Бренд Changan в течение продолжительного времени уверенно удерживал позицию бренда, который оказывал серьезное конкурентное давление на представителей «большой китайской тройки» на российском рынке. Казалось, еще немного, и землякам из Поднебесной не избежать рокировки в заветный топ-3. И действительно, такой момент настал – в начале минувшего лета. Реализовав 6,4 тысячи новых автомобилей, Changan по итогам июня занял третье место в России, захватив 7% рынка. Однако этот впечатляющий результат оказался локальным успехом. Уже в октябре бренд финишировал лишь на шестой позиции среди китайских марок, продемонстрировав самое низкое падение в этом году.

Октябрьское снижение: закономерность или случайность?
Является ли октябрьское падение продаж лишь единичной осечкой или же предвестником более серьезных проблем?
– Некоторые склонны видеть в любой непогоде признаки катастрофы, – поделился своим мнением независимый эксперт Георгий ВИХРОВ в беседе с корреспондентом «Китайских автомобилей». – Я бы предостерег от слишком категоричных выводов по итогам октября. Такое случается со всеми. Changan располагает одной из самых полных и, смею отметить, хорошо сбалансированных модельных линеек на отечественном рынке. Компания предлагает технологичные и эстетически привлекательные автомобили, что является важным фактором для многих покупателей. Регулярное обновление модельного ряда и обширная, отлаженная дилерская сеть — все это объективные предпосылки для сильных позиций бренда в России. Я считаю, что октябрьское снижение продаж связано, прежде всего, с ослаблением мер стимулирования со стороны дистрибьютора. Потребитель, голосуя рублем, весьма чутко реагирует на любые изменения в ценовой политике автопроизводителей.

Топ-15 самых популярных марок автомобилей в России в октябре 2025 года / инфографика «Автостат»
Дмитрий Ярыгин, заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат», на недавней «Оперативке» подтвердил эту тенденцию:
– Ранее Changan предлагал конкурентоспособные цены и привлекательные программы льготного кредитования, но в настоящее время покупатель лишен этих выгод.
В дилерском сообществе полностью разделяют мнение, что именно это обстоятельство стало ключевым фактором в снижении продаж. Один из представителей крупного автомобильного холдинга, пожелавший сохранить анонимность, сообщил нам:
– Бренд отказался от всех форм поддержки, за исключением субсидированной процентной ставки. Результат очевиден.
Ценовые корректировки: от скидок к наценкам
Заглянув на официальный сайт Changan, можно ознакомиться с актуальными предложениями и моделями, на которые распространяются дополнительные выгоды.

Дилерский центр «Changan Центр Измайлово» с автомобилями семейства Uni
Популярный кроссовер Changan CS75 Plus предлагается в ценовом диапазоне от 3 590 000 до 3 949 990 рублей, при этом единственная доступная клиентам «прямая выгода» составляет 100 000 рублей. Бюджетный седан Alsvin оценивается в 1 850 000 – 1 899 990 рублей, скидки на него отсутствуют (хотя указано — «Цена с учетом максимальных выгод»). Аналогичная ситуация наблюдается и по другим моделям: CS35 Plus (2 589 900 – 2 649 900 рублей), Uni-K (4 019 900 – 4 599 900 рублей), Uni-S (2 939 900 – 3 034 900 рублей), Uni-V (3 189 900 – 3 259 900 рублей) и т.д.
По данным «Автостат», в первой половине ноября Changan повысил цены на семь моделей. Компакт-кроссовер CS35 Plus стал дороже на 20-70 тысяч рублей, кроссовер Uni-S/CS55 Plus – на 40-70 тысяч, вседорожник Uni-K (во всех комплектациях, кроме iDD) – на 50-73 тысячи, а лифтбэк Uni-V – на 50 тысяч. Три модели, включая кроссовер CS75Plus, купе-кроссовер Uni-T и пикап Hunter Plus, прибавили в цене по 70 тысяч рублей.
Конкурентное поле: влияние прокси-брендов
Несмотря на перечисленные тенденции, в дилерском корпусе не наблюдается упаднического настроения.
– А что, собственно говоря, с продажами Changan не так? – задал риторический вопрос менеджер другого крупного автосалона, являющегося дилером марки и также предпочитающего остаться неназванным. – Более 6 тысяч проданных машин в октябре – это вполне себе нормальный показатель.
С этим утверждением трудно поспорить. Анализируя данные «Автостата», можно заметить, что 6,4 тысячи октябрьских продаж Changan сопоставимы с результатом за июнь, который стал для бренда самым успешным месяцем. Однако разница в рыночной доле существенна: в июне она составляла 7%, а в октябре – лишь 3,8%. Даже в сентябре, когда было продано 5,9 тысячи автомобилей, доля бренда достигала 5%. Это свидетельствует о том, что конкуренты отработали минувший месяц более эффективно, что и привело к перераспределению позиций на рынке.

Кроссоверы Belgee на тесте у дилерского центра «Бизнес кар»
– Ситуацию для Changan осложнили два прокси-бренда – Belgee и Tenet, – отметил Георгий Вихров. – Они неожиданно заняли свою нишу, продемонстрировав потенциал. Теперь с этим фактом приходится считаться. Российский опыт сборки в партнерстве с Беларусью является весомым аргументом в борьбе за лидерство на рынке. Не стоит забывать, что Haval, являющийся брендом №1 в России, одним из первых наладил здесь собственное производство. Если снижение рыночной доли Changan продолжится, компании, несомненно, придется серьезно рассмотреть возможность локализации производственных процессов. Ведь пример бренда Volga показывает, насколько важно ответственно подходить к таким масштабным проектам.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Ранее в этой рубрике:




