет подходящего штамповочного оборудования для изготовления кабины. Поэтому для прототипа они распилили старый городской автобус Jiefang пополам, переместили двигатель вперед в раме (между сиденьем водителя и пассажира) и создали двухрядный грузовик с плоской головкой. Пять прототипов грузовиков принимают участие в праздничном параде в марте 1970 года.
Грузовик получает название Shancheng SC140. Шаньчэн означает «горный город», прозвище Чунцина. Серийное производство начнется в следующем году в небольших масштабах, и завод постепенно расширяется до 2000 грузовиков в год. Однако эта способность оказывается немного оптимистичной. За шестнадцать лет производства произведено чуть более 13 000 грузовиков Shancheng. С переходом на производство автомобилей в 1975 году машиностроительный завод переименовывается в Чунцинский автомобильный завод.
Если вы когда-нибудь задумывались, почему Changan, крупный производитель автомобилей из Чунцина, использует код компании SC для своих автомобилей, теперь у вас есть ключ к разгадке. Это происходит из Шаньчэн. Changan унаследовал регистрационный код после того, как грузовик был снят с производства. Это прекрасно совпало с приходом Changan в бизнес по производству минивэнов на базе Suzuki. Chongqing Automobile мог обойтись без кода, потому что к тому времени у него уже был другой.
Цинлинг от Isuzu
Конец семидесятых — время масштабных экономических реформ, и Шаньчэн не успевает за изменениями. Спрос на грузовик падает, и Chongqing Automobile отчаянно ищет новый продукт. Dongfeng и FAW отреагировали на экономическое возрождение созданием отраслевых ассоциаций в попытке получить контроль над многими поставщиками и связанными с ними компаниями. В 1980 году Чунцин на некоторое время присоединяется к Dongfeng Industry, но не находит утешения. В 1982 году они присоединяются к FAW Industry с тем же результатом.
Говорят, что три раза — это прелесть, и для Chongqing Automobile это действительно так. Тогдашний менеджер завода (У Юнь) предлагает создать совместное предприятие с иностранным автопроизводителем и находит успех в лице местного партийного секретаря (Сяо Ян). Оба мужчины отправляются в экспедицию в Японию, и им удается убедить директоров Isuzu, одного из старейших производителей грузовиков в Японии. Контракты подписаны, и в первый день 1985 года официально создано совместное предприятие Chongqing Automobile и Isuzu. Название новой компании Qingling Motors. Chongqing Auto владеет 75%, Isuzu остальные 25%.
Сам Isuzu уходит своими корнями в далекое прошлое. Истоки компании лежат в 1916 году, когда Токийская верфь Исикавадзима и Токийская газовая компания вместе работали над производством автомобилей. Первые автомобили — британские Wolseleys, построенные по лицензии. В 1933 году компания сливается с DAT Automobile (предшественником Nissan) в Tokyo Automobile и начинает производить грузовики собственной разработки под маркой Isuzu. Tokyo Auto также открывает несколько заводов в оккупированной японцами части Китая. Эти фабрики, конечно же, национализируются, когда японцы уезжают после Второй мировой войны.
После войны совместное предприятие на родине также распадается, и с 1949 года Isuzu Motors становится независимой компанией. В основном компания производит коммерческие автомобили, но также запускает программу легковых автомобилей при технической поддержке британской Rootes Group. Позже Isuzu налаживает долгосрочное партнерство с General Motors, продолжавшееся с 1971 по 2006 год. Последний легковой автомобиль Isuzu производится до 2002 года, после чего компания производит только грузовики, пикапы и внедорожники.
Значение Исузу
Qingling начинает производство Isuzu серии N, также известного как Isuzu Elf, в 1985 году, а пикап Faster следует за ним в 1987 году. Три года спустя в производство также запускается пикап серии TF, и здесь у нас есть причина, по которой эта серия статей начинается с Цинлин. Звукосниматели пользуются большим успехом на рынке, быстро становясь брендом номер один в течение десяти лет подряд. В результате этот Isuzu TF широко копируется в Китае, и его части поставляются почти каждому небольшому китайскому производителю пикапов в 1990-х и 2000-х годах. То же самое касается технически родственного внедорожника под названием Rodeo (или Mu на других международных рынках).
