Россия

В России JAC, Chery или кто-то еще: какие китайцы помогут Lada с турбиной?


В июне 2025 года, в момент официальной презентации кроссовера Lada Azimut, представители АвтоВАЗа намекнули на появление в будущем модели 1,5-литрового турбомотора. Давайте пристально рассмотрим, какие именно китайские силовые агрегаты могут найти свое место под капотом этой перспективной новинки.

Почему выбор пал на китайские ДВС?

Еще летом 2025 года на вопросы журналистов были даны развернутые ответы. Например, корреспондентам издания «Новые Известия» удалось получить комментарии от заместителя генерального директора АвтоВАЗа Евгения Шмелева относительно будущих силовых установок для Lada Azimut. Вот ключевые моменты из его слов:

– Модернизированные двигатели объемом 1,6 и 1,8 литра, о которых я говорил, будут производиться исключительно на АвтоВАЗе, начиная с подготовительных этапов. Не стал акцентировать внимание, но инженеры уже работают над турбированным вариантом. Естественно, это будет агрегат от наших партнеров. Однако у нас есть производственные мощности, где мы планируем локализовать его производство. Да, речь идет о китайских партнерах. Но хочу подчеркнуть, что мы сразу же согласовали их выбор с планом локализации.

Lada Azimut спереди сбоку

Кроссовер Lada Azimut

На текущий момент именно Китай обладает самой широкой номенклатурой силовых агрегатов различных объемов и мощностей, что делает его логичным выбором. В то же время, стоит упомянуть и Турцию, чьи производители также предлагают интересные турбированные решения. Нельзя исключать и возможность изучения европейских силовых агрегатов, несмотря на существующие сложности в логистике. Тем не менее, на сегодняшний день китайские производители предлагают наиболее оптимальные варианты с точки зрения доступности и готовности к локализации.



Lada Azimut сзади сбоку

Кроссовер Lada Azimut

Евгений Шмелев также уточнил, что ключевые компоненты двигателя, такие как блок цилиндров, головка блока, распредвал и шатуны, будут производиться непосредственно в Российской Федерации. Это важный шаг к достижению максимальной степени локализации. В то же время, стоит отметить, что поиск оптимальных решений в области двигателестроения является постоянным процессом, и АвтоВАЗ активно исследует различные варианты сотрудничества.

– Таким образом, основная механическая часть двигателя будет локализована как в части литья, так и механической обработки, – добавил Шмелев. – Это позволит нам обеспечить стабильность поставок и контроль качества.

Самое примечательное – первый тестовый образец Lada Azimut, оснащенный турбомотором и автоматической трансмиссией китайского производства, по сообщениям группы RCI News в октябре 2025 года, уже собран. Это свидетельствует о высокой степени готовности проекта.

Какова роль JAC?

Еще летом 2023 года, во время посещения АвтоВАЗа, ваш покорный слуга получил интересную информацию. Сотрудники двигательного производства завода сообщили о планах по началу сборки 1,5-литровых турбомоторов на площадках, где ранее выпускались силовые агрегаты Renault-Nissan HR16DE/H4M.

Москвич 6 салон интерьер двигатель мотор капот

174-сильный двигатель лифтбэка «Москвич 6»

В июле 2023 года телеграм-канал «Автопоток» сообщил, что АвтоВАЗ определился с поставщиком турбомоторов – им оказался китайский концерн JAC. Этот выбор выглядит вполне логичным. 1,5-литровые двигатели JAC уже успешно применяются на ряде моделей отечественного бренда «Москвич», а также на коммерческих фургонах Sollers SF1. Эти автомобили, по сути, являются перелицованными версиями моделей JAC. В то время как Sollers располагает собственным производством турбодизелей JAC, у «Москвича» с этим аспектом дела обстоят иначе. Появление АвтоВАЗа в качестве потенциального партнера по локализации таких ДВС могло бы значительно укрепить позиции российских марок на рынке. Однако еще в июле 2023 года АвтоВАЗ оперативно отреагировал на слухи, опровергнув информацию о сотрудничестве с JAC.

Возможно, FAW?

