В Рунете прогремело громкое заявление: председатель Законодательного собрания Запорожской области Виктор Емельяненко заявил, что в регионе необходимо возродить производство автомобилей «Запорожец» или машин под другим названием.
Как отметил депутат, на ныне простаивающем зазу имеется современное оборудование, на котором можно изготавливать самые разные модели – от легковых автомобилей до микроавтобусов. Спойлер: Заз и сейчас производит в гомеопатических дозах автобусы I-Van на индийском шасси TATA, но это скорее побочное направление, чем основное.
История легендарного предприятия
Но прежде чем следовать хронологии, необходимо вспомнить, каким вообще был Заз. Годом основания принято считать 1863 год. Дальним предком Зазы была кузница соломинок и других металлических деталей.
Позже, в 1923 году, оно было переформатировано на производство тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Название также было заменено на «Коммунар».
Уже в 1950-х годах появилась идея создать сверхкомпактный автомобиль, который можно назвать «народным». В качестве модели для имитации был выбран популярный Fiat 600 (кстати, эта модель с минимальными изменениями легла в основу югославской Zastava 750), то есть автомобиль предлагалось сделать задним. Первые опытные образцы разработал МЗМЗА под названием «Москвич-444». В процессе подготовки к производству модель получила множество изменений и в итоге попала в производство под названием ЗАЗ-965.
В то же время Заз сразу же дал огромный толчок развитию автомобильного производства на территории Украинской ССР. Так, поставщиком двигателя нетиповой конфигурации V4 воздушного охлаждения стал мелитопольский завод «Мысмаз», а из проекта ЗАЗ-969 вышла целая серия различных малогабаритных внедорожников и транспортеров под маркой «Луаз», которые собирали в Луцке. .
На последующих моделях ЗАЗ использовал заднемоторную компоновку, а последний ЗАЗ-968М с такой компоновкой покинул сборку предприятия в 1994 году.
В дальнейшем ЗАЗ разработал переднеприводную конструкцию с двигателями жидкостного охлаждения. Так, советская «Таврия», выпущенная еще в 1987 году, обзавелась универсалом в лице ЗАЗ-1105 «Дана» (правда, выпускался всего три года), Лифтбек ЗАЗ-1103 «Славута» и Пикап ЗАЗ-110550 Пикап. . Последний представитель семейства сошёл с конвейера завода в 2011 году.
***
Увы, на этом оригинальные конструкции заза закончились. С 1998 года предприятие начало выпуск автомобиля Daewoo Lanos, который вскоре был переименован в ЗАЗ Lanos. В последующие годы модель модернизировали, в нее установили новые двигатели Memz и оригинальную трансмиссию, а название поменяли на Sens, и, в конечном итоге, на Chance. Автомобиль также оброс оригинальными версиями. Например, производительность пикапов. Именно Lanos/Sens/Chance стал настоящим народным автомобилем, который выпускался аж до 2017 года, а комплектацию машины, вдруг, сборкой в Египте, делали до 2020 года.
В 2010 году ЗАЗ сообщил о запуске новой модели – лифтбека и хэтчбека ЗАЗ Forza. Модель также не является оригинальной и представляет собой ребрендинг китайских Chery Bonus и Cheri Very. Их выпуск прекратился в 2017 году.
Финальной точкой развития предприятия стал ЗАЗ Vida, дебютировавший в 2012 году. Им оказался ребрендинг Chevrolet Aveo первого поколения, выпускавшийся с 2002 года. На «Зазо» модель собирали примерно до 2016-2017 годов. Однако создание оригинальных версий на базе VIDA сохранилось. А рекламный ролик Vida Cargo родился только в 2016 году.
В том же 2016 году ЗАЗ предпринял попытку разработать пассажирскую линейку. Тогда были представлены рестайлинговые Vida и Forza, а также совершенно новая Славута Нова (ребрендинг Chere Riich G2). Но в производство они не пошли.
При этом коммерческий ЗАЗ, наряду с автобусами, стал единственной продукцией завода после 2017 года. Производство легковых автомобилей сошло на нет, а общий выпуск серьезно упал. В 2018 году было выпущено всего 118 автомобилей (из них 85 единиц — на коммерческих автомобилях), а в 2019 году — полностью 85 единиц. (всего 15 – Комтранс). В том же 2019 году была запущена процедура банкротства, а имущество завода выставлено на торги.
***
В 2020 году ситуация начала резко меняться. Так, по итогам года было выпущено 885 автомобилей, причем на этот раз 816 единиц пришлось на Комтранс, а 69 единиц – на автобусы.
