Wuling Hongguang — одно из величайших достижений китайского автопрома. Этот автомобиль представляет собой недорогой средний минивэн (вспомните Dacia Lodgy), который вы по праву можете назвать китайским Citroen 2CV. Почти за 10 лет было продано почти 5 миллионов устройств, и Hongguang внес огромный вклад в мобильность среднего китайца, особенно если у него был ограниченный семейный бюджет и он не жил в одном из крупных городов.
Созданию Hongguang предшествует длинная история компании, и, как обычно, ранняя история Wuling имеет мало общего с автомобилями. Само название Wuling восходит к 1980-м годам, через шестьдесят лет после того, как компания заложила первый камень в фундамент.
Самолеты, рисовые мельницы и двигатели внутреннего сгорания
В 1928 году в Лючжоу, втором городе провинции Гуанси, граничащей с Вьетнамом, лопата вонзилась в землю для того, что первоначально называлось Люцзянским машиностроительным заводом. Я уже могу сказать вам, что эта фабрика претерпела бесчисленное количество изменений названия с течением времени. Однако, чтобы история была ясной, я всегда буду называть фабрику ее самым известным названием: Liuzhou Machinery Factory.
Правивший тогда Гоминьдан основал завод как мастерскую по ремонту армейской техники. Уже в начале 1930-х годов завод переходит в подчинение 4-й армии, которая включает его в состав своей авиационной дивизии. Тогда основной целью является ремонт самолетов, но есть и первый старт собственных разработок. С двигателями внутреннего сгорания продолжают работать, и в начале 1930-х годов компания Liuzhou Machinery даже разработала двигатель, работающий на угле.
Копия построенного Лючжоу учебного самолета.
Помимо обслуживания и ремонта, Liuzhou Machinery также начинает сборку всего самолета. В основном это легкие учебные самолеты, но в 1937 году представлен и одноместный истребитель. В первой половине бурных 1940-х годов, когда началась Вторая мировая война и гражданская война в Китае, Liuzhou Machinery остается частью военного арсенала, но это меняется, когда к власти приходят коммунисты. В 1946 году завод был передан в ведение губернии, а с 1948 года занимается механизацией сельского хозяйства. Среди прочего, она начинает производить машины для обработки сахарного тростника, риса или кукурузы.
Liuzhou Machinery также собирает двигатели внутреннего сгорания для привода этих машин. В результате этой деятельности в 1958 году компания строит новый завод под названием Liuzhou Power Machinery для производства большого судового дизельного топлива. Однако в результате «Большого скачка вперед» Китай переживает экономический спад, а рынок судостроения полностью рухнул. Поэтому судовые дизельные двигатели никогда не производятся.
Мы пока оставим здесь Liuzhou Machinery и сосредоточимся на Liuzhou Power Machinery. Несмотря на заводской фальстарт, на самом деле это настоящий предшественник автопроизводителя Wuling. Однако прежде чем это произойдет, завод пройдет еще один этап.
Тракторы, швейные машины и ткацкие станки
В 1962 году правительство Гуанси отделило Лючжоуский завод энергетического машиностроения от его материнской компании и сделало его независимым предприятием. От идеи судового дизеля давно отказались и уступили место совершенно другим продуктам: сначала лесозаготовителям, а затем сельскохозяйственным тракторам. В 1964 году первая модель была запущена в производство и получила торговую марку Fengshou. С 1966 года название завода также отражает новую деятельность: Liuzhou Power Machinery переименовывается в Liuzhou Tractor Factory.
Производство тракторов Лючжоу Фэншоу
В 1960-е годы экономика Китая по-прежнему в значительной степени была аграрной, поэтому производство тракторов было выгодным бизнесом. Производство начинается примерно с 500 тракторов в год, но в течение следующего десятилетия оно увеличится в десять раз. Это делает Liuzhou Tractor успешной промышленной компанией по китайским стандартам.
Между тем, бывший головной завод Liuzhou Machinery расширяет свою деятельность. Он основывает завод автозапчастей в Тяньяне и первый станкостроительный завод в Гуанси, а также собственную дочернюю компанию Liuzhou Magneto Factory. Его основным бизнесом по-прежнему остается производство двигателей внутреннего сгорания и поставка тракторов Liuzhou, что привело к созданию двигателя для грузовиков Type-70 в конце 1960-х годов.
Представление грузовика Feiyue с парадом
Революционный комитет Гуанси (правительство провинции) уже в то время пришел к выводу, что одного сельскохозяйственного производства недостаточно для удовлетворения производственных потребностей, и эти новые продукты необходимы. Комитет принимает решение о строительстве грузовиков и поручает другому сельскохозяйственному предприятию, Лючжоускому заводу сельскохозяйственной техники (основан в 1954 г.), вместе с Лючжоуским машиностроительным заводом совместно выбрать подходящую модель. За 23 дня 1969 года они вручную построили грузовик Feiyue, фактически имитацию Yuejin NJ130. Грузовик оснащен двигателем Тип-70. Это предприятие по производству грузовиков было быстро переименовано в Лючжоуский автомобильный завод, а позже было поглощено конгломератом Dongfeng.
