Suburban — большой внедорожник от Chevrolet. Это самая старая табличка в автомобильном мире, непрерывно присутствующая на рынке с 1935 года. В период с 1935 по 1964 год несколько других табличек увидели свет и сохранились до наших дней. У всех этих моделей автомобилей есть одна общая черта: на протяжении всего срока службы они регулярно обновляются, и сегодняшняя версия не имеет ничего общего со своим предшественником десятилетней давности. Однако Beijing Jeep BJ212 почти не изменился с момента своего дебюта в 1964 году. Это самый старый автомобиль, который до сих пор находится на рынке.
Пекинское начало
Ранняя история автомобильной промышленности столицы Китая Пекина тесно связана с Народно-освободительной армией (НОАК). Вооруженная часть Коммунистической партии выиграла гражданскую войну в 1949 году и отвечает за многие из первых отраслей промышленности Китая, включая автомобильную промышленность Пекина. В 1951 году НОАК передает под свой непосредственный контроль две пекинские мастерские, бывшую гоминьдановскую авторемонтную мастерскую № 409 и Пекинский автомобильный завод. Вместе заводы известны как 6-я автомобильная производственная компания НОАК и отвечают за ремонт и производство армейских автомобилей.
409-я ремонтная мастерская получает в свои руки несколько двухцилиндровых мотоциклов Zundapp KS500, копирует дизайн и начинает производить их как мотоцикл Jinggangshan. Это начало автомобильной промышленности Пекина. Jinggangshan в основном предназначен для использования в военных целях, но в некоторых сообщениях говорится, что это также один из очень немногих моторизованных транспортных средств, доступных для населения в небольшом количестве. В 1953 году 409-й завод меняет название на Пекинский мотоциклетный завод.
В то же время Пекинская ремонтная мастерская переименовывается в 1-й завод автомобильных аксессуаров. Он занимается производством автомобильных деталей, таких как карбюраторы, запасные части и мелкие изделия из листового металла. Однако это начало «Большого скачка вперед», кампании Мао Цзэдуна по преобразованию сельскохозяйственной экономики Китая в современную промышленную. В качестве вклада в эту кампанию 1-й Завод автомобильных аксессуаров приступает к разработке автомобиля. Он следует примеру своей родственной фабрики: взять немецкий автомобиль-донор и переоборудовать его для китайского рынка. В то время как мотоцикл Jinggangshan является прямой копией Zundapp, фабрика аксессуаров немного более креативна. Они копируют основу и двигатель Volkswagen Beetle, но сверху помещают двухдверный кузов седана собственной разработки.
Автомобиль, также называемый Jinggangshan, представлен публике в июне 1958 года. Сам Мао Цзэдун приезжает, чтобы осмотреть автомобиль и несколько тракторов, изготовленных еще на пекинском заводе. По этому случаю 1-й завод аксессуаров меняет свое название на Пекинский автомобильный завод (BAW). Первая партия серийных автомобилей готова в октябре того же года. Большой сюрприз, кузов имеет четыре двери. BAW намеревается увеличить производство до 10 000 в год в последующие годы, но из этого ничего не выходит. «Большой скачок вперед» оказывается довольно катастрофическим, убивая экономику и вызывая голод по всей стране. Согласно книге Эрика ван Ингена Шенау «Автомобили и полноприводные автомобили из Пекина и Тяньцзиня», в период с 1958 по 1960 год было собрано всего 154 единицы Jinggangshan.
Другие ранние автомобили BAW
Jinggangshan — это небольшой «народный автомобиль», но в 1958 году BAW также представляет автомобиль на другом конце спектра. CB4 — большой седан, конкурирующий с Hongqi от FAW. Дизайн вдохновлен американским Buick, автомобиль оснащен двигателем V8 и двухступенчатой автоматической коробкой передач. В 1958 году изготовлено шесть автомобилей, в том числе кабриолет. В 1959 году конструкция шестиметрового лимузина немного обновляется и до 1962 года изготовлено еще около 20 штук.
BAW работает над полным модельным рядом автомобилей, ведь в 1960 году они показывают Dongfanghong BJ760. Это седан среднего размера с такими же размерами и дизайном, что и шанхайская сборка Fenghuang SH760. Как и многие китайские автомобили той эпохи, он основан на российской технологии ГАЗ Волга М21. Двигатель тот же 2,4-литровый четырехцилиндровый двигатель Волги, который будет устанавливаться на более поздние внедорожники. Dongfanghong производится на протяжении шестидесятых годов, но это не делает его очень успешным. Опять же, по данным Van Ingen Schenau, общий объем производства составляет 238 автомобилей за десять лет.
