Россия

В России Haval способен ли догнать и обогнать по продажам «Ладу», невзирая на конкуренцию?


Октябрьский всплеск продаж Haval, когда он стремительно приблизился к лидерству АвтоВАЗа, заставил экспертов задаться вопросом: возможна ли реальная конкуренция за покупательское внимание между этими брендами, и не стоит ли ожидать смены лидера на российском авторынке? Напомним, по итогам прошлого месяца рыночная доля АвтоВАЗа снизилась до 20%, в то время как Haval достиг отметки в 16%.

иванов колонка рубрика авторынок с ивановым

Временный всплеск, или ожидаемая перестройка рынка?

Независимый эксперт Александр Ковалев в комментарии для «Китайских автомобилей» отмечает, что говорить о стойком паритете между Haval и Lada пока преждевременно. Снижение доли АвтоВАЗа зафиксировано лишь за один месяц, и этот период ознаменовался повышенным покупательским интересом к автомобилям с мощностью двигателя свыше 160 л.с. Этот тренд, вероятно, связан с ожиданиями скорого повышения утилизационного сбора. Ожидается, что в ноябре спрос на такие автомобили останется аномально высоким.

По мнению аналитика, после этого рынок, скорее всего, вернется к своим обычным показателям. Особое внимание стоит уделить тому, что снижение доли АвтоВАЗа, скорее всего, будет минимальным. Поскольку в модельном ряду Lada отсутствуют автомобили мощностью более 160 л.с., увеличение утильсбора может даже сыграть на руку АвтоВАЗу. Таким образом, ожидается, что разрыв в долях рынка между Lada и Haval вернется к более привычному состоянию.

Автосалон Haval шоурум спереди сбоку

В октябре дилеры Haval бросили вызов самому АвтоВАЗу / фото Андрея Иванова



Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф», разделяет эту точку зрения. По его мнению, паритета между продукцией Haval и АвтоВАЗа в ближайшее время ожидать не приходится. Он объясняет октябрьский тренд краткосрочными факторами, связанными с повышением утильсбора и изменением правил его расчета, предполагаемым с 1 декабря 2025 года. Это не отражает стратегическую борьбу брендов или обновление модельного ряда, а скорее является ситуацией, вызванной внешними обстоятельствами.

Николай Иванов подчеркивает, что потеря АвтоВАЗом доли рынка в октябре была достаточно заметной. Обычно доля отечественного бренда составляет 26-27%, а в минувшем месяце упала до 20%. Это объясняется всплеском контрактации и продаж, что, по сути, является переносом спроса из будущих периодов. Такой сценарий более характерен для иностранных брендов, где существует больший риск роста стоимости продукции. Хотя Haval, благодаря локализации производства в России, не подвержен прямому влиянию утильсбора, общий информационный фон, начавшийся в сентябре, оказал сильное воздействие на настроения покупателей. Многие предпочли совершить покупку автомобиля уже сейчас, даже если планировали отложить ее на более позднее время. Эксперт считает, что это явление временное.

дилер Haval автосалон модели цены в июле июне в России сургут

Haval Jolion уже опередил Lada Vesta по продажам в России / фото ДЦ «Восток Моторс» (Сургут)

Илья Петров, директор розничных продаж АГ «Авилон», также не ожидает быстрой смены лидера российского авторынка. По его оценке, отставание в 4,3 процентных пункта по итогам октября 2025 года, что составляет около 7,1 тысячи автомобилей, не является критичным. Более того, по итогам всего года разрыв между брендами, вероятно, окажется двукратным. Он подчеркивает, что флагманские модели Lada, такие как Granta и Vesta, по-прежнему доступнее базовых версий Haval, что остается ключевым фактором спроса для значительной части российских покупателей.

Представитель крупного автомобильного холдинга напоминает, что текущие высокие показатели продаж последних двух-трех месяцев во многом обусловлены переносом будущего спроса на сегодняшний день. Эта тенденция особенно характерна для иностранных брендов. Сильные стороны Haval включают локальную сборку, привлекательные субсидированные программы и сбалансированный модельный ряд, в котором преобладают SUV-модели, уже занимающие около 70% рынка.