В середине 1970-х прогнозы правительства Гуанси стали реальностью, рост Liuzhou Tractor в значительной степени закончился. Китай находится накануне крупных экономических изменений, которые будут иметь серьезные последствия для сельскохозяйственного сектора. Все это время тракторы были частью плановой экономики. Центральное правительство гарантирует определенное количество закупок, но это положение было удалено в 1978 году. Liuzhou Tractor внезапно столкнулась с излишком производства в несколько сотен единиц на свободном рынке и должна реформироваться, чтобы сохранить прибыльность компании.
Реклама Feiyue под его более поздним названием Liujiang LZ130.
Конечно, Liuzhou Tractor думает о производстве автомобилей, как и многие другие в то время. Китайский военный комитет только что подписал лицензионное соглашение с Mitsubishi на производство автомобилей L100 Minicab, но Liuzhou Tractor не рассматривается как возможный производитель. В качестве временного решения фабрика сосредоточится на выпуске швейных машин и ткацких станков для прядения хлопка.
Швейное оборудование Ванцзя
Однако производство автомобилей не прекращено. Liuzhou Tractor импортирует Mitsubishi из Японии и запускает собственный «инженерный процесс». Это, конечно, сводится к копированию Mitsubishi. Лючжоу завершил этот процесс в 1982 году, а год спустя оформляются все необходимые лицензии и разрешения от правительства. Мелкосерийное производство началось в 1984 году. По этому случаю Liuzhou Tractor меняет свое название на Liuzhou Light Vehicle Factory.
Минигрузовик Wuling LZ110 с логотипом «Wanjia»
Скопированный Mitsubishi поступает на рынок как Liuzhou LZ110. Логотип представляет собой стилизованную букву W, позаимствованную у названия бренда Wanjia, используемого для швейных машин. В 1987 году студент, изучающий промышленный дизайн, Вэй Хунжэнь создал модифицированную версию этого логотипа, в которой буква W состоит из пяти маленьких ромбов. Liuzhou Light Vehicle использует этот логотип, представляя торговую марку Wuling. Дословный перевод Wuling — «пять бриллиантов». Liuzhou Light Vehicle также получает лицензию от Mitsubishi, поэтому фургоны Wuling больше не являются незаконными копиями, производимыми в больших масштабах с 1988 года.
Логотип с пятью бриллиантами
Первый Wuling основан на Mitsubishi Minicab третьего поколения (с 1977 года). В 1990 году преемник Minicab четвертого поколения выпуска 1984 года выходит на рынок под китайским названием Xingwang (что означает «дракон»). Оба типа хорошо сочетаются друг с другом, и Wuling вскоре становится ведущим производителем этих микроавтобусов.
Disai, Visa и SAIC
Мы ненадолго возвращаемся на машиностроительный завод в Лючжоу. На протяжении многих лет этот завод все больше сосредотачивался на производстве двигателей внутреннего сгорания, но с конца 1960-х годов у него также был отдел по производству автомобильных запчастей. Ты угадал; эта фабрика также занимается производством полноценных автомобилей. С 1988 года они производят небольшой универсал, стальная рама с пластиковым кузовом, армированным стекловолокном. Дизайн позаимствован у первого Daihatsu Charade. Этот автомобиль произведен в 1996 году под маркой Disai, но может продаваться только в провинции Гуанси из-за лицензионных ограничений. Общий тираж около 3000 экземпляров.
Лючжоу Дисай (фото Эрика ван Ингена Шенау)
Помимо минивэнов, Liuzhou Light Vehicle также интересуется легковыми автомобилями. Когда производство Citroen Visa подходит к концу в 1988 году, Wuling удается взять на себя оставшиеся запасы и производственную линию за символическую сумму, включая пресс-формы для его сборки. Первые 200 Виз имеют кузов из Европы, но Citroen не присылает двигатели, поэтому устанавливается 1-литровый трехцилиндровый двигатель от Tianjin Xiali. В период с 1991 по 1994 год было продано чуть менее 1000 китайских виз, после чего производство легковых автомобилей Wuling снова останавливается.
Wuling Visa (фото Эрика ван Ингена Шенау)
Тем не менее, микроавтобусы по-прежнему пользуются большим успехом, и в конце 1990-х годов их производство быстро увеличивается до 100 000 единиц в год. Даже такая неудача, как полностью затопленная фабрика во время крупного наводнения в 1996 году, не может остановить рост.
