BYD Racco: Китайский дебют в сегменте Kei-Car на рынке Японии
На Токийском автосалоне 2025 года компания BYD представила свою первую исключительно японскую модель электромобиля в компактном классе Kei-Car – Racco. Это новинка, чье название происходит от японского слова, означающего "выдра", была специально разработана для удовлетворения строгих требований этого популярного в Японии сегмента. BYD планирует вывести Racco на рынок летом или осенью 2026 года, предложив две версии с различными запасами хода. Ориентировочная стоимость модели составляет около 2,5 миллионов японских иен, что эквивалентно примерно 16 200 долларам США, по данным Autohome.

Kei-Cars, или "легкие автомобили", представляют собой компактные и экономичные транспортные средства, идеально подходящие для ежедневных поездок и маневрирования в оживленных городских условиях. Этот сегмент составляет значительную долю японского автомобильного рынка – от 30% до 40%. В 2024 году было продано около 1,56 миллиона Kei-Car из общего объема в 4,42 миллиона автомобилей. За первые три квартала 2025 года этот показатель достиг примерно 1,26 миллиона единиц, что превышает треть всего внутреннего рынка. Даже небольшой процент от этого огромного сегмента может обеспечить BYD существенный объем продаж.
Однако рынок Kei-Car в Японии традиционно доминируют местные производители: Suzuki занимает около 38% доли рынка, Daihatsu – 22%, а Honda – 19%. Другим иностранным автопроизводителям добиться успеха на этой территории было крайне сложно. Чтобы успешно конкурировать, BYD пришлось разработать Racco "с нуля", строго соблюдая японские нормативы относительно размеров, мощности и пассажировместимости для Kei-Car.
Существует и весомый стратегический аспект: Suzuki открыто обозначает BYD как серьезного конкурента в сегменте Kei-Car, что подчеркивает намерение BYD активно осваивать эту нишу.
С точки зрения затрат, Kei-Cars привлекательны благодаря более низким первоначальным ценам, экономному потреблению энергии, сокращенным расходам на обслуживание и благоприятной налоговой политике. Электрические модели, в частности, могут претендовать на субсидии, достигающие 550 000 иен (приблизительно 3 570 долларов США). Учитывая, что Racco является эксклюзивной моделью для Японии и имеет более доступную цену по сравнению с обычными электромобилями для пассажиров, BYD вынужден оптимизировать свои операционные расходы. По прогнозам JP Morgan, доля Racco в прибыли BYD за 2026 год, вероятно, составит лишь 1-2%.
Тем не менее, Racco может быть весьма рентабельным на уровне отдельной единицы. Несмотря на высокие затраты на разработку, его цена в 2,5 миллиона иен (16 200 долларов США) предполагает потенциальную прибыль в размере 5 000 – 8 000 юаней, что составляет примерно 700 – 1 120 долларов США с каждого автомобиля. BYD оценивает потенциальный японский рынок Kei-Car в 350 000–450 000 единиц в год и рассчитывает занять на нем первоначально 20–30%. При полной производственной мощности это может принести годовую прибыль в размере 4–10 миллиардов юаней, или приблизительно 560 миллионов – 1,4 миллиарда долларов США.
В стратегическом плане Racco олицетворяет долгосрочные международные амбиции BYD. Компания подкрепляет свое расширение зарубежными производственными базами в Бразилии, Индонезии, Малайзии, Таиланде, Венгрии и Турции, а также активно сотрудничает с местными дистрибьюторскими сетями. На сегодняшний день BYD присутствует примерно в 70 странах, располагая сетью из 900–1 000 розничных точек. Поскольку давление на внутреннем (китайском) рынке нарастает, японский сегмент Kei-Car становится для BYD своего рода испытанием и одновременно возможностью для глобального роста.




