Новости. Электромобили

Будут ли новые пошлины на импорт китайских автомобилей в ЕС иметь какой-либо эффект?


В прошлом году Китай стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей по объему, но мешать этой вечеринке стало расследование ЕС по поводу китайских субсидий на электромобили, которое было начато в сентябре прошлого года. Наконец, вчера (12 июня) Европейская комиссия (ЕК) пришла к выводу, что аккумуляторные электромобили (BEV) и их цепочки поставок в Китае получают выгоду от несправедливых субсидий. Импорт китайских электромобилей в ЕС уже облагался пошлинами в размере 10%, но если не будет найдено решение с китайскими властями, с 4 июля будут добавлены новые тарифы в размере от 17,4% до 38,1%.

Было бы легко заключить, что SAIC является крупнейшим проигравшим, поскольку на нее распространяется самый большой тариф в размере 38,1%, и он является единственным производителем, на которого распространяется тариф более 21%. Однако, хотя SAIC действительно окажется в проигрыше, она не единственная компания, и многие побочные эффекты от тарифов могут быть весьма неожиданными.

По данным американского Института международной экономики Петерсона, в период с 2020 по 2023 год произошел огромный рост импорта электромобилей из Китая в ЕС: с 57 000 до примерно 437 000 в прошлом году. Однако большая часть этого увеличения произошла за счет скрытности, поскольку многие импортированные автомобили трудно идентифицировать как китайские. По данным Schmidt Automotive Research, с 2021 года и в первые четыре месяца этого года уровень проникновения BEV китайского производства оставался на уровне около 20%. Единственное, что изменилось за это время, — это соотношение китайских и иностранных автомобилей, произведенных в Китае, при этом доля китайских марок увеличилась за это время примерно до половины от общего числа (10%) по сравнению с примерно 4%. Диаграмма Merics, хотя и по состоянию на март 2022 года, показала, что на самом деле только 2% китайского импорта электромобилей в ЕС имели китайскую торговую марку, причем 35% приходилось на европейские бренды, принадлежащие китайцам, такие как MG и Polestar. Этот график показал, что почти половина (49%) импорта приходится на Tesla, хотя, похоже, с тех пор эта доля снизилась.

Будут ли новые пошлины на импорт китайских автомобилей в ЕС иметь какой-либо эффект?
Электрические внедорожники Seres 5 и Seres 7 из Китая на выставке IAA Mobility 2023, Мюнхен, Германия.

И Tesla по-прежнему может оказаться одним из крупнейших проигравших от пошлин ЕС. Хотя Model Y сейчас производится на немецком заводе, все автомобили Model 3 импортируются в Европу из Китая. В прошлом году Tesla произвела 947 000 автомобилей на своем заводе в Шанхае, около 600 000 было поставлено на китайский рынок, а остальные экспортированы. В соответствии с тарифами ЕС на Tesla будет распространяться 21%-ный тариф на импорт из Китая, и Tesla уже указала, что она, вероятно, поднимет цены в ЕС с 1 июля, чтобы принять во внимание тарифы, но еще не сообщила о фактическом повышении. . В прошлом году Model 3 стала вторым по популярности электромобилем в ЕС, Model Y заняла первое место, а продажи составили 101 313 единиц. Как мы сообщали, Tesla запросила проведение индивидуальной экспертизы для установления тарифа, без сомнения, в надежде снизить уровень с нынешних 21%.

В прошлом году MG4 занял шестое место в десятке самых продаваемых электромобилей в ЕС с объемом продаж 72 421 экземпляр. Неясно, сколько именно электромобилей SAIC продала в ЕС в прошлом году, хотя компания продала в общей сложности более 200 000 автомобилей (включая ICE) в Европе. 13 июня SAIC опубликовала письмо, в котором выразила недовольство этим решением и подтвердила свою приверженность принципам свободной торговли и честной конкуренции. SAIC сообщает, что планирует начать производство в ЕС. По иронии судьбы, SAIC ранее производила сборку CKD на заводе в Лонгбридже в Великобритании до 2016 года. ЕС ударил SAIC самым высоким тарифом в 38,1%, поскольку пришел к выводу, что как государство- принадлежащее ему предприятие, оно получало одни из самых высоких субсидий. В прошлом месяце мы сообщали, что SAIC вместе с CATL, BYD, FAW, Geely и WeLion предположительно получили субсидию в размере 6 миллиардов юаней (827 миллионов долларов США) на исследования и разработки твердотельных аккумуляторов.

Будут ли новые пошлины на импорт китайских автомобилей в ЕС иметь какой-либо эффект?
Электрический спортивный автомобиль MG Cyberster на стенде MG на выставке IAA Mobility 2023, Мюнхен, Германия.