Собственный завод Haval – ощутимое конкурентное преимущество

завод haval конвейер сверху в тульской области great wall

Сборка автомобилей Haval на заводе в Тульской области

В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» считают, что рост конкуренции между брендами на российском рынке становится весьма реальным, учитывая текущую траекторию развития Haval. Китайский автопроизводитель демонстрирует устойчивый рост продаж: в октябре было реализовано примерно 26,1 тыс. автомобилей марки, что соответствует 16% рыночной доли. Бренд обладает рядом существенных преимуществ: развитая дилерская сеть, а также собственный завод по производству автокомпонентов, расположенный в Тульской области. Полный цикл производства автомобилей Haval на этом предприятии позволяет снизить зависимость от импортных комплектующих и поддерживать конкурентоспособную цену.

Александр Ковалев подтверждает, что тульский завод Haval активно развивается. Отмечается рост уровня локализации, появление новых адаптаций для российского рынка и расширение модельного ряда. Эти факторы обеспечивают бренду стабильность даже в текущих непростых условиях.

АвтоВАЗу необходима пересмотр маркетинговой стратегии

Lada granta в автосалоне спереди у дилера мартен вологда

Lada Granta обеспечивает АвтоВАЗу стабильное лидерство / фото ДЦ «Lada Мартен» в Вологде

Павел Ларин, директор по стратегическим коммуникациям страхового брокера Mains, отмечает, что возрастающая активность китайских компаний на российском рынке – это серьезный вызов для АвтоВАЗа. Он прогнозирует, что отечественный автопроизводитель, вероятно, отреагирует на эти изменения корректировкой своей маркетинговой стратегии, возможно, предложив специальные акции и предложения к началу нового года.

Эксперт также напоминает о проблеме переполненных складов, которая наблюдалась на протяжении года как у производителей, так и у дилеров. Желание распродать запасы привело к предоставлению значительных скидок, достигавших от 150 тыс. до 1 млн рублей на различные модели.

По мнению Павла Ларина, влияние государственных программ также нельзя недооценивать. Например, с 1 октября 2025 года Минпромторг РФ утвердил перечень автомобилей, подходящих для работы в такси, куда вошли и модели Lada. Это может стимулировать АвтоВАЗ и его дилеров к разработке специальных условий для таксопарков, что послужит дополнительным драйвером роста продаж.

Сможет ли новый кроссовер Azimut обеспечить «Ладе» отрыв?

Lada Azimut спереди сбоку

Кроссовер Lada Azimut

Александр Ковалев подтверждает, что Haval пока не в состоянии выйти в реальный паритет с Lada. Он отмечает, что в линейке китайского бренда отсутствуют по-настоящему бюджетные модели, которые могли бы конкурировать по цене с Lada Granta, бессменным лидером российского рынка.

«Китайские автомобили» обратились к экспертам с вопросом о потенциале нового кроссовера Lada Azimut в укреплении позиций бренда.

Илья Петров считает, что новый кроссовер, несомненно, расширит продуктовую линейку Lada и найдет своего покупателя, особенно в регионах, где важны ремонтопригодность и доступность сервисного обслуживания.

Lada Azimut сзади сбоку

Кроссовер Lada Azimut

Павел Ларин, комментируя грядущий выход кроссовера Lada Azimut, отмечает, что это, безусловно, значимое событие. Однако он предостерегает от того, чтобы делать на него чрезмерные ставки. По его мнению, лидером продаж, вероятнее всего, останется бюджетная Lada Granta. Коммерческий успех Azimut будет во многом зависеть от программ поддержки со стороны АвтоВАЗа. Одной из ключевых проблем остается ценовая конкуренция, поскольку стоимость российских автомобилей в России порой оказывается выше, чем у зарубежных аналогов, и даже выше, чем в соседней Беларуси. Для укрепления позиций отечественных марок необходима целенаправленная государственная поддержка, и инициировать этот диалог должен сам производитель.

Андрей ИВАНОВ

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»