Lada X-Cross 5 в России мотор двигатель

Турбированный двигатель на Lada X-Cross 5 / фото RG

Летом 2023 года на «Автозаводе Санкт-Петербург» (ранее известном как «Лада Санкт-Петербург») началась сборка кроссоверов Lada X-Cross 5. Эти автомобили представляли собой перелицованные FAW Bestune T77. Устанавливаемый на них 1,5-литровый турбомотор мощностью 160 л.с. мог стать одним из кандидатов для локализации, однако проект был остановлен после выпуска всего 170 единиц, что делает этот вариант маловероятным.

А что, если Chery?

Более перспективным партнером по поставке турбомоторов может стать китайская компания Chery. В октябре 2025 года ресурс RCI News сообщил, что первый прототип «Азимута» с двигателем Chery уже готов. Связи АвтоВАЗа с Chery, укрепившиеся в рамках проекта Xcite, делают эту версию наиболее логичной. Chery активно развивает свое присутствие в России, и совместное производство силовых агрегатов является естественным шагом.

Завод Xcite конвейер X-Cross 7 двигатели

Установка двигателей на автомобили Xcite на петербургском автозаводе

Однако существует нюанс. Chery в России представлен брендом Tenet, модели которого собираются в Калуге на заводе, ранее принадлежавшем Volkswagen. Здесь не только осуществляется сборка автомобилей, но и планируется запуск производства двигателей на базе бывшего моторного завода VW. Как сообщает «Дром», речь идет не просто о сборке, а о полноценной механической обработке деталей. Ориентировочная годовая мощность составит 300 тысяч двигателей. Эти же силовые агрегаты предполагается поставлять на завод в Шушарах, где выпускаются кроссоверы Jaecoo J7 — суббренда Chery. Таким образом, возникает вопрос: будет ли АвтоВАЗ получать двигатели из Калуги? Маловероятно, так как российский автопроизводитель изначально заявлял о намерении локализовать производство турбомоторов на собственных мощностях. Также остается неясным, будет ли Chery передавать лицензию на свои двигатели. Кроме того, объемы производства в Калуге могут сделать отдельное производство в Тольятти экономически нецелесообразным.

Почему не Haval?

ДВС Haval новый завод в России

Запуск завода по производству двигателей Haval в России

Летом 2024 года появились сообщения о возможном приобретении АвтоВАЗом турбомоторов Haval, но пресс-служба автогиганта быстро опровергла эту информацию. Кроме того, несмотря на наличие собственного моторного производства, Haval в настоящий момент вряд ли сможет удовлетворить потребности сторонних производителей. Спрос на автомобили Haval высок, и в приоритете компании – собственные модельные линейки.

Немного экзотики? Shineray Group

Нельзя обойти вниманием и проект SKM. АвтоВАЗ в партнерстве с китайской корпорацией Shineray Group на мощностях «ВИС-Авто» готовится к запуску сборки коммерческих фургонов SRM, которые выйдут на российский рынок под адаптированным наименованием. Это говорит о стремлении АвтоВАЗа расширить свое присутствие в сегменте коммерческого транспорта.

Кроссоверы SWM G05 Pro мотор двигатель капот

Мотор SWD15T на кроссовере SWM G05 Pro / фото Романа Ярового

Эти фургоны будут оснащаться атмосферными 2-литровыми двигателями мощностью около 150 л.с. Однако Shineray Group также предлагает 1,5-литровые турбомоторы SWD15T, которые уже используются в популярных в России кроссоверах SWM G01, G01F и G05 Pro. В Китае эти агрегаты развивают 156 л.с. и 220 Нм крутящего момента, а для российского рынка их мощность была дефорсирована до 139 л.с. и 212 Нм.

Резюме

Учитывая активное развитие проекта SKM и намерения АвтоВАЗа расширять линейку двигателей, Shineray Group выглядит одним из наиболее вероятных поставщиков турбомоторов. Однако договоренности по локализации данного 2-литрового атмосферного двигателя, который будет устанавливаться на фургоны SKM, пока остаются неизвестными. Chery также остается сильным кандидатом, но процесс переговоров и распределения производственных мощностей между российскими и китайскими партнерами будет иметь решающее значение. В любом случае, обеим сторонам предстоит найти взаимовыгодные решения для успешной реализации планов.

Андрей ТРУБИН (@chinamashina), обозреватель «Китайских автомобилей»

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Наш бот в Telegram: @Autochina24Bot.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»