Более того, с 2020 года при поставках Альянса компания Renault-Nissan начала производство автомобилей Lada Vesta, Xray, Largus и Renault Arkana. Отметим, что производство иномарок на предприятии ранее не было экстраординарным. В предыдущие десятилетия на сайте собирали Ладу Самару, некоторые модели Киа и даже Опель.
…С 2021 года о судьбе завода практически ничего не известно. Тогда в Сети всплыл откровенный фейк. Якобы компания запустит производство одесского кроссовера ЗАЗ на базе китайского FAW Bestune T77 (не напоминает?), но эта информация оказалась «уткой».
Возрождение Заза: Возможные варианты
Как можно заметить, ЗАЗ выпускал оригинальные конструкции и заимствовал, поэтому мы подготовили сразу несколько сценариев, которыми мог бы стать возрожденный «Запорожец».
Скрипт первый. Невероятный
Потенциально, сохраняя инженерную школу на нуле, можно было бы заняться разработкой оригинальных моделей или попытаться подтянуть к работе то же самое у нас. Но это дорого и долго. А в наших реалиях это практически нереально.
Сценарий второй. Очень маловероятно
Разработка оригинальных моделей на базе существующих российских или китайских платформ. В этом случае шасси и силовую установку могли бы разделить, например, АвтоВАЗ или любой восточный партнер. Однако это все равно долго и дорого.
Сценарий третий. Оптимистичный
Выпуск переработанных или незначительно измененных отечественных моделей под маркой ЗАЗ. В этом случае «АвтоВАЗ», или условно «наш» «Москвич», все равно мог бы поделиться моделью.
Однако такой сценарий очень усложняется тем, что сам ВАЗ работает сразу на несколько заводов, и ему катастрофически не хватает комплектующих. Поэтому поделиться станками с другим предприятием практически нереально. А сам «Москвич» полностью зависит от поставок китайского JAC.
Сценарий четвертый. Самый реалистичный
Грубая проблема китайской модели. На данный момент это наиболее вероятный сценарий. Кроме того, российский автопром уже съел «собаку» на выпуске ребрендинговых моделей из КНР. И здесь мы попробуем угадать «на кофейной гуще», кто мог бы достойно носить легендарное имя Заз.
Какие бренды могут помочь «Запорожцу»
Улин
Всемирно известный производитель компактных моделей ультра-декс практически идеально подходит для возрожденного заза. Конечно, лучше всего на эту роль подходят «крохи» Hongguang Mini EV и Binguo. В общем, в эту категорию можно занести любые микроавтомобили с электродвигателями, которые есть в Китае ВОЗ и небольшую тележку.
Однако стоит отметить, что это электромобили, а значит, их стоимость будет сопоставима или полностью превысит бензиновые автомобили более высокого класса. У Wuling есть более крупные кроссоверы и седаны, но они в основном оснащены гибридными установками и тоже не могут стоить дешево. И главным препятствием на пути может стать руководство бренда, поскольку его контролирует совместное предприятие SAIC-GM. И американская сторона обязательно нарисует запрет на поставку станков в РФ.
Ливан
Ну а почему бы и нет? Кроссовер Ливан Х3 Про продается на российском рынке скудными тиражами, но легендарная марка и высокая локализация могут серьезно изменить отношение к этому компактному автомобилю.
Но в его основе зарекомендовавший себя в Китае Geely Yuanjing X3, построенный на базе старого Geely Englon SC5-RV аж 2011 года выпуска. Здесь проверенное шасси, хорошая эргономика и атмосферный мотор объемом 1,5. литров, любимого россиянами. Его мощность составляет 103 л.с. и крутящий момент 142 Нм.
Есть у Ливана и другие модели на базе старого Geely, так что при необходимости расширить модельный ряд вполне реально. К линейке перспективного Заза можно добавить и седан (S6 Pro), и большой кроссовер (X6 Pro).
Жак
Вечный спутник российского автопрома в лице компании JAC в очередной раз может выручить одну из своих моделей. А на роль Зазы подошел бы Jac Refine S2 (он же JS2).
Эта машина достаточно компактна и отличается весьма сдержанным дизайном, а также простой и кондейной начинкой. JS2 выпускается с 2015 года без заметных изменений. Под капотом атмосферный двигатель объемом 1,5 литра. Его мощность составляет 111 л.с. и 146 Нм крутящего момента.
***
Конечно, в будущем шильдик Zaza может примерить на совершенно случайную машину, если бренд вообще возродят. А учитывая, что в Китае несколько сотен производителей автомобильной техники, модель теоретически может стать донором практически любой марки, крупной или наоборот – очень местной. Однако пока говорить о возрождении ЗАЗа более чем преждевременно.
Андрей Трубин (@chinamashina)