Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин в рамках пленарного выступления на выставке «Авто+Автомеханика» в Санкт-Петербурге дал свою оценку состояния российского автомобильного рынка, как он выразился, «глазами дилерского сообщества». Корреспондент «Китайских автомобилей» зафиксировал самые яркие высказывания эксперта.
– Ситуация остается сложной, – первым делом заявил эксперт. – По сравнению с 8 месяцами прошлого года падение объемов продаж в период с января по август 2025-го составило 23%. В количественном выражении это 1 076 332 автомобиля.
Алексей Геннадьевич уточнил, что в расчет брались не только легковые машины, но также пикапы и LCV: «Это логично, поскольку многие дилеры продают не только «легковушки», но и легкие коммерческие автомобили. Поэтому мы решили включить их в свою статистику». Кстати, что такое «своя» статистика, не до конца понятно, ибо на слайдах, которыми оперировал глава РОАД, стояло указание на источник – «Автомаркетолог».

Динамика продаж автомобилей в России в 2024-2025 годы
По словам Алексея Подщеколдина, за указанный отрезок времени потеряли все секторы автомобильного рынка: российские бренды – примерно 70 тыс. машин, это практически 15% от всего выпуска, «китайцы» – около 200 000 машин, в убытке также параллельный импорт.
– Январь оказался единственным месяцем, когда была зарегистрирована положительная динамика (+9%). Но этот успех легко объяснить – часть сделок перешла с декабря 2024 года. Далее видим: -26% в феврале, -45% – в марте и вплоть до середины лета примерно по -25-28% в месяц.
За 8 месяцев 2024 года в РФ было продано 620 тыс. новых китайских автомобилей, в этом году – 460 тысяч, то есть падение серьезное.

Продажи автомобилей в целом упали год от года на 23%
Некоторое оживление, по словам эксперта, было в июле (-12%), август прошел примерно на уровне июля, то есть все равно вяло (-18% к АППГ).
– Прогноз неутешительный, – заметил глава РОАД. – Ждем от Центробанка РФ снижения ключевой ставки. Новые автомобили стоят дорого, и позволить себе купить их за те зарплаты, что есть на рынке, для многих россиян по-прежнему проблематично. Опять же есть сложности с кредитованием. В прошлые годы с привлечением заемных средств продавалось до 70% машин, а сейчас, по данным НБКИ, в 2 раза меньше. Мы потеряли 25% рынка только по линии кредитования. Экономике нужны доступные деньги, и ждем такого понимания от финансовых властей.
Ловкая комбинация
По словам выступавшего, если ключевая ставка останется примерно на том же уровне, что сегодня, за весь 2025-й в России будет продано 1 150 000 новых автомобилей.
– Это наш профессиональный прогноз. Если «ключ» снизится хотя бы до 15-16%, можно будет надеяться на 1,3 млн ед. Другой момент, что сегодня на рынке разыгрывается ловкая комбинация, – заявил Алексей Подщеколдин. – Ставка вроде как может опуститься, при этом курс рубля опускается не только к доллару, но и к юаню. А большинство автомобилей сегодня завозятся в Россию именно за юани, и это самым негативным образом отразится на стоимости машин. Те скидки, что сегодня предоставляются, возможно, уже этой осенью будут отменены. И это в итоге скажется на объемах продаж.

Продажи электромобилей в России сокращаются драматически
Еще хуже ситуация в сегменте электромобилей. За 8 месяцев 2025 года падение составило 47% (с 12 689 ед. до 6736 ед.). Самая негативная картина здесь наблюдалась в первой половине года (до -77% в марте). И только в июле появилась некоторая положительная тенденция (+15%).
– Но я бы не стал здесь особо радоваться, потому как этот «плюс» – по отношению к июлю 2024-го, когда мы уже имели отрицательную динамику, – отметил эксперт. – Продажи «электричек» будут слабыми и впредь, и точно можно сказать, что дилерским центрам они не дадут основы для эффективной экономики.
Почему перегружен рынок

