Несмотря на изначальный пессимизм, связанный с показателями российского авторынка в первой половине 2025 года, октябрь продемонстрировал неожиданно сильный всплеск продаж. Этот месяц буквально развеял опасения экспертов, показав, что российский рынок способен удивлять. С реализацией 165,7 тыс. новых автомобилей, этот показатель стал лучшим с октября прошлого года, подтвердив динамичное восстановление сектора.
– Если бы кто-то в первой половине 2025-го предсказал, что продажи автомобилей в октябре превысят 160 тысяч единиц, его бы посчитали не совсем здравомыслящим, – поделился мнением директор агентства «Автостат» Сергей Целиков на прошедшей «Оперативке». – Но теперь это свершившийся факт. В прошлом месяце продажи выросли на 35% по сравнению с сентябрем, а относительно среднемесячных показателей первой половины года был зафиксирован почти двукратный рост.

Динамика продаж новых легковых автомобилей в России в октябре 2025 года / инфографика «Автостат»
Октябрьский подъем обусловлен совокупностью нескольких ключевых факторов. Главным из них стал реализованный накопленный спрос, который начал формироваться еще в период январь-июль.
– Мы наблюдали эффект «заряженной пружины», которая впоследствии вытолкнула рынок вверх. Этому способствовал анонс утильсбора, который изначально был запланирован на 1 ноября, а затем перенесен на более поздний срок, – пояснил Сергей Целиков. – Активное обсуждение этой темы в СМИ под лозунгом «лучше купить сейчас, чем потом платить больше» также сыграло свою роль, стимулируя спрос.
Директор агентства также акцентировал внимание на двух других немаловажных составляющих октябрьского роста. Во-первых, это общее снижение процентных ставок по кредитам, сделавшее покупку автомобиля более доступной. Во-вторых, наблюдалось снижение числа «ждунов», которые окончательно усвоили, что ждать возвращения международных автопроизводителей в прежнем формате бессмысленно. Начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Дмитрий Ярыгин добавил, что в октябре многие дилерские центры успешно распродали складские запасы, что привело к небольшому росту цен и даже дефициту по отдельным моделям.
Haval Jolion с полным приводом: явный лидер?

Топ-15 самых популярных марок автомобилей в России в октябре 2025 года / инфографика «Автостат»
Традиционное лидерство Lada находится под серьезным натиском со стороны Haval. Еще недавно российский автопроизводитель сохранял долю рынка в районе 30% и опережал близжайших конкурентов в полтора-два раза. Однако к концу октября 2025 года эта цифра сократилась до 20%, в то время как китайский гигант, обладающий собственным производством под Тулой, укрепил свои позиции, заняв 16% рынка.
– Успех Haval базируется на сбалансированной модельной линейке и локализованном производстве, что делает бренд очень конкурентоспособным. Плюс, бренд пока что не ощущает на себе прямого влияния утильсбора, – отметил Сергей Целиков.

Топ-10 самых популярных новых автомобилей в России в октябре 2025 года / инфографика «Автостат»
В октябре Haval продемонстрировал впечатляющий результат, реализовав 26,1 тыс. новых автомобилей, в то время как Lada осталась лидером с 33,3 тыс. единиц. Безусловным локомотивом продаж Haval остается мини-кроссовер Jolion.
– Автомобиль предлагает очень привлекательное рыночное предложение в сегменте полноприводных модификаций, которые составляют значительную долю в структуре продаж модели. Конкурентам пока сложно предложить сопоставимые решения, – уточнил Дмитрий Ярыгин.
Кто вырвется вперед в гонке прокси-брендов?

Динамика цен на новые легковые автомобили в России на октябрь 2025 года / инфографика «Автостат»
Примечательно, что на ведущие позиции в октябре вышли близкие бренды Geely (14,2 тыс. ед.) и Belgee (10,8 тыс. ед.). Аналитики агентства рассматривают их как единое целое, отмечая, что суммарная доля «родственников» достигла 16% рынка. В то же время, другая пара брендов, Tenet (8,6 тыс. ед.) и Chery (6,6 тыс. ед.), показала менее внушительные результаты, набрав вместе всего 9% рынка, причем 5% пришлось на долю новой марки Tenet. Это заметно отличается от прошлых показателей Chery, который некогда занимал первое место и активно боролся за лидирующие позиции с Haval, но сейчас испытывает явные трудности.
– Geely успешно справился с периодом стагнации, – заметил Сергей Целиков. – Ситуация с Tenet и Chery, к сожалению, демонстрирует «пробуксовку». Раньше Chery был лидером, потом боролся за первые места, но сейчас мы видим спад.

