Взгляд в будущее: Развитие водородного автотранспорта в Китае
В Хэфэе, на национальном стратегическом семинаре, был представлен «Отчет о развитии индустриализации китайских автомобилей на водородных топливных элементах (2025)». Этот документ представляет собой детальный анализ текущего состояния и перспектив отрасли водородного транспорта в стране. Отчет охватывает тренды производства и продаж, степень локализации ключевых компонентов, структуру затрат и динамику развития инфраструктуры водородных заправочных станций. Он ярко демонстрирует значительный коммерческий парк водородных автомобилей в Китае, но в то же время акцентирует внимание на сохраняющихся технических и эксплуатационных вызовах.
Академик Китайской академии инженерных наук И Баолянь (Yi Baolian) отметил, что к 2025 году степень локализации основных компонентов превысила 70%. Это свидетельствует о расширении отечественных производственных мощностей для изготовления топливных элементов и связанных с ними систем. Вместе с тем, он подчеркнул, что проблемы, связанные со стоимостью, долговечностью материалов и неравномерным распределением водородной заправочной инфраструктуры, все еще актуальны. Заместитель генерального секретаря Ян Чжунпин (Yang Zhongping) осветил роль водородной энергетики в достижении Китаем амбициозных целей по углеродной нейтральности. Он признал прогресс, достигнутый в период 14-й пятилетки, но также указал на продолжающиеся ограничения в области технологий, ценообразования и развития инфраструктуры.
Согласно данным Ассоциации производителей автомобилей Китая (CAAM) и независимых исследований, по итогам 2024 года суммарное производство водородных автомобилей на топливных элементах достигло 5 548 единиц, а продажи составили 5 405 единиц. Первые данные за 2025 год показывают, что в первой половине года было произведено 1 364 единицы и продано 1 373, что примерно на 47% меньше аналогичного периода предыдущего года. Общий парк таких автомобилей в стране насчитывает около 30 000 единиц, что ниже ранее заявленной цели в 50 000 единиц. Этот показатель подчеркивает сохраняющиеся трудности с масштабированием производства и рыночным принятием.
В рамках семинара свои доклады представили ведущие автопроизводители и поставщики компонентов. Вице-президент BAIC Foton Чжан Цзингуй (Zhang Jinggui) рассказал о внедрении коммерческих водородных автомобилей на топливных элементах, технической эволюции и опыте эксплуатации на грузовых и логистических маршрутах. Заместитель генерального менеджера Qingling Motors Ма Чуншань (Ma Chongshan) представил разработки компании в области водородных продуктов, их применение в различных сценариях и стратегии рыночного продвижения. Вице-президент Xiamen King Long Су Лян (Su Liang) детально осветил разработку водородных автобусов на топливных элементах, их освоение рынком и пути индустриализации. Anhui Tomorrow Hydrogen, Shanghai Jiechuan Technology и YAPP Automotive Components представили доклады о собственных стратегиях в области водородной энергетики, успехах в индустриализации и развитии систем производства, хранения, транспортировки и заправки водородом.
Операционные демонстрационные программы, упомянутые в отчете, включают более 200 водородных автомобилей на топливных элементах, осуществляющих перевозки по более чем 20 основным грузовым коридорам. Эту инициативу поддерживают свыше 40 водородных заправочных станций. Большинство из них работает под давлением 35 МПа, что соответствует требованиям для коммерческого транспорта. Национальная мощность по производству водорода в середине 2025 года составила около 327 000 кг в сутки. Средняя цена за килограмм водорода в городских условиях составляла примерно 26,7 юаня, в то время как общие производственные затраты снизились с 30,2 до 27,7 юаня за килограмм по сравнению с предыдущим годом.
Отчет также содержит технический и стоимостной анализ для тяжелых грузовых автомобилей на топливных элементах. В моделях полной массой 49 тонн система топливных элементов составляет около 53% от общей стоимости автомобиля, а система хранения водорода – приблизительно 14%. Таким образом, эти компоненты вместе превышают две трети себестоимости транспортного средства. Ожидается, что прогнозируемые технологические улучшения и масштабирование производства приведут к снижению стоимости систем топливных элементов более чем на 40% к 2027 году.
В рамках высокоуровневой дискуссии обсуждались вопросы масштабирования производства, координации промышленных цепочек, оптимизации политики, инноваций в бизнес-моделях и ключевых технологических прорывов. Главный инженер Е Шэнцзи (Ye Shengji) отметил, что для ускорения индустриализации водородных автомобилей на топливных элементах критически важны модернизация продукции, снижение затрат, расширение сфер применения, комплексная координация и сбалансированное развитие инфраструктуры.
Данный отчет и прошедший семинар стали важной платформой для обмена знаниями, укрепив консенсус отрасли по стратегическим приоритетам и технологическим направлениям развития. Эти шаги направлены на ускорение развертывания водородных автомобилей на топливных элементах в Китае, открывая новые горизонты для устойчивого транспорта.