Рост компании и экономические реформы китайской экономики делают автомобильную промышленность Лючжоу еще более профессиональной. В 1989 году правительство провинции учредило группу автомобильных предприятий Liuzhou Wuling в качестве государственной зонтичной холдинговой компании. В рамках этого холдинга объединены несколько компаний. Одной из них, конечно же, является Liuzhou Light Vehicle Factory, которая продолжается под названием Liuzhou Wuling Automobile. Примечательно, что в 1996 году Лючжоуский машиностроительный завод становится вторым крупным филиалом холдинга. После развода в 1962 году мать и дочь воссоединились под одной крышей.
Наводнение 1996 г.
Чтобы еще больше расширить историю успеха, Wuling ищет международного партнера для технического сотрудничества в конце 1990-х годов. Этот поиск приводит к General Motors, с которой примерно в 2000 году ведутся серьезные переговоры. Однако сотрудничество наталкивается на препятствие: GM только что вступила в совместные предприятия с SAIC и Jinbei. По китайскому законодательству иностранный производитель не может участвовать более чем в двух китайских совместных предприятиях. Это кажется тупиковым, но всегда есть творческое решение.
В этом случае китайский партнер GM SAIC находится в центре внимания. В 2001 году SAIC покупает крупную долю около 76% в Wuling Automobile. Затем он обращается к GM и привлекает американцев к инвестициям. Так, в 2002 г. создается тройственное совместное предприятие SAIC-GM-Wuling (SGMW). SAIC владеет 50,1% акций, GM инвестирует 34%, а Wuling Motors владеет 15,9%.
Минивэн Wuling LZ110
Вот мы и подошли к развилке дорог. Торговая марка Wuling в основном продается компанией SGMW, в которой Wuling Group практически не участвует. Компания Wuling продолжает свою деятельность. Оставшаяся часть этой статьи будет посвящена компании Wuling. История бренда станет предметом будущей статьи, в которой мы рассмотрим историю SAIC. Так что для рассказа о Хунгуане из первого абзаца вам понадобится немного терпения.
Специальные транспортные средства, автозапчасти и (даже больше) двигатели внутреннего сгорания
Wuling Motors в значительной степени продала свое автомобильное направление, но это, конечно, не конец компании. В последующие годы Wuling Motors построила крупный промышленный комплекс. Он разделяет свою деятельность на три основные группы.
В 2001 году была создана Wuling Motors United Development. Это филиал, специализирующийся на производстве всех видов автозапчастей. В последующие годы она создает несколько совместных предприятий с известными международными поставщиками, наиболее известным из которых, вероятно, является французская компания Faurecia.
Помимо автомобилей на базе Mitsubishi, Wuling также производит LZ6370 на базе Daihatsu.
В 2003 году было создано предприятие по производству специальных транспортных средств Liuzhou Wuling. Это бизнес-подразделение производит все виды транспортных средств, в том числе под маркой Wuling. Это касается квадроциклов, тележек, встречающихся на поле для гольфа, в аэропорту или парке развлечений, модификаций коммерческого транспорта и электробусов.
Наконец, машиностроительный завод Лючжоу был переименован в 2006 году. Как Liuzhou Wuling Liuji Power Company, компания превратилась в крупного поставщика двигателей внутреннего сгорания. Основными клиентами являются различные компании и совместные предприятия конгломерата SAIC, но Wuling Liuji также поставляет продукцию многим другим китайским производителям автомобилей.
500-тысячный автомобиль Wuling, Xingwang Minitruck, покидает завод.
В 2007 году последовала крупная реструктуризация и частичная приватизация Wuling Group. Руководство объединит три бизнес-единицы, упомянутые выше, в зонтичную холдинговую компанию под названием Liuzhou Wuling Automobile Industry Company, 49% которой принадлежит Wuling Group (провинция Гуанси), а 51% — гонконгской инвестиционной компании Dragon Hill. Этот Холм Дракона принадлежит бизнесмену Ли Шингу, который также занимается добычей полезных ископаемых, но, к сожалению, я не могу найти ничего конкретного об этом человеке.
В 2015 году провинция Гуанси вернула себе контрольный пакет акций, когда компания Wuling Automobile Industry была размещена на Гонконгской фондовой бирже. Затем Wuling Group официально переименовывается в Guangxi Automobile Group и контролирует 60,5% акций Wuling Automobile Industry. Dragon Hill оставляет за собой около 13,5%, а оставшиеся 26% торгуются на бирже.
Тележка для гольфа марки Wuling от Guangxi Automobile.
В 2010 году Wuling Motors продала 10% своих акций SAIC-GM-Wuling компании General Motors, оставив небольшую миноритарную долю в размере менее 6% в совместном предприятии. Тем не менее, он остается важным игроком, особенно потому, что он лицензирует имя очень успешного автомобильного бренда Wuling.
Таким образом, Guangxi Automobile Group в настоящее время в основном является поставщиком для автомобильной промышленности. Они являются важным игроком на рынке запчастей и двигателей и до сих пор производят специальные автомобили в ограниченном масштабе под торговой маркой Wuling. Однако легковые автомобили Wuling являются продуктом совместного предприятия SAIC и GM, и это стратегическое решение принесло бренду большой успех.