Кроссовер Uni-S не вытащил Changan в лидеры по продажам / фото Алексея Богачева
Марка Changan, несмотря на наличие широкой модельной линейки, также испытывает трудности, заняв лишь 7-е место с показателем 6,4 тыс. ед. Дмитрий Ярыгин связывает это с отказом компании от предоставления ранее действовавших скидок, льготных кредитов и рассрочек. В результате, прежняя привлекательность цен ушла, и покупатели стали обращать внимание на более выгодные предложения от Geely и Haval.
– Цена, как ни крути, остается одним из ключевых факторов на автомобильном рынке, – подчеркнул директор агентства.
Чем обусловлен рост продаж Exeed?

Динамика импорта новых легковых автомобилей в России на октябрь 2025 года / инфографика «Автостат»
Эксперты «Автостат» отметили позитивную октябрьскую динамику марки Exeed, которая показала рост продаж на 73% по сравнению с сентябрем, достигнув 2,9 тыс. единиц. Сергей Целиков объясняет это решение компании вывести на рынок новую «электрическую» линейку Exlantix под эгидой Exeed. Это добавило бренду привлекательности и способствовало общему росту продаж.
– Запуск Exlantix под существующим брендом Exeed, а не как отдельный бренд, позволил добиться более впечатляющих результатов, – считает Сергей Целиков.

Продажи кроссовера Exeed TXL выросли вдвое / фото Сергея Мишина
В октябре Exeed TXL продемонстрировал двукратный рост продаж, став наиболее успешной моделью в линейке бренда. Дмитрий Ярыгин отметил, что стоимость этого автомобиля находится в привлекательной зоне, сопоставимой с некоторыми моделями Chery, что побуждает покупателей к выбору более премиального Exeed TXL, даже с небольшой доплатой.
– Сравнительная ценовая политика автомобиля привлекает покупателей, готовых выбрать более премиальный сегмент, – прокомментировал Дмитрий Ярыгин.
В топ-15 также вернулся бренд Tank, заняв 14-е место с результатом 2,3 тыс. ед. и показав 50% рост к сентябрю. Марка Hongqi, пока не вошедшая в топ-15, демонстрирует постепенный рост, и, по мнению Сергея Целикова, имеет значительный потенциал, особенно после введения новых утильсборов, которые могут ограничить присутствие на рынке автомобилей с мощностью 160 л.с. Эксперты прогнозируют, что Hongqi может занять свою нишу в премиальном сегменте. В целом, премиальный сегмент в октябре 2025 года вырос на 1%, заняв 11% рынка.
Geely Atlas опережает Changan Uni-S

Структура импорта автомобилей в России в октябре 2025 года / инфографика «Автостат»
Доля альтернативного импорта продолжает расти. Если в первом полугодии она едва превышала 7%, то к настоящему моменту она достигла 12%. Это отражается и на присутствии в рейтинге международных марок, таких как Toyota (9-е место, 4,2 тыс. ед.) и BMW (14-е место, 2,3 тыс. ед.). Сегмент SUV незначительно сократил свою долю с 71% до 69%, однако наблюдается прирост доли юридических лиц с 12% до 13%. Сергей Целиков не видит кардинальных изменений в этом показателе, отмечая, что ранее эта доля стабильно находилась на уровне 16-17%.
– Рынок гибридных (BEV+HEV) автомобилей вырос на 1%, составив 10%, – отметил Дмитрий Ярыгин. – Основной вклад в этот рост внесли «мягкие» гибриды, а также модели марок Voyah и Lixiang.
Согласно данным экспертов «Автостат», Китай продолжает удерживать лидирующие позиции среди стран-импортеров новых автомобилей, с долей в 65,6% в октябре 2025 года, почти повторив сентябрьский результат (65,2%). Наиболее часто в Россию ввозилась продукция Geely, в частности, модель Atlas, которая обошла ранее лидировавший Changan Uni-S. Однако в сегменте подержанных автомобилей доля КНР, напротив, снизилась с 20,4% в сентябре до 17,6% в октябре. Тем не менее, Китай сохранил третью позицию в общем рейтинге импортеров б/у машин.
Андрей ИВАНОВ




