Вот и пролетел 2025 год, оставив после себя вереницу ярких автомобильных событий, подобных изобилию сюрпризов в рождественском пироге. Пора оглянуться назад и подвести итоги, выделив ключевые моменты, которые сформировали ландшафт отечественного авторынка.

Пересмотр методики расчета утильсбора: горячая тема года
Изменения в системе утилизационного сбора стали настоящим катализатором дискуссий на протяжении всего года. Неожиданное решение Минпромторга РФ, вступившее в силу с 1 ноября, пересмотрело механизм расчета. Теперь коэффициент напрямую привязан к мощности двигателя, а не к его типу или объему. Так, льготные ставки (3,4 тыс. рублей для физических лиц) сохранились для автомобилей с мощностью до 160 л.с., охватывающих более 80% автопарка страны. Более мощные же машины автоматически попадают под коммерческий тариф.
Эти изменения вызвали волну общественного негодования, включая протесты во Владивостоке. Впрочем, голос народа был услышан, хоть и частично: срок введения нового механизма был отодвинут на месяц. На фоне этих событий наблюдался заметный всплеск импорта подержанных автомобилей на Дальнем Востоке. Владивостокская и Уссурийская таможни отметили беспрецедентную активность ввоза машин из азиатских стран. При этом возникли сложности на границе с Китаем, связанные с таможенным оформлением. Эксперты указывали на недостаточную прозрачность и отсутствие актуальной статистики по автомобилям у китайских экспортеров, что порождало опасения у российских покупателей относительно качества и истории приобретаемых машин.

Митинг против изменений расчета утильсбора прошел во Владивостоке / фото VL.Ru
Глава государства, Владимир Путин, отметил, что повышение утилизационного сбора является своего рода инструментом для Минфина РФ по поиску дополнительных доходов, направленных на «технологическое развитие». Хотя эта тема заслуживает отдельного экспертного анализа, нельзя не отметить, что после 1 декабря ситуация вокруг «утиля» несколько стабилизировалась. Тем не менее, все мы в предвкушении 1 января 2026 года, когда ожидается очередной, уже анонсированный, рост утильсбора, что неминуемо повлечет за собой повышение цен на автомобили.
Время грандиозных скидок: битва за покупателя

Кроссовер VGV U75 Plus у официального дилера в России
Масштабные распродажи и щедрые предложения стали реальностью уходящего года. Это не столько проявление заботы автопроизводителей, сколько вынужденная мера для «обнуления» складских запасов, которые достигли внушительных объемов, порядка 500 тысяч автомобилей у дилеров. Расчистка складов потребовала месяцев, и пик активности пришелся на октябрь, когда было реализовано почти 166 тысяч новых машин. Важную роль в этом сыграло желание россиян приобрести автомобиль до повышения утильсбора, но не стоит забывать и о привлекательных дисконтах.
Эти щедрые предложения, достигавшие миллионов рублей, стали болезненным ударом для стагнирующего АвтоВАЗа. Президент компании, Максим Соколов, открыто раскритиковал ценовую политику китайских брендов, заявив, что их распродажи «ломают рынок» и негативно влияют на бюджетные модели Lada, которые, к слову, уже давно перестали быть бюджетными.

Haval Jolion в конце года оказался выше Lada Vesta по числу продаж за месяц в России / фотоколлаж «Китайских автомобилей»
Действительно, некоторые комплектации Lada Vesta в 2025 году перешагнули отметку в 2 миллиона рублей. Для сравнения, лидер продаж среди иномарок в России, Haval Jolion, в базовой комплектации (от 1 999 000 рублей без учета скидок) стоил дешевле. Это преимущество в цене закономерно отразилось на статистике продаж: «Джолион» уверенно занял место в тройке лидеров, опередив «Весту» в последние месяцы года.
Прокси-бренды: новое дыхание

