Еще год назад автомобильные аналитики предсказуемо отметили: амбициозные китайские автопроизводители, воодушевленные впечатляющими результатами 2024 года, поставили перед собой чересчур оптимистичные цели продаж на 2025-й. Главный вопрос был риторическим: хватит ли китайцам сил и ресурсов для реализации этих смелых «социалистических обязательств», совершенно не представляя, какие сюрпризы готовит отечественный рынок. Прошел год – каковы итоги декабря?

Результаты оказались зеркалом вложенных усилий и рыночной реальности. Олег Мосеев, экс-глава Ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД), поделился в своем Telegram-канале детальной статистикой, сравнив планы сильнейших китайских брендов на текущий год с их фактическим исполнением. Вспоминаем смелые цифры, которые могли бы украсить отчетность любого европейского или японского концерна в бытность их активного присутствия на российском рынке: Lada – 450 000 ед., Haval City – 160 000 ед., Haval Pro – 40 000 ед., Chery – 170 000 ед., Geely / Knewstar – 100 000 ед., Changan – 160 000 ед. Эти цифры вызывали головокружение своей масштабностью.

Планы по продажам китайских автобрендов в России в 2025 году / инфографика Олега Мосеева
Оценка эффективности: как реализовались амбициозные планы
Самое захватывающее – это процент выполнения поставленных целей. Хотя официальные итоги 2025 года появятся после новогодних праздников, Олег Мосеев предлагает нам окунуться в статистику за первые 11 месяцев. Давайте взглянем на цифры: Lada – 298 812 ед. (66% от годового плана), Haval City – 129 563 (81%), Haval Pro – 27 460 (69%), Chery / Tenet – 118 997 ед. (70%), Geely / Knewstar – 91 723 ед. (92%), Changan – 61 462 ед. (38%).
– По итогам периода с января по ноябрь «80% плюс» от плана смогли достигнуть лишь Haval City (81%), Geely / Knewstar (92%) и Belgee (99%), которые, скорее всего, перевыполнят годовой план, – комментирует Олег Мосеев. – Очевидно, что Geely демонстрирует впечатляющие результаты, в то время как у Changan ситуация складывается гораздо сложнее.
Geely и его «спутники»: успехи и вызовы

Knewstar позиционировал себя как амбициозный бренд на старте продаж в России / фото Сергея Захарова
Безусловно, успехи Geely – результат работы самого бренда. Knewstar в этой паре выглядит скорее как имиджевый проект. Новый бренд с не самым простым названием предлагает на российском рынке всего одну модель – спорт-купе Knewstar 001 (стартовая цена от 3,46 млн рублей), которое ранее было известно как Geely Tugella. Несмотря на модный формат кузова, автомобиль не показывает выдающихся результатов. Дилерские центры отмечают спад потребительского интереса к модели после её ребрендинга.
Напротив, другой «представитель» Geely – белорусский бренд Belgee, обладающий собственным производством, – продемонстрировал высокую эффективность. Заводской план на 2025 год составлял 60 000 ед., а за 11 месяцев россияне приобрели 59 625 автомобилей, что составляет впечатляющие 99% выполнения плана. Это объясняет дефицит белорусских машин в российских шоурумах к концу года.
Динамика брендов: рост одного, стагнация другого

Автосалон Chery и Tenet в Химках
Схожая картина наблюдается и в связке Chery / Tenet, на которую также обращает внимание эксперт Мосеев. Результат в 70% выполнения плана за 11 месяцев выглядит достойно на фоне многих китайских конкурентов. Примечательно, что, по мнению издания «Китайские автомобили», Chery, похоже, сознательно наращивает обороты, тогда как новый бренд Tenet демонстрирует уверенный рост. Яркий пример — кроссовер Tenet T7 (от 2 580 000 рублей), который на прошлой неделе обошел Haval Jolion и стал самым продаваемым SUV в России. Его «близкий родственник», Tenet T4 (от 1 999 000 рублей), также показал отличные результаты, войдя в топ-5 самых успешных моделей рынка.

Дилерский центр «Changan Центр Измайлово» с автомобилями семейства Uni
Статистика продаж раскрывает сложности, возникшие у Changan в уходящем году. Хотя еще недавно эксперты прочили этому бренду место в первой китайской тройке, по ряду причин, о которых стало известно в ноябре, производитель ощутимо сбавил обороты. Его амбициозный план на 2025 год предполагал реализацию 80 000 автомобилей основного бренда Changan и столько же – родственного Uni. Однако к концу ноября фактически продано 23 348 и 38 114 ед. соответственно, что составляет лишь 29% и 48% от намеченных показателей.
Стратегия на будущее: фокус на реализацию уже ввезенных машин

Ведущий эксперт Профессионального сообщества «Автомаркетолог» Олег Мосеев
– Changan заметно скорректировал свои планы на следующий год, снизив их с 160 000 до 70 000 ед. для 2026 года, — отмечает Олег Мосеев. – Если их цель – 7% рынка, то общий прогноз рынка в 1 миллион автомобилей выглядит весьма пессимистично.
Эксперт прав: причин для излишнего оптимизма на 2026 год немного. Очередное повышение ставок утильсбора, неизбежный рост цен на автомобили, непредсказуемый курс доллара, а также невысокие доходы населения – все это создает непростую экономическую картину. Александр Коротков, генеральный директор Migtorg, емко охарактеризовал грядущий год: «2026 год станет «олицетворением» внутреннего рынка, где основной акцент будет сделан на обороте уже ввезенных годом-двумя ранее автомобилей».

Планы по продажам автобрендов в России в 2026 году / инфографика Олега Мосеева
Судя по всему, осознание этих реалий приходит и к китайским производителям. Их планы на следующий год лишены былого «гусарского бахвальства» и выглядят гораздо более реалистичными. Рассмотрим их: Lada – 370 000 ед. (82% от плана 2025 года), Haval City – 140 000 (88%), Haval Pro – 35 000 (88%), Chery / Tenet – 150 000 ед. (88%), Geely / Knewstar – 80 000 ед. (80%), Changan – 70 000 ед. (44%).
– Обратите внимание, насколько осторожны и адекватны стали производители в своих планированиях на следующий год, – отмечает Олег Мосеев. – Похоже, два года «уроков» не прошли даром. Даже если учесть бренды, не вошедшие в этот список, общая цифра продаж все равно вряд ли достигнет 1,3 миллиона автомобилей.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Ранее в этой рубрике:




