Лидирующим среди трех крупных китайских стартапов по производству электромобилей является LI Auto. В отличие от NIO и XPeng, они производят не полностью электрический автомобиль, а автомобиль с увеличенным запасом хода. Большой внедорожник One — это только половина концепции новой мобильности основателя LI Auto Ли Сяна, но другая половина так и не вышла на рынок.
Ли Сян, особый персонаж
Продукт — не единственное, что отличает LI Auto от двух основных конкурентов, также немного отличается история его основателя. Ли Сян родился в Шицзячжуане (провинция Хэбэй) в 1981 году в семье среднего класса, поэтому он немного моложе Ли Биня (NIO) и Хэ Сяопина (XPeng). В старшей школе он ничем не примечательный ученик, уж точно не лучший в своем классе. Он находит свою страсть дома, когда он открывает для себя могучий Интернет.
Ли начинает свои первые испытания еще в старшей школе. «Мои учителя и родственники думали, что я ни на что не годен, потому что у меня плохая успеваемость, поэтому я завел личный веб-сайт, чтобы на меня не смотрели свысока», — говорит Ли в своем Weibo в 2019 году. Вскоре он зарабатывает больше, чем его родители (и его учителей), поэтому он решает бросить школу вместо того, чтобы сдавать вступительные экзамены в колледж. Его домашний проект становится бизнесом в 1999 году, веб-сайт под названием PCPop.com.
Это первый раз, когда Ли демонстрирует твердую решимость делать все по-своему. В то время как Ли Бинь рассматривается как дружелюбный лидер, а Хэ Сяопэн — как фанат технологий, личность Ли Сяна гораздо более поляризована. С одной стороны, его восхищают за сосредоточенность и дальновидность, с другой стороны, его критикуют за грубость и неуклюжесть в некоторых из его (социальных) выходов в СМИ. Недаром Ли часто называют китайским Илоном Маском.
Интернет-бизнес
PCPop — это розничная и рекламная платформа для бытовой электроники, такой как мобильные телефоны. Ли полагается на тяжелую работу, чтобы победить в соревновании. Он встает очень рано утром, чтобы искать в Интернете новые продукты и более выгодные предложения. Он хочет первым предлагать каждый новый продукт и услугу, и эта стратегия окупается. PCPop становится ведущим порталом бытовой электроники. В первые годы Ли ведет бизнес из родительского дома, но в 2002 году переезжает в Пекин и арендует приличный офис. Это позволяет ему нанимать больше сотрудников и расширяться дальше.
В поисках новых направлений для роста Ли берется за другое свое хобби: автомобили. Сначала он начинает разрабатывать раздел PCPop, посвященный автомобильной электронике, и продолжает добавлять новые элементы автомобильного сектора, включая сами автомобили. В 2005 году автомобильный раздел становится каналом PCPop под названием Autohome, а в 2007 году веб-сайт выделяется как отдельная компания. Цель ясна: стать первым ресурсом Китая для потребителей, когда они ищут автомобиль, хотят его купить или просто ищут информацию.
Хотя обе интернет-компании добились впечатляющего первоначального роста, начинает проявляться недостаток опыта Ли Сяна в качестве менеджера и предпринимателя. Веб-сайты не возвращают ожидаемых доходов. Только когда Цинь Чжи, опытный бизнес-менеджер с гарвардским образованием, присоединяется к Autohome в начале 2007 года, когда все начинает меняться. Цинь излагает рабочие процедуры, создает стратегию маркетинга и продаж и превращает компанию в гораздо более профессиональную компанию. Доходы увеличиваются в несколько раз, и Цинь берет на себя роль генерального директора, поскольку Ли признает, что он лучше подходит для этой работы.
В 2008 году финансовый кризис серьезно сказался на доступности денег и рекламных бюджетов компаний. У быстрорастущей компании Autohome внезапно возникли проблемы, поскольку их поток доходов иссякает. Цинь решает продать 55% PCPop и Autohome австралийской маркетинговой и телекоммуникационной компании Telstra. Теперь Ли не только потерял должность генерального директора, но и потерял контроль над своей компанией.
Тем не менее, на возрождающемся после кризиса автомобильном рынке Autohome продолжает расти, как и прежде, и вскоре все цели достигнуты. В настоящее время Autohome является крупнейшим новостным сайтом, крупнейшим автомобильным онлайн-сообществом и крупнейшим онлайн-реселлером в Китае. В 2013 году Autohome размещается на Нью-Йоркской фондовой бирже, что очень радует Telstra и нескольких менеджеров Autohome. Три года спустя Telstra продает оставшиеся акции китайской страховой компании Ping An.
