На прошлой неделе мы видели, как GAC заменил не желавшего этого партнера по совместному предприятию более многообещающим и реорганизовал свою бизнес-структуру. Он также сделал первые шаги к собственному автомобильному бренду, но прежде чем мы дойдем до этого, сначала мы рассмотрим других партнеров GAC по совместному предприятию. GAC добавила в свой портфель несколько международных брендов, а также начала сотрудничать с некоторыми отечественными производителями автомобилей.
Японское соревнование GAC
После обмена Peugeot на Honda компания GAC впервые ощутила вкус большого коммерческого успеха. Это открыло двери для большего количества совместных предприятий, теперь, когда GAC стал надежным партнером международных производителей. Удивительно, но GAC обратилась к главному конкуренту Honda для своего второго проекта совместного предприятия, а именно к Toyota.
Подъем Toyota на китайском рынке был очень осторожным, может быть, даже медленным. Они поздно вошли в местное производство, создав свое первое совместное предприятие с Tianjin Automobile в 2000 году. Конечно, у Toyota уже было некоторое техническое сотрудничество с несколькими небольшими китайскими производителями, но в основном это были коммерческие автомобили. Подумайте, например, о фургонах Jinbei. Тяньцзинь объединился с FAW в 2003 году, что укрепило позиции Toyota на китайском рынке, а японцы нашли место для еще одного совместного предприятия.
В то время как FAW-Tianjin-Toyota в основном концентрировалась на небольших автомобилях, таких как Vios и Corolla, совместное предприятие GAC-Toyota, созданное после долгих переговоров в 2004 году, впервые произвело модель Camry. Опять интересный выбор, ведь Камри, конечно же, прямой конкурент Honda Accord производства GAC-Honda. Между Accord и Camry разгорелась большая битва за первое место в чартах продаж, в процессе обогнав VW Passat и Nissan Teana. Первое место несколько раз переходило из рук в руки.
Вторым автомобилем GAC-Toyota стал Yaris в 2006 году, связанный с FAW-Toyota Vios. Однако Yaris не удалось завоевать сердце китайского покупателя. Его мягкий, пышный вид был слишком женственным, а машина была значительно дороже большинства конкурентов. Toyota возлагала большие надежды на свое третье предложение, Highlander. Это был внедорожник размером с Camry, который считался намного более продвинутым, чем обычные китайские внедорожники, которые доминировали в этом сегменте в 2009 году.
В 2008 и 2009 годах бренд столкнулся с неожиданными трудностями на рынке. Сначала у Camry отказали тормоза. Главный тормозной цилиндр может начать течь, что приведет к снижению тормозного усилия. Хотя это была явная проблема с безопасностью, реакции Toyota явно недоставало. Вместо общенационального отзыва компания полагалась на свои регулярные интервалы обслуживания, чтобы выявлять потенциальные проблемы и устранять их только тогда, когда они появляются. В то время как проблема привлекла внимание средств массовой информации, корпоративный имидж Toyota в отношении технической надежности и отличной заботы о клиентах пострадал, и в конце концов это привело к отзыву. В то время как Toyota заменила главный цилиндр на всех Camry, произведенных в Китае, Honda Accord вернула себе лидерство в чартах продаж.
Вторая проблема возникла, когда мужчина прокатился на своем новеньком Highlander по грунтовым дорогам в сельской местности. Он и его друзья столкнулись с довольно крутым подъемом, и хотя все машины его друзей добрались до вершины, Toyota не смогла подняться на холм. Впервые об этом сообщили в местных новостях, но оно привлекло внимание всей страны, когда телевизионная станция взяла Highlander на тест-драйв на этом холме. Выяснилось, что машина действительно не добиралась до вершины, если только не совершала долгий разбег и не преодолела уклон на скорости. Toyota никак не отреагировала на инцидент, который затем превратился в фарс, когда люди попытались (и преуспели) подняться в гору на супердешевых миникарах вроде Chery QQ.
Два инцидента повлияли на продажи GAC-Toyota и Toyota, но, в конце концов, их последствия были недолгими. Toyota продолжала выпускать E’Z (Verso MPV), серьезную реконструкцию Yaris и новое поколение Camry. Большой салон также получил гибридный вариант. К концу 2011 года беспорядки конца 2010-х были в значительной степени забыты.
В 2013 году появилось новое поколение Yaris, и, что более важно, год спустя GAC-Toyota также начала производство Levin. Levin — это, конечно же, обновленная версия Corolla, которая уже производилась FAW-Toyota. К тому времени составы GAC-Toyota и FAW-Toyota в значительной степени перекликались, и эта стратегия продолжается до сих пор. Оба совместных предприятия производят в основном одни и те же автомобили, хотя и под разными названиями моделей и реализуют их через разные каналы продаж. В настоящее время большинство крупных международных брендов, имеющих более одного совместного предприятия, практикуют эту стратегию.
Toyota обновила Highlander в 2015 году, эта модель стала единственным внедорожником в линейке GAC-Toyota. Так было до 2018 года, когда Toyota добавила C-HR. После этого линейка внедорожников быстро расширилась. Wildlander (RAV4) появился в 2020 году, за ним последовал еще один новый Highlander в 2021 году и Venza (RAV4 Coupe) и Frontlander (Corolla Cross) в 2022 году. Между тем Toyota также представила новые поколения Camry и Levin (добавив версия с колесной базой называется Levin GT). После четырехлетнего перерыва, связанного с прекращением производства E’Z, Toyota снова вошла в сегмент минивэнов с Sienna в 2021 году.
Усилия Toyota по электрификации всегда были сосредоточены на гибридных автомобилях, поскольку они первыми выпустили этот тип автомобилей в конце 1990-х годов. По большей части это относится и к Китаю, хотя гибридизация шла немного медленнее, чем в ЕС или США. Но сегодня Toyota предлагает гибридный вариант на всех своих автомобилях, кроме Yaris. Тем не менее, в Китае есть некоторые особые правила в отношении электрифицированных транспортных средств, в том числе необходимость получения некоторых регулятивных кредитов NEV. Эти кредиты NEV доступны только для автомобилей BEV, PHEV или автомобилей на топливных элементах. Если производитель не производит их сам, он должен покупать их у других или быть оштрафован Пекином.
Поэтому Toyota нужно было приложить некоторые усилия к электромобилям, и первой попыткой было создание суббренда под названием Lingzhi (или Leahead по-английски, что означает Leap Ahead). Я рассказывал об этой марке в предыдущей статье, и в 2015 году она произвела только один автомобиль: Leahead i1, электрический Yaris. GAC-Toyota продал пару десятков. Когда кредиты NEV действительно стали проблемой, Toyota сделала то же, что и Honda: переименовала автомобили GAC. Они переименовали одни и те же автомобили, Trumpchi GS4 и Aion S. Хотя изначально они снова были объявлены как Lingzhi, эти автомобили продаются или продаются как GAC-Toyota.
Toyota также преобразовала C-HR в BEV. Это была обычная переделка «послепродажного обслуживания» с аккумуляторной батареей, привинченной к полу автомобиля. Ранние китайские производители электромобилей сделали это несколько лет назад, но C-HR BEV появился в 2019 году. Он также продавался FAW-Toyota, как и Izoa. Обе машины были сняты с производства в пользу настоящего электромобиля Toyota, bZ4X. Теперь этот автомобиль пережил очень неприятный глобальный дебют с 4-месячным перерывом в производстве из-за проблем с колесами и подушками безопасности, а затем последовали очень критические отчеты об испытаниях из нескольких СМИ о низкой дальности и медленной зарядке.
Как все плохие новости повлияют на продажи bZ4X в Китае, еще неизвестно. Однако у Toyota есть запасная стратегия. В апреле 2020 года японцы создали новое совместное предприятие с электростанцией BYD под названием BYD Toyota EV Technology. Это не производитель автомобилей, а научно-исследовательская компания. Это означает, что BYD Toyota будет разрабатывать и проектировать Toyota BEV для Китая. Первая машина только что вышла и называется bZ3. Это седан среднего размера, основанный на платформе Toyota e-TNGA, но с полной трансмиссией и аккумулятором от BYD. Toyota хочет, чтобы он стал «электрической Corolla», так что это, безусловно, важный автомобиль.
Японский бренд очень хорошо зарекомендовал себя на китайском рынке. Похоже, что глобальные проблемы с поставками, беспокоящие отрасль после коронавируса, относительно не повлияли на него, и он постепенно приближается к Volkswagen, занимая первое место в чартах продаж. Единственным препятствием на пути к свержению немцев является электрический партнер Toyota. BYD может просто пройти оба, прежде чем Toyota сможет претендовать на корону.
Привет Италия
Fiat был довольно успешным в Китае с коммерческими автомобилями (Iveco) и сельскохозяйственными тракторами (New Holland), но легковые автомобили? Не так много. У итальянцев было совместное предприятие с Nanjing Automobile с 1999 года, и они производили ряд автомобилей на основе серии Palio. Этот дизайн довольно хорошо продавался во многих развивающихся странах, но в Китае завод на 100 000 автомобилей производил всего около 30 000 автомобилей в год. В 2006 году Nanjing Auto приобрела остатки MG Rover, и Fiat решил, что их партнер отвлекся. В 2007 году, незадолго до слияния Nanjing Auto и SAIC, Fiat вышла из совместного предприятия.
Вместо этого Fiat обратился к Chery Automobile. Летом 2007 года оба бренда объявили о создании совместного предприятия по производству автомобилей Alfa Romeo 147 и 159, а также о проекте двигателя под руководством Chery. Документы были подписаны, но это были декларации о намерениях. Немного позже GAC обратилась к Fiat по поводу своего нового бренда собственной разработки. GAC искала какую-то передачу технологий, чтобы быстро запустить дело, и Fiat продал им производственную линию и платформу от Alfa Romeo 166, которая только что была снята с производства.
Очевидно, одно привело к другому, и в марте 2009 года Fiat отозвал предложенное совместное предприятие с Chery. Итальянцы ссылались на экономические причины, так как только что разразился мировой кредитный кризис. Всего три месяца спустя они подписали соглашение о создании совместного предприятия с GAC, и в конце ноября началось строительство нового завода в Чанша, провинция Хунань. До лета 2012 года фабрика будет завершена.
Тем временем в других местах происходили интересные события. В США Chrysler Corporation попала в беду во время кредитного кризиса, а Fiat участвовал в предотвращении банкротства. В 2009 году итальянцы приобрели 20% акций Chrysler, которые выросли до 59% в 2012 году, а в январе 2014 года им было разрешено полностью приобрести американского автопроизводителя. Новая глобальная компания была переименована в Fiat Chrysler Automobiles (FCA).
Таким образом, слегка рестайлинговый Dodge Dart стал первым китайским Fiat под названием Viaggio. Dodge, в свою очередь, был седаном хэтчбека Alfa Romeo Giulietta. Автомобиль поставлялся с современными двигателями T-Jet и опциональной трансмиссией DCT. В 2014 году Fiat также выпустил версию автомобиля с кузовом хэтчбек под названием Ottimo. Обе модели продавались до 2017 года и были единственными двумя продуктами с маркировкой Fiat от GAC-FCA.
Компания увидела лучшие возможности, вернув культовое имя в истории китайских автомобилей: Jeep Cherokee. Cherokee производился компанией Beijing Jeep в течение многих лет и был хорошо известен на улицах. Cherokee от GAC-FCA, конечно, был гораздо более современным поколением и появился в 2015 году. Год спустя GAC-FCA добавила меньшие модели Renegade и Compass, полностью переключив модельный ряд на Jeep. Модельный ряд пополнился большим Grand Commander в 2018 году.
Ставка GAC-FCA на имя Jeep окупилась. Производство автомобилей выросло до более чем 200 000 автомобилей в 2017 году, но это оказался лучший год для совместного предприятия. Путь вниз занял немного больше времени, чем путь вверх, но в 2021 году Jeep продал всего чуть более 20 000 автомобилей. Вы, наверное, заметили, что мои коллеги-писатели на этом сайте упомянули бум ажиотажа на открытом воздухе в Китае с тех пор, как страну поразил коронавирус. И какой бренд вы бы ассоциировали с таким стилем жизни? Да, джип. Но вместо этого китайские покупатели устремились на пикапы и полноприводные внедорожники отечественных производителей.
События за океаном в очередной раз определили судьбу совместного предприятия. В 2020 году FCA и PSA (компания Peugeot из Франции) вступили в переговоры о слиянии. Процесс был завершен в январе 2021 года, и объединенная компания будет называться Stellantis. Бывший генеральный директор Peugeot Карлос Таварес был назначен во главе. На Западе слияние рассматривалось как создание сильного глобального игрока в автомобильной промышленности, но его деятельность в Китае была проблематичной. GAC-FCA находилась в упадке, а совместное предприятие Dongfeng-PSA было лишь тенью их былой славы.
Таварес не отличается тонкостью. В начале 2022 года он сказал, что Stellantis увеличит свою долю в GAC-FCA до 75%. Для директоров GAC это объявление появилось неожиданно, и их это не позабавило. За этим последовали месяцы армрестлинга и пререканий. Производство на совместном предприятии было остановлено в июле. Обе стороны не смогли прийти к соглашению, и в октябре GAC-FCA была объявлена банкротом. В случае повторения истории Peugeot (точнее, Stellantis) удалось свести на нет совместное предприятие GAC. Снова.
