Новости. Электромобили

Готова ли натрий-ионная батарея CATL к работе в прайм-тайм?


Как и все его прорывные или блокбастерные технологические инновации, которые CATL демонстрировала в течение последних месяцев и лет, натрий-ионный аккумулятор получил большую популярность, когда был представлен почти два года назад.

Вместе с так называемым решением для аккумуляторных батарей AB, которое объединяет натрий-ионные и литий-ионные элементы в один блок, технология натрий-ионных аккумуляторов, представленная 29 июля 2021 года, предлагает эти преимущества по сравнению с существующими устаревшими химическими элементами аккумуляторов, такими как LFP и NCM, по крайней мере, на бумаге: более высокая плотность энергии, более быстрая зарядка, лучшая термическая стабильность, лучшие характеристики при низких температурах и более высокая эффективность интеграции.

Тогда CATL заявила, что плотность энергии натрий-ионного элемента может достигать 160 Втч/кг, а батарея может заряжаться за 15 минут до 80% SOC при комнатной температуре. Более того, в условиях низкой температуры окружающей среды -20°C натрий-ионный аккумулятор сохраняет емкость более 90%, а эффективность его системной интеграции может достигать более 80%. Термическая стабильность натрий-ионных аккумуляторов превышает национальные требования безопасности Китая для тяговых аккумуляторов. Натрий-ионные аккумуляторы первого поколения могут использоваться в различных сценариях электрификации транспорта, особенно в регионах с экстремально низкими температурами.

Готова ли натрий-ионная батарея CATL к работе в прайм-тайм?
Первое поколение натриевых аккумуляторов против LFP.

Как и в литий-ионной батарее, ионы натрия перемещаются между катодом и анодом. Но ионы натрия имеют больший объем и более высокие требования к структурной стабильности и кинетическим свойствам материалов. CATL заявила, что она устранила это узкое место индустриализации, применив берлинский белый материал с более высокой удельной емкостью, и изменила объемную структуру материала, переставив электроны, что обеспечивает быстрое снижение емкости при циклировании материала. Что касается анода, то компания CATL разработала твердый углеродный материал с уникальной пористой структурой, обеспечивающий избыточное накопление и быстрое движение ионов натрия, а также улучшенную производительность цикла.

Используя высокопроизводительную вычислительную платформу и технологию моделирования, основанную на глубоком понимании принципов CATL в сочетании с применением передовых алгоритмов и вычислительных мощностей, CATL исследовала и разработала химическую систему, наиболее подходящую для натрий-ионных аккумуляторов, что позволяет им быстрый путь к индустриализации, и постоянно развиваться. Цель развития плотности энергии натрий-ионных аккумуляторов следующего поколения должна превысить 200 Втч/кг.

Что касается производства, CATL заявила, что натрий-ион совместим с оборудованием и процессами производства литий-ионных аккумуляторов, а производственные линии можно быстро переключать для достижения высокой производственной мощности. В июле 2021 года было объявлено, что к 2023 году планируется сформировать базовую производственную цепочку.



Что ж, сейчас мы находимся почти на полпути к 2023 году, и только недавно, прямо перед Шанхайским автосалоном в этом году, были раскрыты более подробные сведения о первых покупателях натрий-иона.

Готова ли натрий-ионная батарея CATL к работе в прайм-тайм?
iCAR GT с дверями-ножницами дебютирует на конференции Chery.

Одним из них является Chery, которая сделала официальное заявление, когда представила свой бренд iCAR на мероприятии перед выставкой. Первая модель марки iCAR будет питаться от натрий-ионной батареи и, как ожидается, появится на рынке в четвертом квартале этого года. Chery и CATL также объявили о своем совместном бренде аккумуляторов ENER-Q, который представит аккумуляторные системы с ионами натрия, M3P, LFP и NCM для приложений BEV, PHEV и EREV. Ионы натрия также могут найти применение в дополнительных моделях Chery, таких как QQ Ice Cream и Ant.

Готова ли натрий-ионная батарея CATL к работе в прайм-тайм?
CATL объявила о массовом производстве натрий-ионных аккумуляторов для Chery. Фото: CATL

Хуан Цисен, заместитель директора Исследовательского института CATL, в конце прошлого года открыто указал, что натрий-ионные батареи подходят для электромобилей с запасом хода 400 км или меньше. С аккумуляторным блоком AB натрий-ионная батарея также может поддерживать электромобили с запасом хода до 500 км. CATL также планирует в этом году создать 5 ГВтч производственных мощностей по производству натрий-ионных аккумуляторов, чтобы помочь клиентам и начать коммерциализацию.

Что ж, это та часть, где мы говорим о предостережении для ионов натрия и о том, что не все так радужно, как представлено.

Плотность энергии первого поколения иона натрия довольно хороша. Тем не менее, это меньше, чем у LFP, который составляет 180 Втч/кг, и у NCM, который составляет 300 Втч/кг, поэтому ограничение, указанное Хуангом, подходит для небольших транспортных средств с меньшим радиусом действия, таких как вышеупомянутые модели от Chery, а также BYD Seagull, который, по слухам, в будущем будет питаться от собственных натрий-ионных аккумуляторов BYD. Хотя решение аккумуляторной батареи AB, сочетающее в себе различные химические вещества, несколько увеличивает запас хода, у нас уже есть примеры этого на рынке: батарея Nio емкостью 75 кВтч, по сути, представляет собой гибридную батарею, использующую как химию LFP, так и NCM.

Готова ли натрий-ионная батарея CATL к работе в прайм-тайм?
Конференция Chery выявила тесное сотрудничество с CATL

CATL представила аккумулятор AB и натрий-ионный элемент на автосалоне в Шанхае. Я провел там некоторое время, обучаясь у инженеров и пытаясь получить информацию о текущем состоянии индустриализации ионов натрия. Инженер, с которым я разговаривал, подтвердил СОП еще до конца года, но подчеркнул, что потребуется некоторое время, чтобы наладить цепочку поставок, особенно исходное сырье.

«Узким местом остаются эти материалы, характерные для натрий-ионных аккумуляторов», — сказал мне инженер. «И это требует времени, чтобы цепочка поставок созрела, а производство увеличилось». Он также сказал мне, что первоначальный объем производства автомобиля iCAR с ионами натрия не будет таким большим, что опять же зависит от цепочки поставок. Натрий-ионные элементы будут интегрированы непосредственно в блок с использованием технологии CATL Cell-to-pack или CTP, которая затем будет интегрирована в шасси.

Нет никаких сомнений в том, что мы определенно увидим, как ион натрия будет использоваться в серийных автомобилях, которые вскоре смогут купить китайские потребители. Тем не менее, потребуется некоторое время, чтобы нарастить значительные объемы, которые мы можем назвать мейнстримом, такие как LFP и NCM сегодня.

Лэй Син — признанный авторитет на рынке электромобилей в Китае и соведущий подкаста China EVs & More;

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»