Десятый по популярности BEV прошлого года в ЕС, Dacia Spring, также производится в Китае. Это типично для многих автомобилей, не являющихся явно китайскими, которые сейчас продаются в ЕС и включают автомобили таких брендов, как BMW, Volvo и Polestar.



Европейское производство

Первые признаки того, что иностранные OEM-производители отказываются от Китая как производственной базы для экспорта электромобилей. Ранее в этом году Autocar сообщил, что производство Dacia Spring может быть перенесено в Европу из-за меняющихся условий. В настоящее время автомобиль производит компания Dongfeng, с которой у Renault ранее было совместное предприятие.

Однако самой громкой репатриацией может стать BMW iX3. Производство существующего поколения началось в 2020 году. На тот момент у BMW был выбор производить его на любом из трех заводов: Шэньян в Китае, Спартанбург в США или Претория в Южной Африке. Учитывая то, как развивался рынок электромобилей в Китае, имело смысл сконцентрировать производство электрифицированной версии X3 на китайском заводе. Однако следующее поколение iX3 сначала будет производиться на новом заводе BMW в Венгрии, а затем также будет производиться в Китае. Завод в Венгрии, очевидно, будет обрабатывать автомобили, предназначенные для ЕС и США, и вполне может означать, что китайское производство снова будет переведено только в Китай.

Будут ли новые пошлины на импорт китайских автомобилей в ЕС иметь какой-либо эффект?
Электромобили BYD Han и BYD Atto 3 были представлены на вечернем мероприятии бренда BYD в рамках мероприятия IAA Mobility 2023 в Мюнхене, Германия.

Только три китайских производителя, SAIC, Geely и BYD, привлекли выборочные тарифы, а остальные получили фиксированную ставку в 21%. Geely, которая контролирует такие бренды, как Volvo, Polestar и Zeekr, облагается ставкой в ​​20%. По данным Schmidt Automotive Research, Volvo EX30 внес один из крупнейших экспортеров в ЕС из Китая в апреле, но в 2025 году производство этой модели будет перенесено в Гент, Бельгия.

Даже китайские производители присматриваются к европейскому производству, которое, безусловно, позволит избежать проблемы тарифов. BYD, получившая тариф в размере 17,4%, планирует построить завод в Венгрии мощностью 200 000 автомобилей в год. Chery выбрала Барселону для своего завода, а модели Leapmotor будут производиться на заводе Stellantis в Польше. Между тем, Great Wall в настоящее время активно выбирает место из короткого списка, и, как упоминалось ранее, SAIC также рассматривает возможность производства.

Tesla также может быть вынуждена начать производство Model 3 в Европе, чтобы обойти проблему тарифов, если она не сможет заключить соглашение с ЕС.

Бизнес как обычно

Агентство AFP сообщило, что немецкий Кильский институт мировой экономики подсчитал, что тариф в 20% приведет к сокращению поставок китайских электромобилей в Европу на 125 000. Мы не так легко в это поверить и думаем, что, хотя в ближайшие несколько лет произойдет некоторый сдвиг производства в ЕС, ни китайские компании, ни производители ЕС не будут отстранены от массового использования Китая в качестве экспортной базы в ЕС.

В настоящее время Volkswagen Group, похоже, не отменяет своего плана по экспорту Cupra Tavascan из Китая. Точно так же нет новостей о том, что это повлияет на совместное предприятие BMW и Great Wall, производящее электрические модели Mini на экспорт.

Будут ли новые пошлины на импорт китайских автомобилей в ЕС иметь какой-либо эффект?
Электрический минивэн Denza D9 на стенде BYD на выставке IAA Mobility 2023, Мюнхен, Германия.

Кроме того, как мы сообщали ранее, китайские производители в настоящее время получают гораздо большую прибыль от автомобилей, которые они продают в ЕС, чем от тех, которые продаются в Китае, отчасти из-за острой конкуренции в Китае, которая приводит к снижению цен. Если Rhodium Group права, BYD может легко проглотить тариф в 17,4% и при этом получить больше прибыли, чем от продажи в Китае. Следует также отметить, что продажи BYD в Европе по-прежнему невелики: за первые четыре месяца 2024 года в ЕС было зарегистрировано всего 9 970 человек.

Еще один фактор, о котором многие, похоже, не говорили, заключается в том, что многие цифры, которые люди используют для европейского рынка, включают Великобританию, которая больше не является частью ЕС и поэтому не подпадает под действие тарифов. Великобритания в 2022 году стала одним из крупнейших импортеров китайских автомобилей, в том числе электромобилей, отчасти благодаря связям с китайской автомобильной промышленностью через такие бренды, как MG и Lotus.

Источник: SAIC, Rhodium Group

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»