В декабре 2025 года российский авторынок, по прогнозам, столкнется с сокращением продаж новых автомобилей на 10% по сравнению с ноябрем. Эксперт Артем Самородов, выступая на конференции Dealer Up от «Автомаркетолог», предрекает, что январь и февраль 2026-го станут периодом затишья, когда цены на автомобили, как ожидается, существенно вырастут с началом нового года.
Пик продаж: почему октябрь стал лучшим месяцем
Аналитические выводы Артема Самородова опираются на результаты опросов, проводимых в его Telegram-канале. Это позволяет получить оперативную картину рынка, опережая официальные данные профильных агентств.
«Мы регулярно проводим опросы среди владельцев автобизнеса, чтобы понять, как они переживают каждый месяц, – пояснил Артем Самородов. – Получаемые таким образом данные дают точное представление о текущих трендах на рынке, поскольку собираются раньше публикации от аналитических агентств».
Ключевой вопрос опроса звучал так: «Как ваше предприятие закрыло месяц по количеству продаж новых автомобилей относительно октября 2025 года»? Подавляющее большинство респондентов – 82,1% – сообщили о снижении продаж в ноябре 2025 года по сравнению с предыдущим месяцем. Это подтверждает тенденцию, согласно которой продажи новых автомобилей в ноябре оказались на 23% ниже, чем в октябре.

Итоги ноября 2025 года для представителей автобизнеса России / инфографика Артема Самородова
По словам эксперта, октябрь 2025 года продемонстрировал наиболее высокие показатели продаж за весь год, и декабрь вряд ли сможет повторить его результат, превышавший 165 тысяч единиц. Осень предыдущего года, по заверениям Артема Самородова, не отличалась лучшими показателями.
«Хотя ноябрь 2025 года показывает рост на 6% по отношению к среднемесячному показателю прошлого года, важно учесть разницу во времени введения утилизационного сбора: в 2024-м он вступил в силу 1 октября, а в 2025-м — 1 декабря. Таким образом, ноябрь оказался между этими датами. 59% опрошенных дилеров отметили, что продажи в ноябре 2025-го были ниже, чем годом ранее. При этом 15,5% предприятий зарегистрировали рост продаж. Эти данные коррелируют с официальной статистикой».
Ключевые факторы, повлиявшие на рынок в 2025 году

Ожидания и реальность: каким видел автобизнес 2025 год и каким он стал / инфографика Артема Самородова
Вспоминая декабрь 2024 года, эксперт отмечает, что ожидания бизнеса тогда были связаны с ажиотажем, скидками, опасениями по поводу депозитов, предстоящим ростом утильсбора и прогнозами о повышении курса валют. Это привело к активному импорту автомобилей в Россию.
«История с курсом доллара оказалась весьма показательной, – заметил Артем Самородов. – В декабре 2024-го доллар стоил 100 рублей. Бизнес, прогнозируя дальнейший рост, активно занимался импортом. Это привело к увеличению товарных запасов до 500 000 единиц. Однако, к удивлению многих, в феврале 2025-го доллар резко упал. Автомобиль, купленный в декабре 2024 года за 50 000 долларов (5 млн рублей), к концу зимы 2025-го стоил уже 3,9-4,4 млн рублей. Это, безусловно, поставило бизнесменов в крайне непростое положение, и первое полугодие 2025 года оказалось сложным для рынка».
Изменение курса валют было названо респондентами главным фактором, повлиявшим на российский авторынок в 2025 году (22,7% голосов). Второе место заняла «затоваренность в первом полугодии» (22,6%).

Какие факторы оказали максимальное влияние на авторынок РФ в 2025 году / инфографика Артема Самородова
«Эти полмиллиона непроданных автомобилей стали настоящей проблемой, – заметил Артем Самородов. – Учитывая высокую ставку рефинансирования, содержание такого запаса оказалось очень затратным для дилеров, что усиливало давление на рынок».
Утилизационный сбор, несмотря на свою актуальность, занял лишь третье место в списке наиболее влиятельных факторов. Эксперт объясняет это тем, что изменения, касающиеся автомобилей мощностью свыше 160 л.с., были известны лишь с сентября, а до этого рынок оставался относительно стабильным. Запасы автомобилей начали активно сокращаться только во второй половине 2025 года, причем около половины проданных машин были выпущены в 2023 и 2024 годах.
Перспективы оживления рынка в 2026 году
«По результатам нашего опроса, прогноз на декабрь 2025 года составляет 110-120 тысяч новых автомобилей, что означает снижение примерно на 10% по сравнению с ноябрем. Однако, я полагаю, что итоговая цифра может оказаться еще ниже. Октябрь действительно был самым успешным месяцем года, но это касается в большей степени тех, кто занимается импортом автомобилей из-за рубежа, а не официальных дилеров», – отметил Артем Самородов.
Наступающий 2026 год не предвещает резкого оживления на рынке. Период новогодних праздников, когда и российский, и, как ожидается, китайский авторынки уйдут на каникулы, исключит сильные рыночные потрясения. Тем не менее, цены, по прогнозам, останутся на высоком уровне из-за введения нового утилизационного сбора с 1 января 2026 года. В течение двух месяцев, пока все участники рынка будут отдыхать, ожидать активных акций и распродаж не стоит. К марту дистрибьюторы и поставщики, вероятно, начнут предпринимать шаги для стимулирования продаж, осознав низкий уровень спроса.

Эксперт Самородов предрек активизацию импорта автомобилей из стран ЕАЭС / фото Freepik
Эксперт предполагает, что весной 2026 года может активизироваться импорт автомобилей из стран ЕАЭС, в частности из Киргизии, поскольку это направление станет более экономически выгодным. Однако, по его мнению, к лету правительство может перекрыть эту лазейку, введя заградительные тарифы.
«Первое полугодие 2026 года обещает быть одним из самых трудных для российского авторынка, бизнеса и потребителей, – резюмировал Артем Самородов. – В связи с этим уже сейчас необходимо продумать стратегии выживания в предстоящий период и оптимизировать расходы. Не исключено, что банки снова потребуют возврата средств от дилеров, причем, возможно, в более настойчивой форме. Если вдруг продажи начнут расти, следует сдержать импульс и разумно распорядиться вырученными средствами, сохранив их для будущего».
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)