В связи с менее чем звездным набегом Китая на производство легковых автомобилей центральное правительство решает вмешаться. Установлены четкие ориентиры. FAW будет поставлять лимузины для вечеринок марки Hongqi, Shanghai производит седаны для среднего звена, а Beijing сосредоточится на военных автомобилях. В апреле 1963 года производственная линия внедорожника Changjiang 46, с которым мы познакомились в «Истории Чангана», переносится из Чунцина в Пекин. С тех пор автомобиль известен как Beijing BJ210, пока производственная линия снова не будет перемещена в 1965 году. На этот раз в соседний Тяньцзинь, где BJ210 живет как Tianjin TJ210 до 1978 года.
BJ212, вечнозеленый китайский
ГАЗ-69 — легкий грузовик повышенной проходимости, разработанный в начале 1950-х годов. Он служит образцом для многих российских и китайских грузовиков той эпохи, а также является отправной точкой для BJ212. BJ212 разработан в 1963/64 годах, серийное производство началось в 1966 году. Вероятно, BAW получает помощь от русских инженеров УАЗа, которые разрабатывают аналогичный автомобиль на той же базе. Производство УАЗ 469 начинается в 1971 году, и, как и BJ212, производные от оригинальной конструкции производятся до сих пор.
Итак, BJ212 старше своего российского собрата на несколько лет, но конструкция очень похожа. Это базовый крепкий внедорожник с двумя или четырьмя дверьми, брезентовым верхом, жесткими мостами на листовых рессорах, полным приводом и бензиновым двигателем объемом 2,4 литра мощностью 75 л.с. Вскоре после этого появляется много вариантов. Выпускаются версии со съемной жесткой крышей, универсалом, пикапом, удлиненной колесной базой, к которым добавляется столько же военных разновидностей. Боевые транспортные средства, командирские машины и автомобили с артиллерией — все они развернуты в НОАК.
Начало производства BJ212 совпадает с открытием 2-го Пекинского автомобильного завода. Этот новый завод разрабатывает легкий коммерческий грузовик BJ130. Мелкосерийное пробное производство началось в 1968 году, а массовое производство — в начале семидесятых. BJ212 и BJ130 — два самых важных автомобиля в истории Китая. Оба грузовика производятся многими местными производителями в бесконечном разнообразии. А их шасси используются еще шире. В истории Great Wall мы уже видели, что цельный кузов Nissan Cedric идеально подходит для лестничного шасси BJ212.
Производство и продажи BJ212 хорошо шли на протяжении шестидесятых и семидесятых благодаря обширному модельному ряду. Это даже дает BAW возможность сделать еще один легковой автомобиль. BJ750 — седан с довольно японским внешним видом, который, по сути, является преемником Dongfanghong. Опять же, цифры продаж незначительны. В период с 1973 по 1981 год было произведено немногим более сотни BJ750. К тому времени BJ212 нуждается в капитальном ремонте в моторном отделе. Пробуется дизельный двигатель Perkins, но затем BAW присматривается к более высокой цене.
Выход на биржу
В шестидесятых и семидесятых годах Китай переживает вторую крупную кампанию Мао, «Культурную революцию». Он призван искоренить все ревизионистские и капиталистические идеи, но оборачивается кровавой политической борьбой за власть. Только после смерти Мао в 1976 году к власти приходят более умеренные силы и появляется пространство для социальных перемен. Одной из новых политик является ограничение влияния НОАК.
Пекин опережает время, BAW передается местному правительству уже в 1973 году. С этой целью правительство создает холдинговую компанию Beijing (Municipal) Automotive Industry Company. Этот холдинг неоднократно менял названия на протяжении многих лет, но я буду называть его BAIC Group. Холдинговая компания получает контроль над Пекинским автомобильным заводом, 2-м Пекинским автомобильным заводом, Пекинским мотоциклетным заводом и рядом других смежных отраслей.
Не думайте о BAIC Group как о холдинговой компании «западного типа», с советом директоров и прямым управлением различными дочерними компаниями. Это больше похоже на государственный кооператив, который распределяет средства и материалы и пытается повысить производительность. Он не имеет исполнительной власти над своими дочерними компаниями, не может назначать руководство и не принимает прямого участия в повседневной работе нескольких заводов.
В начале 1980-х китайские руководители почувствовали необходимость глубокой модернизации отрасли. Автомобильная промышленность является одним из лидеров в этом отношении, и различным производителям поручено искать связи с международными компаниями. Иностранное владение китайскими компаниями не допускается, поэтому подходящей формой является совместное предприятие (в котором китайская сторона сохраняет контроль).
BAW — первый китайский производитель, которому удалось соблазнить иностранную вечеринку. В их случае это American Motors Corporation, в то время владелец марки Jeep. В мае 1983 года были подписаны контракты и создана компания Beijing Jeep Co Ltd. BAW владеет контрольным пакетом акций в размере 69%, остальные 31% принадлежат AMC. Американцы должны предоставить технологии и деньги, китайцы — оборудование. В результате большая часть активов BAW переходит в Beijing Jeep.
Разделения и слияния
После создания компании Beijing Jeep производство BJ212 было разделено между совместным предприятием и BAW. Beijing Jeep производит большую часть моделей BJ212, BAW сохраняет только дешевую модель начального уровня и пикапы. Помимо BJ212, Beijing Jeep также выводит на китайский рынок Cherokee. Его четырехцилиндровый двигатель в конце концов нашел свое применение и в BJ212, хотя и не раньше конца девяностых.
BAW становится небольшим предприятием из-за своей ограниченной линейки продуктов и поэтому в 1987 году объединяется с Beijing Motorcycle. Недолговечная компания носит название Пекинский завод по производству автомобилей и мотоциклов. Инженер этой компании по имени Яо Чаншэн уволился с работы в 1994 году, чтобы основать Пекинский автосборочный завод. Первоначально завод Яо выступал в качестве поставщика запчастей для BAIC Group, но позже перешел на сборку автомобилей целиком.
В 2001 году BAW учреждается как реальная компания с советом директоров и акционерами. Yao Changcheng приобретает 67% акций, BAIC Group сохраняет за собой оставшуюся треть. Название компании меняется на Beijing Automobile Manufacturing Co., Ltd., но все продолжают называть ее BAW. Под руководством Яо BAW наконец-то приступает к разработке более современных автомобилей. Ряд довольно универсальных внедорожников (Luba, 007) и пикапов (Yueling, Ruiling) представлен в начале 2000-х годов. BAW также производит легкие фургоны.
В 2008 году BAIC вернула себе контроль над BAW, взяв более 18% акционерного капитала Яо. В связи с изменениями в руководстве Beijing Jeep (мы вернемся к этой истории на следующей неделе), BJ212 также возвращается домой. Beijing Jeep также разработал преемника BJ212 для армии. BAW берет на себя производство этой военной машины под названием Yongshi (англ. Warrior), а коммерческая версия выпущена много лет спустя. BAIC Group продолжает расширять портфель продуктов, но, хотя BJ212, кажется, уйдет навсегда, более современные внедорожники постепенно отходят на второй план. Однако пикап Yueling выжил. BAIC Group также использует культовое обозначение BJ, чтобы представить ряд современных внедорожников под собственной торговой маркой.
Автомобильный завод Лайси?
А затем в конце 2016 года BAIC Group полностью избавляется от BAW. Помните, что BAW — это один из столпов, на которых держится группа BAIC. Однако Группа продает почти всю свою долю Yao Changsheng (87,5%) и небольшую часть предприятию под названием Shanghai Qinyong New Energy Development (компания, о которой у меня нет дополнительных данных). Из военного и государственного производителя автомобилей BAW превратилась в частное предприятие.
Яо начинает крупнейшую техническую разработку BJ212. Независимая компания BAW разработала независимую переднюю подвеску и винтовые пружины для своего древнего внедорожника. Новая подвеска появляется на машине в 2019 году, действительно первый капитальный ремонт BJ212. Версии со старой жесткой подвеской по-прежнему продаются вместе с модернизированным вариантом.
В это время BAW снова сменил владельца. В мае 2018 года создается новая компания Beijing Automobile Works Qingdao. Не самой BAW, а Qingdao Fulu Investment Holding. Этот холдинг является стратегическим инвестиционным подразделением Shandong Fulu Vehicle Group, производителя LSEV, принадлежащего Лу Фуцзюню. Это уже знакомая часть этих историй автопроизводителей: производители LSEV ищут способы стать производителями автомобилей. Fulu — более крупная компания LSEV, продающая автомобили таких марок, как Fulu, Jindalu и Baowa.
Через несколько недель после основания BAW Qingdao приобретает 51% акций первоначального BAW. Yao Changsheng владеет 40%, а оставшиеся 9% принадлежат Shanghai Qinlong Development. Хотя Пекинский автосборочный завод остается основной производственной площадкой, BAW открывает совершенно новую производственную базу в городе Лайси, Циндао (провинция Шаньдун), и намеревается также перенести туда свою штаб-квартиру. В то же время объявлен филиал BAW в Дэчжоу (также в провинции Шаньдун), и этот объект начнет производство в октябре 2019 года. .
И несмотря на все потрясения, BJ212 по-прежнему остается сильным. У него новая подвеска, он соответствует последним экологическим нормам за счет использования современного двигателя Mitsubishi и по-прежнему остается самым узнаваемым автомобилем на китайских дорогах. BJ212 сделал BAIC Group крупной автомобильной компанией, теперь давайте посмотрим, сможет ли она сделать то же самое для Fulu Vehicle Group.
Читать больше историй автопроизводителей
Каждую неделю мы публикуем одну интересную статью об истории известных китайских автопроизводителей. Проверьте те, которые вы еще не читали.