Давно ожидаемое и уже ставшее реальностью повышение ставок утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года, кажется, прошло незамеченным в информационном поле. Несмотря на то, что прошла неделя, рынок встретил это событие неожиданным затишьем, словно «черная пятница» прошла стороной. Авторитетное издание «Китайские автомобили» провело расследование, чтобы выяснить причины этой паузы и спрогнозировать, когда стоит ожидать изменений в ценниках на новые автомобили.
Локализация как щит
– На сегодняшний день непосредственного влияния на стоимость автомобилей это повышение не окажет, – комментирует Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф». – Во-первых, у дилеров еще есть остатки на складах. Во-вторых, многие производители уже локализовали свое производство на территории России, и доля таких машин на рынке неуклонно растет. В-третьих, сам по себе рост тарифа утильсбора не столь значителен, чтобы критически повлиять на цену китайских автомобилей. Наиболее подверженными риску подорожания, как мне кажется, окажутся марки Geely и GAC. У них отсутствует локальная сборка, подписанный СПИК (Соглашение о промышленной сборке), а значит, и возврат уплаченного утильсбора. Следовательно, именно эти бренды находятся в зоне повышенного внимания.
По словам Андрея Ольховского, генерального директора ГК «Автодом», к началу декабря 2025 года автодилеры сознательно стремились сформировать достаточные запасы автомобилей, на которые новые тарифы утильсбора оказывают прямое воздействие.
– Традиционно декабрь является благоприятным месяцем для автодилеров. Дистрибьюторы активизируют свои усилия, чтобы завершить год с максимальными показателями, – объясняет эксперт. – Однако уже в начале первого квартала следующего года мы прогнозируем снижение покупательской активности, что будет частично обусловлено очередным увеличением ставок утильсбора, которое запланировано на 1 января 2026 года.

Автомобиль Geely Atlas в дилерском центре «Обухов»
Николай Иванов также не разделяет оптимизма относительно начала нового года:
– С наступлением 2026 года мы неизбежно увидим рост цен на китайские автомобили. Этому будет способствовать не только запланированное повышение НДС на 2%, но и очередная индексация утильсбора, которая, напомню, также стартует 1 января. Важно учитывать, что ценовое положение формируется не только внешними факторами, но и динамикой соотношения спроса и предложения на рынке.
***

Конвейер завода Haval в Тульской области выпускает целый ряд автомобилей
Представитель «Рольф» не ожидает переориентации рынка на модели с двигателями мощностью до 160 л.с., учитывая, что большинство популярных китайских автомобилей уже имеют локализованное производство в России.
– Ситуация с параллельным импортом развивается более динамично. Пока еще существует возможность приобрести автомобили по выгодным ценам, благодаря остаткам, купленным по старым ставкам утильсбора. Однако поставщики уже начинают корректировать цены в сторону увеличения, готовясь к новым тарифам. Стоит отметить, что в последнее время укрепление российского рубля несколько сглаживает этот тренд, – отмечает Николай Иванов.
По мнению Андрея Ольховского, существенное влияние нового повышения утильсбора коснется ограниченного сегмента рынка, в первую очередь, гибридных и электрических автомобилей.
– В этом сегменте прогнозируется рост конечной стоимости на уровне примерно 2 миллионов рублей за единицу.
На некоторые модели сегмента NEV (New Energy Vehicle) цены вырастут на 15-20%, но этот сегмент составляет лишь около 8% от общего объема продаж. Это касается только методики расчета утильсбора по ставкам 2025 года. Однако, плановое увеличение ставок утильсбора с 1 января 2026 года окажет более значительное влияние на ценообразование в автомобильной отрасли. По нашим оценкам, рост составит от 5% до 27%. Понимаю, что данный диапазон широк, и для точной оценки потребуется более детальный анализ каждого конкретного автомобиля.
«Премиальные» автомобили — удар по касательной?

Автомобиль Lixiang в шоуруме «Борисхоф»
– Любые экономические спады, как правило, меньше всего затрагивают финансово обеспеченных граждан. Поэтому декабрьское изменение ставок утильсбора, скорее всего, пройдет для них незаметно. Я не ожидаю существенного снижения спроса в дорогостоящем сегменте в ближайшее время. Любой импортер автомобилей подтвердит: если покупатель нацелен на приобретение машины стоимостью 25-35 миллионов рублей, то увеличение цены на 2-3 миллиона рублей за счет утильсбора не станет для него непреодолимым препятствием, – поделился мнением независимый эксперт Георгий Вихров.
По мнению нашего собеседника, новое повышение утильсбора не окажет значительно негативного влияния даже на российских покупателей, предпочитающих такие популярные китайские бренды, как LiXiang (стоимостью 7-9,5 млн рублей).
– Действительно, стоимость этих автомобилей может увеличиться на 3 миллиона рублей. Однако я убежден, что покупатели адаптируются к новым ценовым реалиям и продолжат приобретать LiXiang, – прогнозирует Георгий Вихров.

Подорожание в премиум-сегменте в итоге скажется и на ценах доступных автомобилей / фото Юрия Лихуты
По мнению аналитика, в сегменте дорогостоящих автомобилей ожидается скорее снижение количества проданных единиц (на 10-15% меньше премиальных моделей), но в денежном эквиваленте сектор, вероятно, продемонстрирует рост. Однако, с уменьшением стоимости автомобиля, просадка в продажах будет более ощутимой.
– Существует определенная озабоченность тем, что вслед за подорожанием премиальных автомобилей, менее доступными станут и бюджетные китайские модели. Это связано как с объективными, так и с субъективными факторами. Может сработать эффект домино: когда из-за роста цен на более дорогие машины, покупатели начинают переориентироваться на модели из более низких ценовых сегментов. Подобные тенденции уже наблюдались неоднократно.
Андрей Иванов (@chinamashina)




