Главный вопрос в преддверии 2025 года — насколько дороже станут новые автомобили. Именно «дороже», поскольку в то, что их стоимость упадет, не верит никто – ни потребители, ни игроки рынка. Слишком много объективных причин, что называется, «на стороне зла».
Пока мы готовили этот обзор, пресс-служба АвтоВАЗа разослала итоговый релиз, в котором похвасталась перевыполнением плана в уходящем году (525 525 автомобилей), заявив, среди прочего, что «сохранит текущие цены на Lada». автомобилей до 14 января 2025 года, когда будет реализована плановая индексация ряда моделей и модификаций». А что же, спросите вы, насчет «китайца»?
Мы продержимся до января
«Я думаю, что в январе 2025 года цены на новые автомобили не изменятся, но в феврале они, скорее всего, пойдут вверх», — прокомментировал запрос «Китайских автомобилей» директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай ИВАНОВ. «Это связано с повышением утилизационного сбора, который с 1 января будущего года снова будет проиндексирован. Запасов на складах сейчас хватает на 3-4 месяца. Мы подсчитали, что на данный момент запас китайских марок у российских дилеров составляет примерно 300 000 автомобилей. Учитывая, что январь-февраль всегда низкий сезон, предполагаем, что запасов хватит на 3-4 месяца.
По словам эксперта, в январе автомобили по-прежнему будут предлагаться по старым закупочным ценам, а затем дилеры будут смотреть на соотношение спроса и предложения. «В январе новый утилизационный сбор коснется только электропоездов и гибридов», — отметил Николай Иванов. — Остальные машины будут растаможивать по новому тарифу с февраля, это абсолютно точно. Объясню, почему я говорю о феврале. Дело в том, что их будут растаможивать по новому тарифу с 15 января 2025 года, мы выделяем время на логистику, а это оказывается февраль».
Ренат ТЮКТЕЕВ, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей Avilon AG, считает, что в начале следующего года стоит ожидать роста цен на новые автомобили примерно на 2,5-3%.
— Индексация ставок вторсырья с 2025 года — не единственная причина роста цен. В 2024 году автопроизводители увеличили отпускные цены (из-за повышения ключевой ставки ЦБ, ставок по кредитам и укрепления основных валют) непропорционально росту своих издержек. Часть увеличения была перенесена на следующий год, чтобы избежать падения продаж в декабре.
По словам эксперта, на данный момент на складах дилеров и импортеров в России находится около 350 тысяч новых автомобилей, и основная доля приходится на склады производителей. Такого объема хватит примерно на 4 месяца продаж, полагает Ренат Тюктеев.
С этой цифрой согласен независимый эксперт Георгий ВИХРОВ, поясняющий, что она не учитывает параллельный импорт. Когда мы спросили, откуда такой переизбыток на дилерских складах, он ответил, что это связано с изначально завышенными планами китайцев по импорту в Россию, а также «добавками» перед объявленным увеличением «утаза».
«Средневзвешенная стоимость нового автомобиля на российском рынке в 2024 году выросла на 14%», — отметил Ренат Тюктеев. – Скорее всего, в первом полугодии 2025 года средний рост цен составит от 7% до 10%. У дилеров просто нет запаса на скидки; трудно предсказать поведение производителей. Очевидно, что большинство более осторожно подходило к планированию производства на следующий год, исходя из падения продаж в конце года.
Николай Иванов, в свою очередь, полагает, что цены на новые автомобили в следующем году вырастут в среднем на 10%: «Скачка можно ожидать уже в марте, потому что складские запасы закончатся, и тогда мы посмотрим на макроэкономические показатели — тот же курс обмена. Потому что ситуация со сбором вторсырья в следующем году будет стабильной, повышение будет только одно – с 1 января 2025 года».
Депозиты тормозят авторынок
Но сокращение объемов автокредитования, начавшееся в октябре 2024 года, по его мнению, не окажет существенного влияния на изменение стоимости автомобилей.
«В целом именно этого и добивается регулятор, пытаясь погасить инфляционные процессы в экономике», — сказал Николай Иванов. – Автокредитование внесет свой вклад только в том смысле, что повлияет на объемы продаж, не более того.
С ним согласен независимый эксперт Артем САМОРОДОВ: «Люди не будут морально готовы совершать покупки, даже в кредит, из-за той же высокой процентной ставки ЦБ РФ. Логичным результатом является некоторая стагнация продаж».
Татьяна АКИМОВА, исполнительный директор компании «Автомаркетер», обратила внимание на рост потребительских цен: «Наши финансовые власти проводят жесткую монетарную политику, и она, скорее всего, продлится еще долго. В первой половине 2025 года ключевая ставка точно не снизится, а повысится». Также, по мнению эксперта, есть некоторые временные рыночные факторы, влияющие на цены. В их число входит индексация утилизационного сбора, а также повышение тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.
«Динамика заработной платы населения, которая в последнее время находилась на высоком уровне, неизбежно будет снижаться», — отметила Татьяна Акимова. — Это все из-за нехватки кадров. Повышение банковских ставок активно влияет на увеличение объема вкладов населения. На начало ноября 2024 года на депозитах физических лиц было почти 53 триллиона рублей, и привлекательные ставки по вкладам продолжаются — они, в свою очередь, стимулируют приток средств населения. Из-за этого люди стали меньше тратить, в том числе и на автомобили. Если граждане начнут отходить от депозитов сроком до 1 года (это наибольшая доля депозитов в общей структуре), то эта тенденция создаст отложенный спрос к 2025 году.
По мнению эксперта, ключевая ставка также влияет на увеличение депозитов. «В ближайший год может произойти такой тревожный фактор, как девальвация рубля. К весне, как многие прогнозируют, доллар будет стоить 120 рублей. Это неизбежно приведет к росту цен на новые автомобили».
Действительно ли электрички подешевеют?
Несколько иная картина с автомобилями, импортируемыми методом параллельного импорта. По словам Николая Иванова, уже в январе 2025 года ценники на поставляемые из Китая кроссоверы Lixiang будут переписаны: «Это связано с повышением утилизационного сбора для гибридов и электромобилей из Поднебесной. Сейчас у нас есть склад из 120 автомобилей, импортированных со старого рынка металлолома. Думаю, мы их все распродадим в январе. Если кто-то захочет купить эту машину на 700 000 рублей дешевле, то может успеть «запрыгнуть на последнюю машину».
Александр КОРОТКОВ, генеральный директор проекта Likvi.com, также говорит о высокой конкуренции со стороны гибридов и китайских «электричек» на российском рынке. Это, по его словам, хорошо, поскольку приводит к «ценовым войнам» с такими иностранными брендами, как Tesla, Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz. А это, в свою очередь, прямой путь к снижению цен:
— Несмотря на высокий спрос, мы наблюдаем снижение стоимости электромобилей. В период с ноября 2024 года по январь 2025 года демпинг и появление новых моделей приведут к снижению цен на предыдущие поколения моделей, использующих альтернативные источники энергии. Я уверен, что в ближайшие годы рынок электромобилей в России будет стремительно развиваться.
Свой оптимизм эксперт подкрепляет данными, согласно которым доля электромобилей на указанной платформе выросла в 11 раз. При этом количество желающих продать электромобиль невелико – доля составляет всего 0,18% от общего количества автомобилей, выставленных на продажу на рынке подержанных автомобилей.
Андрей ИВАНОБ (@chinamashina)