Экспертное сообщество, единогласно прогнозируя объем продаж новых автомобилей на уровне 1,3 миллиона единиц в текущем году, уже активно обсуждает перспективы грядущего. Аналитики издания «Китайские автомобили» внимательно следили за панельной дискуссией в рамках форума автобизнеса CarXL-2025, организованного агентством «Автостат», где были высказаны ключевые мнения специалистов.
Стабильность – уже успех
– Полагаю, что рынок в натуральном выражении останется на уровне текущего года, – отметил Михаил Бахтиаров, основатель Major Auto. – Первый квартал, вероятно, покажет спад, но затем потребители адаптируются к новым реалиям, а увеличение числа локализованных моделей и их доступность должны поддержать спрос. Развитие автомобильного рынка напрямую коррелирует с экономической стабильностью страны.

Основатель Major Auto Михаил Бахтиаров / скриншот с видео
Эксперт также отметил наличие значительного отложенного спроса, сформировавшегося за минувшие четыре года.
– На сегодняшнем мероприятии звучала информация о том, что люди продолжительное время не меняют свои автомобили. Это, безусловно, так, но такая тенденция не может длиться вечно, – подчеркнул руководитель крупного автохолдинга. — Хотя «кубинский сценарий» многим кажется привлекательным, наша реальность отличается, и границы, как известно, открыты.
Помимо этого, Михаил Бахтиаров прогнозирует определенные изменения в сегменте такси:
– Есть предположение, что законодательство в этой сфере не будет утверждено в заявленные сроки, скорее всего, его перенесут, и, вероятно, потребуются корректировки в действующем законе, что в итоге приведет к расширению списка разрешенных автомобилей для использования в такси.

Директор по финансовым продуктам «БАИК Моторс Рус» Кирилл Лучкин / скриншот с видео
– Тема законодательства для такси действительно актуальна для всего автомобильного рынка, – поддержал коллегу Кирилл Лучкин, директор по финансовым продуктам «БАИК Моторс Рус». – Однако, внимательно изучая материалы законодательных органов, можно заключить, что озвученный ранее перечень не является окончательным и подлежит утверждению Минпромторгом с возможными корректировками. Мы надеемся на благоприятное для всех развитие событий. Главная задача на 2026 год – это перезапуск операций, и в целом, мы придерживаемся оптимистичного прогноза, полагая, что следующий год не превзойдет показатели текущего.
– Я согласен с коллегами: в 2026 году рынок, скорее всего, сохранится на текущем уровне, – заявила Наталья Митяева, генеральный директор компании «Панавто». – Мы, в свою очередь, рассчитываем на рост за счет наших брендов-партнеров. Voyah уже в 2025 году начал локализацию производства и планомерно наращивает продажи. Hongqi демонстрирует уверенную динамику, и мы надеемся, что эта тенденция сохранится в следующем году. В нашем портфеле также представлен бренд Avatr, чья локализация запланирована на 2026 год. Кроме того, ожидается расширение модельного ряда и запуск суббренда Deepal. Таким образом, есть основания полагать, что внутренние показатели компании продемонстрируют положительную динамику.

Генеральный директор компании «Панавто» Наталья Митяева / скриншот с экрана
Без давления, но с поддержкой
– Планы по росту у нас также имеются на следующий год, – отметил Андрей Владимирцев, коммерческий директор АО МАЗ «Москвич». – Мы продолжим курс на локализацию производства, и «Москвич 3» является ярким примером – этот кроссовер сейчас входит в число лидеров своего сегмента. Стоит также обратить внимание на другие рыночные ниши. Пришло время вспомнить о флагманском внедорожнике «Москвич 8». Мы не инвестировали ни в его запуск, ни в его продвижение. Это своего рода тестовый запуск, попытка занять позицию в наиболее крупном и перспективном для нас сегменте C-SUV. Стратегическая цель «Москвича» – это рост за счет расширения продуктовой линейки. Такой подход, без избыточного давления, но с необходимой поддержкой, позволит сделать его интересным и прибыльным.

Коммерческий директор АО МАЗ «Москвич» Андрей Владимирцев / скриншот с видео
Говоря о российском рынке в целом, представитель московского автопредприятия выразил мнение, что в 2026 году он, в лучшем случае, останется на текущем уровне.
– Существенное влияние на трансформацию структуры рынка окажет повышение утилизационного сбора, – заявил Андрей Владимирцев. – Также нельзя забывать о введении так называемых «зеленых» стандартов. Соответствие им необходимо для получения компенсаций по утилизационному сбору, и наши конкуренты активно работают в этом направлении. Очевидно, кто является главным выгодоприобретателем. Для нас, как для отечественного производителя, крайне важно соответствовать этим требованиям. Ожидается сокращение рынка «серого» импорта, что, к сожалению, не будет полностью компенсировано ростом продаж новых автомобилей. Наиболее тревожным фактором является вероятное отсутствие существенного роста покупательской способности населения. В этих условиях возможно сокращение числа представленных на рынке китайских марок.
Ожидания: не всё так плохо?

Руководитель отдела корпоративных продаж компании «Моторинвест» Иван Спицкий / скриншот с видео
Иван Спицкий, руководитель отдела корпоративных продаж компании «Моторинвест», демонстрирует более оптимистичный взгляд:
– По нашим прогнозам, в 2026 году ожидается небольшой рост рынка – до 1,4 миллиона новых автомобилей. Наибольший прирост прогнозируется в сегментах электромобилей и гибридов. Наша цель – вывести бренд Voyah на лидирующие позиции в сегменте NEV, как среди официально представленных на российском рынке производителей, так и среди марок, импортируемых по линии параллельного импорта. Особое внимание будет уделено нашим новинкам: Evolute i-Space и i-Joy, который появится в конце текущего года. Это даст значительный толчок для развития.

Исполнительный директор Hongqi в России Иван Савельев / скриншот с видео
Иван Савельев, исполнительный директор Hongqi Russia, также не склонен к пессимизму:
– Я ожидаю роста продаж в пределах 10% по сравнению с текущими показателями, а для марки Hongqi этот рост, вероятно, будет еще более значительным.
Эксперт также прокомментировал ситуацию в сфере такси:
– Когда мы только выходили на рынок, потребители не проявляли большого энтузиазма при переходе с премиальных немецких марок. В массовом сегменте также наблюдалась некоторая неготовность к смене привычных Kia на китайские автомобили. Однако сегодня китайский автопром продемонстрировал существенный прогресс. Наши автомобили получили признание, поэтому и в этом секторе в 2026 году следует ожидать положительной динамики.
Необходимость консолидации сообщества

Президент Ассоциации РОАД Алексей Подщеколдин / скриншот с экрана
– Прогнозирование продаж на уровне 2025 года станет, пожалуй, наиболее реалистичным сценарием для следующего года, – подытожил пленарные выступления президент Ассоциации РОАД Алексей Подщеколдин. – Мне не хочется быть оригинальным и я полностью присоединяюсь к мнению коллег. Однако, считаю важным отметить: в сложившейся рыночной ситуации, оптимистичные прогнозы могут сыграть «медвежью услугу» некоторым участникам. В текущем году мы наблюдали значительный профицит предложения при ощутимом недостатке спроса, что негативно сказалось на всех сегментах рынка. Завышенные прогнозы стимулируют избыточный импорт автомобилей, в то время как покупательская способность россиян, вероятно, не претерпит существенных изменений. Хотелось бы верить в консолидацию автосообщества и отсутствие каких-либо потрясений, сопровождающих прогнозируемые результаты.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)




