Китайский производитель электромобилей Nio переживает сложный период, о чем свидетельствует его финансовый отчет за первый квартал 2025 года, который выявил значительные неудачи, хотя прогнозы на второй квартал предполагают возможный перелом. Выручка компании от продажи автомобилей не оправдала ожиданий, а валовая прибыль от реализации автомобилей снизилась примерно до 10%, что является новым минимумом. Это снижение в основном было вызвано скидками на старые модели и неблагоприятной модельной смесью, в сочетании с 42% снижением продаж, что увеличило затраты на амортизацию на единицу транспортного средства. Операционная прибыль также не оправдала прогнозов из-за высоких расходов на продажи и административные нужды, хотя ожидается, что они улучшатся во втором квартале.
Денежные резервы Nio значительно уменьшились и составляют 26 миллиардов юаней (3,6 миллиарда долларов США), что на 15,9 миллиарда юаней (2,2 миллиарда долларов США) меньше. Уровень чистых денежных средств компании составляет 9,3 миллиарда юаней (1,3 миллиарда долларов США), что заставляет некоторых аналитиков предполагать, что у Nio есть менее года, чтобы стабилизировать свое финансовое положение. Однако финансирование во втором квартале и прогнозируемое восстановление продаж, как ожидается, улучшат ситуацию.

В ответ на эти вызовы Nio реализует несколько ключевых стратегий:
- Сокращение штата: около 5000 сотрудников были уволены во втором квартале 2025 года, с возможностью дальнейших сокращений.
- Слияние каналов продаж: система продаж Onvo будет интегрирована в существующие каналы продаж Nio.
- Внедрение механизма CBU: Nio разделяется на независимые бизнес-единицы, чтобы лучше измерить возврат инвестиций (ROI).
- Реформа цепочки поставок: ведутся работы по улучшению координации производства и продаж, а также усилению контроля затрат.
Хотя результаты первого квартала считаются неудовлетворительными, аналитики сосредотачиваются на улучшениях во втором квартале и денежной позиции Nio как на более важных показателях. Прогноз продаж на второй квартал, предусматривающий реализацию 72 000-75 000 транспортных средств, и рост цен на автомобили благодаря запуску новых моделей с меньшими скидками, указывают на ожидаемое значительное улучшение.

Однако не все прогнозы оптимистичны. Некоторые аналитики считают Nio рискованной компанией из-за ограниченного объема денежных средств и медленных корректировок. Были также высказаны опасения по поводу конкурентоспособности текущих моделей Nio по сравнению с соперниками с точки зрения дальности хода, конфигурации и комфорта. Ожидаемое обновление модели «5566» видится более сосредоточенным на снижении затрат, чем на существенных улучшениях, а новые модели могут не существенно повысить объем продаж. Аналитики предупреждают, что у Nio есть ограниченное пространство для дальнейших ошибок и могут возникнуть значительные проблемы с финансированием, если продажи снизятся в третьем квартале.
Комментарий редактора
Текущая ситуация Nio подчеркивает интенсивное давление внутри конкурентного рынка электромобилей. Хотя компания предпринимает решительные шаги для сокращения затрат и оптимизации операций, значительное снижение денежных резервов и осторожный прогноз некоторых аналитиков подчеркивают срочность этих мер. Успех восстановления продаж Nio во втором квартале и ее способность эффективно интегрировать новые стратегии будут иметь решающее значение для определения ее долгосрочной жизнеспособности и того, сможет ли она действительно «выйти в финалы». Ближайшие месяцы станут критическим испытанием для руководства Nio и его способности адаптироваться к быстро меняющемуся ландшафту отрасли.