Россия

В России названы самые популярные автомобили из альтернативного импорта: 10 марок и 5 моделей


За неполные четыре года, охватывающие период с января 2022-го по ноябрь 2025 года, российский авторынок пополнился внушительным количеством новых легковых автомобилей, ввезенных по различным схемам альтернативного импорта. По данным автоэксперта Сергея Целикова, озвученным в его Telegram-канале, общее число таких машин достигло 586 тысяч. Эта цифра отражает динамичный процесс формирования предложения на отечественном рынке, зачастую в условиях меняющихся регуляторных норм.

Названы самые популярные автомобили в России из альтернативного импорта. Рейтинг из 10 марок и 5 моделей

Автовоз

Год 2023 стал пиковым по объемам ввоза, когда в Россию без официального подтверждения типа транспортного средства (ОТТС) было импортировано 225,5 тысячи новых автомобилей. В предыдущем, 2022 году, этот показатель составил 181 тысячу единиц, а за одиннадцать месяцев текущего, 2025 года, российские автовладельцы приобрели еще порядка 144 тысяч машин.

На вершине рейтинга по объему альтернативного импорта за весь анализируемый период уверенно держится Toyota, чья доля превысила 13% от общего числа ввезенных автомобилей. На второй позиции расположилась Geely с результатом 10,2% от общего объема. В ТОП-10 популярных марок также вошли Changan (7,7%), Lixiang (7,2%), BMW (6,9%), Mercedes-Benz (4%), Mazda (3,9%), Volkswagen и Kia (с идентичными показателями в 3,5%), а также Mitsubishi (3,1%).

Сергей Целиков акцентирует внимание на том, что за рассматриваемый четырехлетний период нормы законодательства, регулирующие параллельный и альтернативный ввоз, претерпевали неоднократные изменения. Эти законодательные корректировки, безусловно, оказали влияние на динамику импорта по годам. Тем не менее, несмотря на турбулентность, Toyota и Geely продемонстрировали устойчивость, сохранив свои лидирующие позиции и по итогам 2025 года.

Если говорить о конкретных моделях, то безоговорочным лидером предпочтений стал кроссовер Geely Monjaro. Официальные дистрибьюторы не участвовали в поставках — в обход их деятельности было импортировано почти 41 тысяча этих автомобилей. Далее по популярности следуют Lixiang L7 (19,6 тыс. единиц), Toyota Camry (19,3 тыс. шт.), Toyota RAV4 (18,8 тыс. шт.) и Lixiang L9 (14,4 тыс. шт.).

Эксперт Сергей Целиков прогнозирует, что грядущие существенные изменения в схеме уплаты утильсбора, вероятно, приведут к заметному сокращению объемов альтернативного импорта в 2026 году. Более того, ожидается заметное смещение структуры импорта в сторону менее мощных моделей. Тем не менее, полностью этот канал поставок не исчезнет, поскольку, по мнению эксперта, в России сохраняется сегмент потребителей, желающих иметь более широкий выбор, выходящий за рамки исключительно отечественных и китайских марок.



Стоит отметить, что ранее стало известно о значительном росте прямого импорта подержанных автомобилей из ОАЭ в Россию. На фоне ажиотажа, вызванного новыми правилами начисления утилизационного сбора, в ноябре этот показатель увеличился в годовом выражении почти в 22 раза, достигнув 1445 единиц.

Источник: Telegram-канал Сергея Целикова

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»