В РОАД и «Автомаркетологе» насчитали 65 китайских брендов в России, но о некоторых из них никто и не слышал
Алексей Геннадьевич посетовал на чрезмерное количество китайских марок, представленных на нашем рынке. Таковых, по его данным, порядка 65-ти, в то время как до 2022 года абсолютно всех брендов было не более 60-ти.
– При этом рынок сократился почти на четверть, – уточнил президент РОАД. – Это делает его еще более сложным – покупатель не знает, что выбирать. Не понимает, какой бренд является хорошим, какой плохим. Многие люди банально не слышали те или иные названия компаний. В США, для сравнения, представлены всего 45 марок, и это при годовом объеме продаж 16 млн ед. А у нас только «китайцев» – 65 брендов. Опять же, некоторые китайские компании имеют множество суббрендов. Так, например, у Chery аж 9 суббрендов, машины которых предлагаются с одинаковыми платформами и двигателями – разобраться покупателю во всем этом очень сложно. Рынок явно перегружен. На наш взгляд, достаточно было бы всего 20 игроков.
Опять же, количество дилерских центров китайских марок, официально представленных в РФ. По оценке РОАД, таковых порядка 2500 ед. Для нынешнего объема продаж это многовато. Лидеры здесь знакомые: Haval (237 ДЦ), Chery (206), Changan (200), Geely (199), Omoda (180) и т.д. Есть в этом списке и совершенно экзотические, как сказал Алексей Геннадьевич, марки, у которых всего единицы дилерских центров, например, Haima (13), Rising (4), Venucia (4).

Еще одна избыточная цифра – число дилерских центров в России, продающих китайские авто
– Дилерские центры чувствуют себя абсолютно по-разному, – отметил Алексей Подщеколдин. – Большинство, признаемся, не очень хорошо, потому что ежемесячные продажи не дотягивают даже до 10 автомобилей. Принято считать, что ситуация более-менее благополучная, если отдельно взятый ДЦ продает в месяц порядка 30 машин. А такой результат сегодня демонстрируют единицы: по 49 автомобилей – Haval и Chery, 33 ед. – Geely, 28 – Changan. У доброй половины дилеров китайских марок, находящихся в топ-10, эта цифра заметно меньше (Jaecoo, 10 место – 9 ед.).
По словам эксперта, по причине слабых продаж дилерам не хватает автомобилей, чтобы можно было сформировать сервисный парк и в будущем зарабатывать на ремонте и поставке запасных частей.
– А сегодня на одном лишь «железе» большинство ДЦ совсем не зарабатывают, – заметил Алексей Геннадьевич. – При этом китайские марки проводят радикальную политику размещения своих дилерских предприятий. У того же Chery, например, в одной Москве более 30 ДЦ.
Доля «китайцев» на «вторичке» растет

Даже дилерам ведущих китайских брендов не удается продавать достаточное количество автомобилей
Большинство дилеров, по информации главы РОАД, активно работают в секторе автомобилей с пробегом, потому что, как отмечено выше, продают не более 10 китайских машин в месяц, а с такими объемами не выжить.
– Ситуация на вторичном рынке сильно получше, – заметил Алексей Подщеколдин. – Рынок упал всего на 2% (с 4,45 млн ед. до 4,36 млн ед.). Это говорит о том, что люди по-прежнему нуждаются в покупке автомобилей, просто у них нет денег на покупку новых машин.
На «вторичке» растет доля китайских автомобилей. Если год назад таковых было продано год 141 тыс. ед. (доля – 3%), то за 8 месяцев 2025-го реализовано почти 195 тысяч (доля – 4%). Да, пока что «китайцы» не входят ни в топ-10, ни в топ-20, но это может произойти уже через 2-3 года.
– В 2024 году компания Chery была в России на 26 месте по продажам машин с пробегом. Сегодня она поднялась до 22-й позиции с продажами примерно 40 000 ед., и они (продажи) постоянно растут, – уточнил руководитель Ассоциации. – Параллельно растут продажи «бэушных» Geely и Haval. Это значит, что дилерам, которые занимаются подержанными автомобилями, нужно всерьез готовиться к их ремонту, поставкам запчастей и пр.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina), Санкт-Петербург, фото автора