Та же участь постигла Isuzu D-Max после появления в 2003 году. Появляется много-много копий. Одним из заводов, использующих кузова, скопированные с Isuzu, является Great Wall Motors. Great Wall заменила Qingling-Isuzu в качестве крупнейшего производителя пикапов в Китае в 1998 году и удерживает эту позицию по сей день.
То же самое и с большими грузовиками. Особенно Isuzu Elf повсюду в Китае. Многие производители используют кабины, полученные либо напрямую от Isuzu, либо по лицензионным копиям, произведенным BAIC или Nanjing Automobile. Сама Isuzu расширила свой бизнес, ведь Qingling — не единственное совместное предприятие японского бренда. Он также имеет более известную связь с Jiangling Motors (JMC), преемником Jiangxi Machinery, компании, которая в первую очередь вдохновила грузовик Shancheng.
Последняя причина, по которой Isuzu является важным игроком на китайском рынке: это крупный производитель дизельных двигателей. Меньшие 4-цилиндровые агрегаты используются во многих пикапах и внедорожниках. Обычно они производятся совместным предприятием JMC-Isuzu, но у Qingling также есть завод по производству двигателей. Он основан в 2007 году и производит двигатели для больших грузовиков.
Бренд Цинлин
Вернемся ненадолго к корпоративному развитию. Следует упомянуть два события. Во-первых, китайская материнская компания Qingling, Chongqing Automobile, в 1991 году объединилась с двумя меньшими машиностроительными заводами и три года спустя переименовала себя в Qingling Automobile Group. Qingling Group по-прежнему полностью принадлежит местному правительству Чунцина. Во-вторых, Qingling (совместное предприятие) становится публичной компанией в 1994 году. Она выходит на Гонконгскую фондовую биржу. И Qingling Group, и Isuzu продают часть своих акций, что составляет текущее соотношение владения: Qingling Group 50,1%, Isuzu Motors 20%, публично торгуемые 29,9%.
Если мы посмотрим на продажи, Qingling продавал 100 000 автомобилей в год в период своего расцвета, но в более поздние времена эта цифра колеблется около 50 000 в год. Это может показаться низким, но Qingling Isuzu обслуживает элитный сегмент рынка. Они известны отличным качеством и обслуживанием, и, конечно же, это связано с ценой. И Qingling производит в основном легкие, средние и тяжелые грузовики. Новейшие пикапы и внедорожники поступают от JMC-Isuzu.
Тем не менее, Qingling признает потребность в большей емкости и предпринял некоторые шаги, чтобы выйти на более массовую часть рынка. В декабре 2017 года Qingling представляет пикап D-Max 2-го поколения под собственным брендом Qingling Taga по гораздо более низким ценам, чем оригинал JMC-Isuzu. Последний D-Max выйдет в 2021 году под названием Taga-H. Taga — это прекрасная аббревиатура от «достичь великой цели», но, насколько я могу судить, звукосниматели марки Qingling пока не пользуются большим успехом.
Затем Qingling создает совместное предприятие с Shineray, мотоциклетной компанией, которая также производит минивэны и грузовики вместе с Brilliance. Целью Qingling Shineray является предложение грузовиков Isuzu по сниженным ценам. После первоначального объявления о создании совместного предприятия в декабре 2020 года было очень мало информации. Пока это только канал продаж.
В 2021 году материнская компания Qingling Group создала совместное предприятие с Bosch, крупным немецким поставщиком компонентов, для разработки водородных топливных элементов для грузовиков. Учитывая, что Isuzu так глубоко вовлечена в разработку дизельного двигателя, неудивительно, что Qingling решает самостоятельно пойти по пути Новой энергии. Первые результаты работы Qingling-Bosch появились в анонсах новых автомобилей МИИТ в начале этого года. Qingling Motor зарегистрировала два грузовика с водородным двигателем под собственным логотипом.
Итоги и что дальше
Qingling — небольшой, но очень уважаемый производитель грузовиков Isuzu. Вы, вероятно, не будете часто видеть появление бренда на CarNewsChina, но он сыграл важную роль в появлении отечественных производителей пикапов. На следующей неделе мы рассмотрим компанию Foday, которая скопировала первые пикапы Qingling-Isuzu, и то, как она оказалась в руках Xpeng.