К тому времени и Цинь, и Ли больше не подключены к Autohome. Цинь делает карьеру в Telstra, но выступает против продажи компании Ping An. Когда это происходит, он отказывается от должности директора Autohome и покидает компанию. Ли покидает Autohome почти на год раньше. Он строит новые планы.
2014
2014 год оказался поворотным для Ли Сяна. Есть два события, которые определили его будущий курс. Сначала он получает свою Tesla Model S. На самом деле он один из дюжины или около того знаменитостей, которые доставили одну из самых первых Tesla в Китай на мероприятии, на котором присутствовал сам Илон Маск. Ли уже подумывал о том, чтобы так или иначе заняться транспортными средствами Новой энергии , и Тесла убеждает его, что это можно сделать правильно.
Все становится более реальным, когда Ли Бин предлагает ему стать соучредителем NIO. Ли Сян серьезно рассматривает эту возможность, но в конце концов отклоняет предложение. После разговоров с Ли Бином он подозревает, что у них будут противоречивые представления о будущих электромобилях. Тем не менее, Ли Сяну настолько нравится инициатива Ли Биня, что он стал одним из первых инвесторов с несколькими миллионами долларов из собственных средств.
Год спустя Ли Сян уходит из Autohome и в апреле 2015 года основывает компанию Beijing Chehejia Information Technology. Теперь у него есть собственная автомобильная компания.
СЭВ и внедорожник
В то время как Ли Бин и NIO следуют генеральному плану Tesla, начиная с дорогих электромобилей и заканчивая массовыми моделями, у Ли Сяна совершенно другой подход. Он видит, что его новая компания изначально будет расти на двух очень разных моделях под кодовыми названиями SEV и SUV. SEV — это небольшое решение для городской мобильности, а внедорожник — большой автомобиль дальнего действия для междугородних поездок. Beijing Chehejia, что, кстати, переводится как «Автомобиль и дом», первым начинает разработку SEV.
В Китае LSEV (низкоскоростные электромобили) представляют собой особый вид транспортных средств. Автомобили имеют очень простую технологию, приводятся в движение двигателем мощностью около 4 кВт и обычно имеют свинцово-кислотные батареи в качестве накопителя энергии. Для управления таким LSEV лицензия не требуется. В некоторых регионах страны они пользуются большой популярностью, поскольку пользуются попустительством местных властей (по закону их не пускают на большинство дорог) и стоят очень дешево. В то же время аналитики, а также Ли Сян, ожидают, что центральное правительство примет набор общенациональных правил для этих автомобилей (на основе новых правил ЕС для таких автомобилей) и сделает их законными.
Chehejia разрабатывает свой SEV в соответствии с этими правилами ЕС, но его конструкция далека от сверхдешевых LSEV, к которым привыкли китайцы. SEV — современный двухместный автомобиль (пассажир сидит за водителем, как в Renault Twizy) с современными технологиями, такими как современные двигатели и съемная литиевая батарея, которую можно взять из автомобиля и зарядить внутри. дом хозяев. Хотя SEV должен быть доступен для частных покупателей, Ли Сян в основном ориентируется на услуги каршеринга и такси. Chehejia даже достигает соглашения о создании совместного предприятия с Didi, крупнейшей китайской компанией по оказанию услуг такси, в 2018 году, но вскоре после этого план проваливается.
Получается, что центральное правительство не собирается с легализацией категории LSEV. Это настоящая неудача для Чехеджиа. Компания построила современное производственное предприятие в Чанчжоу (провинция Цзянсу) и уже начала мелкосерийное пробное производство SEV. Однако в первой половине 2018 года Chehejia полностью списывает проект и продает все активы (включая прототипы, аккумуляторы и интеллектуальную собственность) третьим лицам. Интересно, что SEV больше никогда не появлялся под другим брендом.
Это означает, что для Chehejia все возвращается на круги своя, и им нужно продвигать свой проект внедорожника. Это совсем другой вагон, 5 метров в длину и вместимостью шесть-семь человек.
Тот самый
Прежде чем мы получим автомобиль, давайте сначала посмотрим на корпоративные разработки. Уже в 2017 году Chehejia начинает подготовку к международному IPO, учреждая Chehejia Technologies на Каймановых островах. Зарубежная компания берет под свой контроль операции в Китае через дочернюю компанию в Гонконге и учреждает предприятие с переменной долей (VIE) с Beijing Chehejia. Мы видели эту структуру раньше с NIO и другими. Он предназначен для того, чтобы разрешить иностранные инвестиции в китайскую компанию, деятельность которых ограничена китайским законодательством.
