Эпоха «легких денег» для китайских автопроизводителей в России резко завершилась. Рынок, некогда приносивший десятки тысяч юаней прибыли с каждой проданной машины, переживает кардинальное падение экспорта китайских автомобилей, чему способствуют ужесточение политики и охлаждение спроса.
По данным Ассоциации легковых автомобилей Китая (CPCA), за период с января по сентябрь текущего года Китай экспортировал в Россию 357 700 автомобилей — это существенное снижение на 58% по сравнению с прошлым годом. В результате Россия перестала быть крупнейшим рынком сбыта для китайского автопрома.
Теперь лидирующие позиции занимают Мексика, куда было экспортировано 410 700 единиц, и Объединенные Арабские Эмираты с показателем 367 800 автомобилей. Россия, которая в течение двух предыдущих лет являлась главным импортером китайских машин, опустилась на третье место.

До февраля 2022 года, когда начался российско-украинский конфликт, китайские автомобильные бренды занимали скромные позиции на российском рынке. В 2021 году продажи составили всего 115 700 автомобилей, что соответствовало примерно 7% доли рынка. Однако последовавшие за этим западные санкции против России вынудили европейских, американских, японских и корейских автопроизводителей приостановить деятельность, а зачастую и распродать местные активы. Это сформировало огромный вакуум, который китайские компании стремительно заполнили.
В короткие сроки китайские марки заполонили российский рынок, стремительно наращивая свою долю. В 2023 году экспорт китайских авто в Россию подскочил до 950 000 единиц – почти в пять раз больше, чем 163 000 в 2022 году, сделав Россию крупнейшим экспортным рынком. Продажи китайских автомобилей на российском рынке также показали впечатляющий рост, превысив 500 000 единиц в 2023 году и заняв почти 50% рынка. В 2024 году Россия продолжила удерживать позицию лидера, импортировав 1,158 миллиона китайских автомобилей.
Однако «миф о высоком росте» китайских автомобилей на российском рынке был развеян в 2025 году. Серия политических корректировок со стороны России нанесла сокрушительный удар по экспортной прибыльности. В октябре 2024 года Россия резко увеличила утилизационный сбор на импортируемые автомобили на 70-85%. Например, для подержанных автомобилей с объемом двигателя от 2 до 3 литров старше трех лет сбор вырос с 1,3 миллиона рублей (около 16 000 долларов США) до 2,37 миллиона рублей (примерно 29 300 долларов США), мгновенно съев маржу прибыли импортеров и дилеров.
Ситуация усугубилась в январе 2025 года, когда Россия повысила импортные пошлины на автомобили до 20-38%, что привело к росту расходов на таможенное оформление. Комбинация этих налогов создала «тяжелую налоговую нагрузку» на импортные машины, полностью нивелировав ценовое преимущество китайской продукции.
Ужесточение политики также напрямую коснулось популярных ранее «серых схем». После 2022 года китайские производители часто реэкспортировали новые автомобили в Россию через третьи страны, такие как Казахстан, оформляя их как «б/у автомобили с нулевым пробегом», чтобы обойти высокие налоги. Этот фактор сыграл значительную роль в росте продаж китайских автомобилей в России.
Однако в апреле 2024 года Россия закрыла эту лазейку, обязав импортировать автомобили из Евразийского экономического союза с доплатой разницы в налогах перед постановкой на учет. Это не только лишило преимуществ в цене, но и обнажило критический недостаток — отсутствие должного качества и сервиса для таких неавторизованных автомобилей, что негативно сказалось на репутации китайских брендов.
Внутренняя экономическая ситуация в России дополнительно подавила спрос. Стремясь обуздать высокую инфляцию, Центральный банк России длительное время удерживает ключевую ставку на высоком уровне в 21%. В результате годовые ставки по автокредитам взлетели примерно до 30%. Учитывая перекладывание налогов и сборов на потребителя, статистические данные показывают, что средняя цена продажи автомобилей на российском рынке значительно выросла и составила 3,35 миллиона рублей (около 41 400 долларов США), что привело к резкому охлаждению потребительского спроса.
Более того, по мере ослабления российско-украинского конфликта, такие мировые бренды, как Toyota, Renault, Hyundai Motor и Kia, намекнули на свое намерение вернуться на российский рынок. Это спровоцировало у многих российских потребителей выжидательную позицию, что, в свою очередь, оказало негативное влияние на продажи китайских автомобилей.

Согласно отчету Министерства промышленности и торговли России, продажи новых автомобилей в России в январе-сентябре 2025 года снизились на 25% по сравнению с предыдущим годом и составили 1,014 миллиона единиц. За тот же период, по данным CPCA, продажи китайских независимых брендов в России составили 576 000 единиц, что почти наполовину меньше, чем годом ранее.
Сталкиваясь с резкими изменениями рынка, автопроизводители начали проактивно оборонять свои позиции. Статистика свидетельствует, что в первом квартале 2025 года в России закрылось 274 автосалона, из которых 213 пришлось на китайские дилерские центры, что составляет около 80%. Ведущие автопроизводители также сокращают масштабы своей деятельности.
Например, в проспекте первичного публичного размещения акций на Гонконгской фондовой бирже Chery прямо указала, что из-за таких факторов, как снижение валовой прибыли, вызванное увеличением утилизационного сбора на импортные автомобили в России, Chery планирует сократить операционную деятельность в России в 2025 году и уже завершила продажу некоторых российских активов и каналов сбыта в апреле 2025 года. В проспекте также отмечается, что Chery будет постепенно сокращать свое присутствие с существующими брендами и дистрибьюторскими сетями в России до 2027 года.
Источник: Tidenews