Кроссовер Haval Jolion у дилерского центра в Тольятти / фото Андрея Трубина
Haval Jolion – не единственный пример, когда китайские седаны в 2025 году предлагались за сопоставимые с флагманами Lada деньги. Стоит отметить Omoda S5 и Geely Emgrand, которые, несмотря на свой уход с рынка, предлагались по выгодным ценам. Omoda S5, с учетом всех акций, можно было приобрести за 1,84 млн рублей, а Geely Emgrand еще в октябре 2025-го стоил 1,6 млн рублей. Причины ухода этих моделей с рынка различны: Omoda S5 не смогла завоевать симпатии российских покупателей, тогда как Geely Emgrand, несмотря на хороший спрос, был трансформирован в Belgee S50. Этот ребрендинг оказался успешным, и Belgee S50 до сих пор пользуется высоким спросом, отличаясь дефицитностью во многих дилерских центрах. Аналогичная ситуация сложилась с Geely Coolray и Belgee X50, где «Кулрею» пришлось уступить место в пользу «брата-близнеца».

Автосалон Tenet и Chery в Челябинске / фото Алексея Богачева
Эта игра в «прокси-бренды», начатая еще в 2024 году, получила продолжение в 2025-м. Belgee и Tenet уверенно заявили о себе на российском рынке, демонстрируя впечатляющие результаты. Осенью Belgee и Tenet заняли 4-е и 5-е места в рейтинге самых продаваемых автопроизводителей. А в ноябре картина немного изменилась: 5-е и 3-е места соответственно. Успех Tenet особенно примечателен, особенно на фоне слухов о возможном уходе Chery с российского рынка, что прочит новой марке светлое будущее.
Исторический тупик

Кроссовер Skywell ET5 возле шоурума в Москве / фото Алексея Швайкова
Останется ли Chery в России – покажет время. Однако такие бренды, как Skywell и Haima, фактически покинули российский рынок в 2025 году. Это не стало неожиданностью, поскольку их российские представительства страдали от отсутствия продаж, слабой логистики и недостаточной поддержки материнских компаний. Неуверенность и хаотичность в действиях привели эти марки к забвению в истории российского автопрома. В выигрыше остались те, кто демонстрирует серьезные намерения и готов инвестировать в развитие дилерских сетей, сервиса, маркетинга, логистики и организации локального производства.
К проекту XCite, совместной разработке АвтоВАЗа и Chery, первоначально было много надежд. Однако низкие продажи поставили крест на производстве кроссоверов X-Cross 7 и X-Cross 8 в Санкт-Петербурге. Дилеры распродают оставшиеся машины, но без особого энтузиазма, поскольку спрос на XCite остается крайне низким.

Кроссовер Xcite X-Cross 7 в дилерском центре Lada в Москве / фото Сергея Захарова
Некоторые аналитики прогнозировали уход BAIC с российского рынка, но ошиблись. Компания, наоборот, провела в ноябре пресс-конференцию, опровергнув эти слухи и заявив о твердом намерении остаться. BAIC планирует сосредоточиться на внедорожном сегменте, делая ставку на мощные рамные внедорожники, сборка которых будет организована на «Автоторе».
Реализуем прогнозы: перспективы и вызовы

Цех сборки завода Evolute / фото Юлии Милославской
Отечественный автопром не показал значительных успехов в 2025 году. За первые 10 месяцев 2025-го было произведено 537 тысяч легковых автомобилей, что на 9,6% меньше, чем годом ранее. Это тревожный сигнал, который говорит о том, что дно рынка еще не достигнуто. Импортерам и дилерам удалось адаптироваться к сложным экономическим условиям, включая высокую процентную ставку по автокредитам. Благодаря субсидированным программам и рассрочке под 0,01%, удалось поддержать объемы продаж в октябре и ноябре. Эти меры позволили смягчить влияние падающего спроса.
В целом, по итогам 11 месяцев 2025 года, рынок новых автомобилей показал скромные результаты: реализовано 1,19 миллиона машин, что на 18% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Ожидается, что декабрьские и годовые показатели, которые будут озвучены в январе 2026-го, подтвердят прогнозы экспертов о реализации 1,25-1,3 миллиона автомобилей в 2025 году.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Ранее в этой рубрике:




