На прошлой неделе мы начали изучение автомобильной промышленности провинции Фуцзянь вместе с производителем автобусов King Long. Провинциальный автомобильный холдинг Fujian Automobile Industry Group (FAIG) приобрел King Long, когда она уже была очень успешной компанией. Теперь мы обращаем наше внимание на усилия FAIG по производству легковых автомобилей, которые в своей истории добились гораздо более нестабильных результатов.
Связь с Тайванем
Одной из отправных точек истории является основание FAIG в 1992 году. Чиновники провинции Фуцзянь считали, что это их последний шанс заняться производством автомобилей, если они хотят стать серьезным игроком в отрасли. Экономические реформы уже более десяти лет меняют страну, и несколько ранее существовавших производителей консолидировали свои цепочки поставок. Поэтому политики создали FAIG и поставили Лин Юйчжана во главе операции.
Уроженец Шанхая Линг в 1945 году получил образование в Пекинском технологическом институте, но большую часть своей трудовой жизни проработал партийным бюрократом в провинции Фуцзянь. До того, как он присоединился к FAIG, он был менеджером провинциального комитета по машиностроению. Линг неохотно подошел к своей новой задаче, видя множество способов потерпеть неудачу. Ни у него, ни у FAIG никогда не было намерения наладить производство автомобилей с нуля, поэтому Линг отправился в Японию, чтобы найти подходящего партнера. Он вернулся с некоторыми возможностями, но ни одна из них не была очень заманчивой.
Его вторая командировка привела его на остров ближе к дому, Тайвань. Yulon является здесь крупным игроком, но у нее также есть дочерняя компания China Motor Corporation (CMC). Хуан Пейи уже вел переговоры с CMC в 1989 году о своем бизнесе King Long, но у него не было достаточно денег, чтобы заняться бизнесом по производству легковых автомобилей. У FAIG были средства, и в 1995 году Линг и CMC достигли соглашения о создании совместного предприятия 50/50.
CMC была основана в 1969 году тем же Яном Цинлином, который основал Yulon 16 лет назад. В то время как Yulon производила легковые автомобили вместе с Nissan, CMC следовала аналогичной стратегии для легких коммерческих автомобилей с Mitsubishi. CMC собрала несколько продуктов Mitsubishi для тайваньского рынка. Yulon и CMC связаны, но холдинговой компании нет. Вместо этого семья Яна, Юлон, CMC и несколько других предприятий имеют перекрестные доли участия друг в друге, чтобы обеспечить контроль семьи.
Совместное предприятие под названием Soueast (Fujian) Automobile Industry было официально создано в мае 1995 года. Китайское название Dongan, что переводится как Восток-Юг, но английское название (также используемое на китайских автомобилях) всегда писалось как Soueast. , где почему-то отсутствует буква «th». Первым продуктом был Mitsubishi Delica, небольшой фургон, который должен был собираться на автомобильном заводе в Фучжоу, что было включено в соглашение о совместном предприятии.
Автомобильный завод Фучжоу
Для преданных читателей следующий раздел может показаться знакомым. Мы уже встречались с автомобильным заводом в Фучжоу, но давайте еще раз вспомним его историю. Компания была основана как Авторемонтный завод Фучжоу во время «Большого скачка вперед» в 1956 году. В основном это производитель компонентов, но в первые годы своего существования Фучжоу также собирал небольшое количество легких грузовиков на основе конструкции Dodge. Восемь из этих грузовиков увидели свет в 1959 году, но из-за ограниченных возможностей завода впоследствии он вернулся к производству деталей.
Однако десять лет спустя Фучжоу возвращается к производству автомобилей, получив чертежи внедорожника Beijing Auto Works BJ212. В 1969 году было произведено пробное производство, автомобиль (FZ211) поступил в продажу в 1971 году, а Фучжоу добавил 12-местную версию «легкого автобуса» собственной разработки (FZ620). Производство исчисляется десятками в год, но все становится немного серьезнее, когда в конце семидесятых Fuzhou представляет собственную версию легкого грузовика BAW BJ130 (FZ130). Затем объемы производства вырастают до нескольких сотен в год. Фучжоу также выходит из бизнеса по производству компонентов и меняет свое название на Автомобильный завод Фучжоу в 1983 году. Между тем, FZ130 превратился в FZ131 с кабиной Isuzu.
Завод всегда был городским кооперативом, но в 1984 году местная автомобильная промышленность стала профессиональной благодаря основанию городской автомобильной промышленной компании Фучжоу, в состав которой был включен завод. С этого момента бизнес начал набирать обороты. Помимо собственного легкого грузовика, Fuzhou Auto также собирает партии иномарок, таких как Mitsubishi L300 или Isuzu WFR, оба легкие фургоны. Fuzhou Auto даже пытается создать совместное предприятие с Isuzu, но в конечном итоге терпит неудачу из-за продолжающихся финансовых трудностей.
Однако в 1990 году Fuzhou Automobile заключает соглашение о техническом сотрудничестве с другим японским производителем, Mazda. Под новым брендом Forta автомобильный завод в Фучжоу производит ряд продуктов Mazda, а именно пикап B-серии, минивэн Bongo, а затем и пассажирский минивэн. В 1992 году город передает контроль над заводом недавно созданной FAIG, а три года спустя завод становится частью совместного предприятия Soueast. Помимо автомобилей Mazda, Fuzhou Auto также собирает фургоны Delica, а Soueast начинает строительство нового завода.
Этот завод был завершен в 1999 году, и еще несколько лет Soueast управляет сборочными линиями на обоих заводах. В 2001 году компания Fuzhou Automobile должна быть реорганизована, и компания будет преобразована в New Fuda Automobile Industry Co., Ltd. и выведена из Юго-Восточной Азии. Он продолжает производить продукцию Mazda до тех пор, пока японский бренд не изменит свою стратегию в отношении Китая. В 2006 году Mazda создает совместные предприятия с Changan и FAW, оставив New Fuda в дураках.
Необходим еще один раунд финансовой реструктуризации, и у FAIG этого достаточно. В 2010 году компания продает New Fuda промышленной группе Sanlong, расположенной в Шаньдуне компании, специализирующейся на тяжелом машиностроении. После ухода Mazda Forta производит несколько универсальных внедорожников и пикапов, но пользуется большим успехом на рынке коммерческих автомобилей. Хотя Forta продолжает двигаться вперед, она никогда не становится крупным производителем. В октябре 2020 года Sanlong Group продает все свои акции Forta стартапу NEV Leapmotor.
Mitsubishi встает на борт
С завершением строительства нового завода Soueast также представила свой второй автомобиль. Fulica (CMC-Mitsubishi Freeca) представляла собой любопытную комбинацию внедорожника и минивэна, которую Суист назвал «автомобилем для отдыха». Компания также сразу же приступила к расширению завода до 150 000 единиц в год. Это расширение было завершено в 2002 году и предоставило место для еще трех моделей. Lingshuai (CMC-Mitsubishi Lancer mk.7) появился в 2003 году, а Lingshen (CMC-Mitsubishi Grandis) годом позже. Наконец, в 1995 году Soueast вышла на рынок микроавтобусов с моделью Veryca (CMC-Mitubishi Minicab).
Продажи пошли хорошо, а фургон Delica стал чем-то вроде местного хита. Хорошие новости наконец достигли Японии, и в 2006 году компания Mitsubishi решила присоединиться к программе. Они приобрели 25% акций Soueast у CMC. Чтобы подчеркнуть его официальное участие, Lingshuai и Lingshen были сняты с производства и вместо этого были повторно запущены со значком Mitsubishi, как Lancer и New Space Wagon соответственно. Три фургона (или минивэна) остались под маркой Soueast.
С Mitsubishi на борту Soueast ожидал еще большего модельного ряда и снова начал расширять завод. В два этапа, завершенных в 2009 и 2011 годах, общая мощность была увеличена до 300 000 автомобилей. Однако это оказалось несколько преждевременным. Например, Lancer для массового рынка компании никогда не продавался более 50 000 автомобилей в год, в то время как Nissan Sylphy или Volkswagen Bora/Lavida приближались к этому числу в четыре, пять или шесть раз.
Ранние юго-восточные автомобили
Mitsubishi добавила несколько шильдиков. Первым был Galant девятого поколения, стоящий выше Lancer. Модель также продавалась под брендом Soueast, но не имела успеха ни с одним из значков. Более успешным был компактвэн Mitsubishi Zinger, выпущенный в 2008 году. Последним вкладом японцев стал Mk. 9 Lancer, который последовал в 2009 году. Этот автомобиль получил название Lancer EX, чтобы отличить его от предыдущего поколения, оставшегося в производстве.
Тем временем Soueast повторно выпустила свою производную Lancer под собственным брендом, все еще основанную на технологии 7-го поколения, полученной от CMC. Этот автомобиль назывался V3 Lingyue, и в нем впервые был использован собственный стиль Soueast. Автомобиль продавался вместе с обеими моделями Lancer.
Растущая боль
В январе 2009 года Лиан Сяоцян занял пост главы FAIG от Линга Юйчжана, точно так же, как FAIG бесплатно предложила Soueast компании Xiamen Automobile из-за накопившегося долга. Производитель автобусов King Long отклонил предложение. Тем не менее, долг Soueast был серьезной операционной проблемой и требовал творческого подхода со стороны FAIG. Он переместил обанкротившуюся логистическую компанию Xiamen Import & Trade в Soueast, и ликвидация этой компании принесла 900 миллионов юаней наличными. Lian потратил их на погашение долга, вышеупомянутое расширение завода и инвестиции в Fujian Daimler и Xinlongma (оба будут представлены на следующей неделе), но не на наращивание потенциала в области исследований и разработок.
В то время Mitsubishi и DaimlerChrysler поддерживали тесные отношения, что дало FAIG доступ к необычному варианту автомобиля. В период с 2009 по 2011 год FAIG собирала на месте Chrysler Grand Voyager и Dodge Caravan с двигателями V6, импортированными из США. Это дало автомобильным дилерам Soueast красивый ореол в их выставочных залах.
Soueast удвоил свои продажи с 50 000 до 100 000 с 2009 по 2013 год. Большая часть роста была связана с Lancer EX. В 2012 году Soueast добавила еще две модели: V5 Lingzhi и V6 Lingshi. Оба были разработаны на базе Lancer mk. 8, полученная от CMC в Тайване. V5 был традиционным седаном, а V6 — родственным хэтчбеком. Обе модели не смогли предотвратить еще один проблемный период в жизни компании: после 2013 года продажи упали всего до 60 000 единиц.
Продукты на базе Soueast Lancer
Частично причина заключалась в том, что Mitsubishi потеряла интерес к совместному предприятию и больше не представляла никаких новых моделей. У японцев также было второе совместное предприятие с Changfeng Liebao (Leopaard) для производства моделей внедорожников и внедорожников. Leopard, включая это совместное предприятие, был приобретен компанией Guangqi Automobile (GAC) в 2011 году, и это был крупный производитель. GAC ухаживала за Mitsubishi, и японцы поддались на авансы. Пока Leopard пытался восстановить независимость, GAC и Mitsubishi создали новое совместное предприятие. И Mitsubishi сосредоточила свое внимание на этом гораздо более перспективном бизнес-начинании.
Тем не менее, у Soueast была эта блестящая фабрика, и она привлекла внимание Dongfeng. В 2014 году этот корпоративный гигант начал подготовку к объединению FAIG и Soueast в свою империю. Политикам FAIG и Фуцзянь эта идея не понравилась, и они разработали стратегию защиты. Они передали контроль и право собственности на King Long Group компании FAIG, сделав ее больше, сильнее и дороже. Передача акционерного капитала была бесплатной для FAIG, несмотря на очевидную ценность King Long, так что это явно была стратегическая сделка. Немного позже Dongfeng отступила, и слияние было снято с обсуждения.
Отсутствие технологий
Хотя принудительного слияния удалось избежать, перед FAIG все еще стояла задача возродить бренд Soueast. Бренд существует уже двадцать лет, но он никогда не тратил ни денег, ни усилий на создание собственного научно-исследовательского потенциала, и теперь это стало настоящей проблемой. Многие конкуренты организовали собственные НИОКР и начали выпускать конкурентоспособные продукты в соответствии со своим дизайном. Суист просто не мог этого сделать.
Поэтому Soueast сделали единственное, что могли: отдали разработку новых автомобилей на аутсорсинг. Они снова отправились на Тайвань, где CMC предоставила технологию платформы. Это все еще было основано на разработках Mitsubishi, но японцы больше не оказывали реальной поддержки. Для дизайна новых моделей Soueast обратилась в итальянскую дизайн-студию Pininfarina. Итальянцы больше не были просто дизайнерской студией, они также предоставляли полный комплекс инженерных услуг для запуска автомобиля в производство.
В одном Суист был прав, так это в выборе желаемых моделей. До этого они производили только хэтчбеки или минивэны/фургоны. Но времена и потребительские интересы менялись, и Soueast заказал у Pininfarina линейку кроссоверов-внедорожников. В конце 2015 года бренд представил DX7 как среднеразмерный внедорожник, а год спустя DX3 как компактный внедорожник. У обоих были современные и привлекательные стили кузова, вы можете оставить это итальянцам, и в основе этого лежала надежная технология CMC-Mitsubishi. Естественно, двигатели поставлялись с известного совместного предприятия Mitsubishi с China Aerospace в Шэньяне.
Автомобили Soueast серии DX
Soueast не совсем забыл о седанах. Модель V5 превратилась в A5 Yiwu в 2018 году. Поскольку модели Mitsubishi сняты с производства, A5 был единственным оставшимся автомобилем, похожим на Lancer, в программе. Еще одним дополнением к модельному ряду стал кроссовер DX5. Это было немного больше, чем слегка рестайлинговый DX3 с дополнительным пространством на несколько сантиметров, призванный сократить разрыв между DX3 и DX7 в коммерческом смысле.
Стратегия Суиста, похоже, сработала. В 2016 году он повторил свой предыдущий рекорд продаж 2013 года, когда было продано 100 000 автомобилей. В следующем году, с добавлением DX3, продажи выросли еще на 50% до 150 000. Это было бы относительно надежной базой для Soueast, чтобы внедрить некоторые собственные технологии и начать переход в очевидном направлении, которое собирался выбрать китайский рынок. Но не выдержал. В 2017 году продажи сократились почти вдвое до 85 000 единиц, и это было только начало очень резкого спада.
Имплозия
В 2019 году китайский автомобильный рынок впервые за несколько десятилетий сократился, и это затронуло многие автомобильные компании. Основными жертвами стали мелкие или средние государственные производители, которые полагались на иностранные или старые технологии и работали в нижней части основного сегмента. Среди наиболее известных брендов наиболее яркими примерами были BAIC и JAC. Оба отреагировали повторным запуском своих автомобилей с новым стилем под новыми торговыми марками, но оба все еще борются.
Soueast также подходит под эту категорию. В 2019 году было продано всего 30 000 автомобилей, и на этом он не остановился. Год спустя всего 14 000 автомобилей Soueast нашли владельца, и, тем не менее, есть место для дальнейшего снижения, всего до 8 000 автомобилей в 2021 году. И Soueast, похоже, парализован этими событиями. Он никак не отреагировал на быстрые изменения на рынке. Новый более крупный внедорожник под названием DX9 с 2020 года несколько раз фигурировал в ежемесячных объявлениях MIIT, но автомобиль еще не запущен в производство. Так что на данный момент бренд продолжает выпускать три существующие модели DX и единственный седан A5, которые, очевидно, больше не соответствуют требованиям рынка.
Оставшийся состав Soueast
События на корпоративной стороне тоже не помогли. Mitsubishi фактически прекратила поддержку Soueast много лет назад, но осталась акционером. До мая 2021 года так и было. Затем японцы окончательно продали свои акции фонду развития строительства города Фучжоу. Без поддержки продаж и инфраструктуры возможность оплачивать счета и заработную плату быстро исчезла. Поэтому нужны были наличные деньги, но ее оставшийся тайваньский партнер мало верил в будущее.
Таким образом, если они хотели, чтобы автопроизводитель выжил, это в основном зависело от правительства. Что ж, они казались неуверенными, потому что в декабре 2021 года был собран лишь ограниченный пакет выживания. Местные органы власти вложили немного денег, чтобы поддержать операцию, в то время как CMC был на исходе. После реорганизации FAIG владеет 47,3% Soueast, города Фучжоу 26,1%, округа Минхоу 21,1% и CMC всего 5,5%. Округ Минхоу был главным спонсором, так как именно в этом районе расположена фабрика Soueast.
Глядя на последние цифры, продажи Soueast в прошлом году не улучшились по сравнению с 2021 годом. Поэтому ясно, что компания находится в режиме выживания, пытаясь удержаться на плаву, пока кто-нибудь не придумает какой-нибудь план спасения. Но можно ли еще найти решение?