Бриллианты — не навсегда
Пока GAC готовилась к запуску собственного автомобильного бренда, компания взаимодействовала с тремя более мелкими отечественными производителями автомобилей. Я уже упоминал Changfeng Automobile на прошлой неделе в описании процесса перехода GAC. В 2012 году GAC полностью приобрела Changfeng и совместное предприятие с Mitsubishi, которое было у этого небольшого бренда. GAC отделила Changfeng и Mitsubishi и создала совместное предприятие с самим японским брендом. В сентябре 2012 года GAC (50%), Mitsubishi Motors (30%) и Mitsubishi Corporation (20%) завершили контракты.
В переходный период модель Pajero была единственным производимым автомобилем марки Mitsubishi, но вскоре после этого она исчезла. Несмотря на разумный успех Pajero, у GAC Mitsubishi были другие планы. Вместо этого компания запустила в производство Mitsubishi ASX, компактный внедорожник, пришедший на смену большому внедорожнику. Это оказалось мудрым шагом, производство удвоилось с 30 000 до 60 000 автомобилей. В 2017 году, когда GAC-Mitsubishi только что выпустила модель Outlander, производство снова удвоилось. В следующие два года совместное предприятие пережило свои дни славы, когда было продано около 140 000 автомобилей.
В то время у Mitsubishi также было китайское совместное предприятие с Fujian Motors. Ассортимент продукции был четко разделен: Fujian Mitsubishi производила седаны, в основном модели на базе Lancer, и минивэны, а GAC-Mitsubishi производила внедорожники. ASX все еще находится в производстве после многочисленных обновлений и фейслифтинга. Но старая машина не может скрыть свой возраст, и за последние пару лет ее привлекательность уменьшилась. Таким образом, на Outlander приходится большая часть продаж, по-прежнему только половина лучших лет. Пытаясь переломить тенденцию к снижению, Mitsubishi добавила в модельный ряд Eclipse Cross, а вскоре последует Outlander нового поколения.
У Mitsubishi Motors возникли проблемы на внутреннем рынке, когда выяснилось, что компания годами обманывала тесты на выбросы и экономию топлива. Дошло до того, что Mitsubishi пришлось спасать Nissan, который забрал контрольный пакет акций. Позже за подобные правонарушения были пойманы почти все остальные японские бренды, но больше всего пострадала компания Mitsubishi. Nissan не унаследовал процветающий бренд. Mitsubishi уже много лет славится практичными, надежными и доступными автомобилями, но такие известные бренды, как Colt, Lancer или Galant, исчезали с рынка. Pajero исчез, а раллийные успехи Lancer, казалось, были забыты. Mitsubishi выжила благодаря целому ряду автомобилей Kei в Японии, малобюджетных минивэнах в Юго-Восточной Азии и некоторых умеренно успешных внедорожниках в других странах. В 2020 году компания Nissan решила, что все будущие модели будут использовать те же технологии, что и автомобили Nissan. Новый Outlander является производным от Nissan Rogue/X-Trail.
Mitsubishi неплохо продавала Outlander PHEV на некоторых рынках, но не в Китае. Усилия по электрификации бренда последовали примеру Honda и Toyota. Создайте суббренд и переименуйте некоторые автомобили GAC Trumpchi. Суббрендом Mitsubishi был Qizhi (Eupheme на английском языке), и, как Honda и Toyota, он переименовал Trumpchi GS4 в Qizhi PHEV. Qizhi не электрифицировала ни одну из своих бензиновых машин, но переименовала Trumpchi GE3 (небольшой хэтчбек и предшественник бренда Aion) в Qizhi EV. Не могу найти, продаются ли вообще Кижи, но если и продавались, то в небольшом количестве. В 2020 году бренд снова исчез.
Чтобы оставаться актуальным на китайском рынке, Mitsubishi разработала модель только для Китая. Опять же, в основе автомобиля лежала технология GAC Aion, в данном случае платформа и трансмиссия Aion V-серии. Но в отличие от Qizhi, на этот раз Mitsubishi разработала собственный кузов. Этот Airtrek имеет те же размеры, что и Outlander, но поставляется только в версии BEV. Автомобиль поступил в продажу в январе 2022 года, но еще не нашел 1000 покупателей.
В начале этого года бренд с бриллиантовым логотипом объявил о приостановке производства. Изначально он был объявлен на несколько недель, заканчивающихся в мае. Однако май пришел и ушел, и приостановка производства продлевается на неопределенный срок. Чиновники Mitsubishi заявили, что не планируют покидать китайский рынок, но, по крайней мере, будущее выглядит очень трудным.
На следующей неделе
Последний эпизод этого сериала о GAC будет посвящен собственным автомобильным брендам компании Trumpchi, Aion и Hycan.