В 2019 году Chehejia Technologies переименовывает себя в Leading Ideal Inc. Это, конечно, довольно смелое название для начинающей компании. Это перевод китайской фразы Lixiang Zhizao, обратите внимание на имя основателя в первой части. Некоторое время торговая марка также называлась Leading Ideal, но в 2020 году компания сокращает ее до LI Auto, а компания переименовывается в LI Auto Inc. На китайском языке бренд часто называют Lixiang.
Вернуться к машине. LI представляет One, как они называют свою первую модель, в апреле 2019 года, а производство начнется в ноябре. Фактические поставки начнутся в начале 2020 года. The One заметно отличается от предложений NIO и Xpeng, двух его основных конкурентов и идейных братьев. В то время как два других, по крайней мере, пытаются изображать себя «полностью саморазвитыми», LI Auto объявляет о ряде крупных партнерских отношений с такими поставщиками, как Bosch, BorgWarner, Panasonic и Valeo. А во-вторых, One — это не полностью электрический автомобиль, а подключаемый гибрид. Или лучше, электромобиль с увеличенным запасом хода, такой как Chevrolet Volt.
У One есть батарея на 40 кВт⋅ч для пробега на электротяге около 180 км. А еще есть 1,2-литровый трехцилиндровый двигатель Dongan с турбонаддувом, который действует как генератор и не приводит в движение колеса. Комбинированный бензиново-электрический запас хода составляет 800 км, что намного больше, чем у китайских конкурентов. С двумя электродвигателями One является полноприводным и развивает общую мощность 240 кВт.
Производство осуществляется на готовом заводе в Чанчжоу. Как обычно, LI Auto должна получить разрешение на производство, чтобы иметь возможность продавать автомобили. Он находит это разрешение у Lifan, когда-то популярного частного производителя автомобилей, базирующегося в Чунцине. У Lifan есть два таких разрешения, по одному на каждую единицу легкового автомобиля. В декабре 2018 года LI Auto приобретает одно из таких подразделений, Chonging Lifan Automobile. Перед сделкой большая часть активов перешла в другой автомобильный бизнес Lifan, но разрешение и завод являются частью сделки. После того, как LI Auto передаст разрешение своей холдинговой компании и передаст завод новой дочерней компании, остальная часть Lifan Automobile будет утилизирована.
Медленный успех
LI Auto — относительно экономная компания. Конечно, до сих пор это компенсирует убытки, но в меньшей степени, чем другие стартапы. Первоначально LI Auto финансируется за счет частных инвестиций, Meituan (интернет-магазин) и Bytedance (разработчик программного обеспечения, наиболее известный благодаря приложению TikTok) являются наиболее известными из них. Но LI Auto не зря создала структуру VIE. В июле 2020 года компания выходит на американскую биржу NASDAQ, что приносит миллиард долларов. Второй листинг в Гонконге следует в начале этого года, снова привлекая значительное количество новых средств. В отличие от своих предыдущих предприятий, Ли Сян по-прежнему контролирует большинство прав голоса.
С доставкой, начавшейся в разгар пандемии коронавируса, LI One делает медленный коммерческий старт. Поначалу продажи идут хорошо, но сильно отстают от NIO и XPeng. Но медленно и неуклонно автомобиль растет в китайской аудитории, и продажи все время растут, вплоть до того, что LI Auto догнала NIO и XPeng. The One — влиятельный автомобиль, поскольку традиционные конкуренты представляют аналогичные автомобили. Например, новый Lantu (Voyah) Free от Dongfeng и Seres SF5 «Huawei Inside» работают по одному и тому же принципу. Ли Сян, возможно, создал новый автомобильный ажиотаж.
Интересно отметить, что «Три новые силы» китайского автомобилестроения могут очень хорошо сосуществовать, потому что каждая из них выбрала свой подход к рынку. NIO фокусируется на клиентском опыте, XPeng — это бренд для фанатов технологий, а LI Auto решает проблемы с ассортиментом. Они все берут кусок пирога без особой прямой конкуренции. Следующим шагом для LI Auto станет внедорожник еще большего размера, с большей мощностью и большим пространством. CarNewsChina уже показала вам шпионские снимки. Это будет еще один электромобиль с увеличенным запасом хода, и, поскольку с этого года государственные правила в отношении (подключаемых) гибридов немного ослабли, LI Auto может отложить переход на полностью электрические автомобили еще на некоторое время.
Читать больше историй автопроизводителей
Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.