За первые 7 месяцев 2024 года на крупнейшем в мире рынке — в Китае — было продано 11,556 млн новых автомобилей. Это на 2,3% больше аналогичного показателя прошлого года. Несмотря на то, что большую часть из них составили автомобили с двигателями внутреннего сгорания (6,57 млн ед.), общий потребительский интерес к ним упал на 15%. Погоду в китайских продажах сегодня делают автомобили на альтернативных источниках топлива (NEV). Их за указанный период было продано 4,988 млн ед., что на 33,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные представил участникам и гостям XI Конвенция РОАД 2024 в Санкт-Петербурге Чжан Синь, директор Комитета по экспорту и импорту Китайской ассоциации автомобильных дилеров (CADA), в рядах которой насчитывается 12 442 дилерских центра.
Почему в Китае растет спрос на автомобили на новых источниках энергии
По ее словам, к 2023 году в Китае будет продано 7 750 000 NEV, и этот сегмент имеет очень хорошие перспективы.
— Пока в России говорят об очередном повышении утилизационного сбора, в Китае правительство объявило о дополнительной государственной поддержке тех жителей страны, которые намерены утилизировать свой старый автомобиль, — заявил Чжан Синь. — В стране много неликвидных автомобилей, а потребительский спрос на них огромен. Поддержка покупателей в виде субсидий, несомненно, простимулирует продажи новых автомобилей, в первую очередь в секторе NEV.
Представитель CADA представил слайд, на котором показано изменение доли продаж автомобилей ICE и NEV с 2019 года по настоящее время. В премиальном сегменте доля бензиновых автомобилей на китайском рынке 5 лет назад составляла 98,5%, а к августу 2024 года она снизилась до 92,8%. Среди марок совместных производств картина схожая: в 2019 году на модели ICE приходилось 99,2% доли рынка, сегодня — 93,1%. И совсем иная ситуация в секторе автомобилей локальных, китайских марок. Пять лет назад доля ICE у них составляла 89,3%, а сегодня — всего 37,6%.
— В прошлом месяце, по данным CADA, 54% всех проданных в стране автомобилей составили модели на альтернативном топливе, — прокомментировал Чжан Синь. — Причина этого — совершенствование производственной цепочки и поддержка со стороны государства.
Структура продаж на китайском рынке: кто наверху
По словам спикера, в Китае по-прежнему активен рынок подержанных автомобилей. За первые 7 месяцев текущего года количество сделок с подержанными автомобилями достигло 10,99 млн ед. Это на 6,3% больше, чем в 2023 году (651,5 тыс. ед.). Есть все предпосылки для того, чтобы этот сегмент продолжил расти.
В премиальном секторе по итогам 8 месяцев 2024 года лидирующие позиции занимает BMW Brilliance (выпускает автомобили BMW). Всего было продано 403,4 тыс. автомобилей, и это минус 11,99% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Текущая доля рынка составляет 3%, средняя цена автомобиля марки — 386,1 тыс. юаней.
На 2 месте Beijing Benz (производит продукцию Mercedes-Benz). За указанный период было продано 373,8 тыс. автомобилей, что на 4,51% меньше, чем годом ранее. Доля рынка составляет 2,78%, средняя цена автомобиля — 353,8 тыс. юаней.
3 место — FAW Volkswagen (Audi, Porsche, Bentley, Lamborghini), его результат — 361,2 тыс. автомобилей, и это минус 5,12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля рынка — 2,68%, средняя цена автомобиля — 348,6 тыс. юаней.
Среди марок совместных производств первое место по итогам 8 месяцев 2024 года занимает SAIC-Volkswagen. Продано 674,3 тыс. единиц, что на 2,32% меньше, чем в прошлом году. Доля рынка в Китае составляет 5,01%, средняя цена автомобиля — 165,9 тыс. юаней.
2-е место сегодня занимает FAW-Volkswagen: всего продано 652,9 тыс. единиц, и это также убыток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-7,72%). Доля компании на рынке составляет 4,85%, средняя цена автомобиля — 162,2 тыс. юаней.
Совместное предприятие GAC-Toyota завоевало бронзу: объем продаж составил 484,3 тыс. единиц, что на 10,98% меньше, чем в январе-августе 2023 года. Доля рынка составила 3,60%, а средняя цена автомобиля — 182,8 тыс. юаней.
А вот расстановка сил среди китайских автомобильных марок совершенно иная. Здесь безусловным лидером является BYD, продажи которого составили 2,0799 млн. единиц, а это плюс 22,53% к аналогичному периоду прошлого года. Доля рынка самая большая — 15,46%, средняя цена автомобиля — 130,5 тыс. юаней.
Далее идут бренды, которые хорошо известны россиянам. Geely реализовала 1,014 млн единиц за первые 8 месяцев 2024 года, что составляет +35,77%. Доля рынка составляет 7,53%, а средняя цена автомобиля — 132,3 тыс. юаней. У Changan продано 834,3 тыс. автомобилей, что эквивалентно +3,55% по сравнению с прошлым годом. Доля рынка составляет 6,20%, средняя цена автомобиля — 109,4 тыс. юаней. Результат Chery — 707,8 тыс. единиц, что составляет +112,28%. Доля рынка составляет 5,26%, средняя цена автомобиля — 117,3 тыс. юаней.
Госпожа Синь также представила топ-10 розничных продаж на китайском рынке с 2015 по 2024 год. Если 10 лет назад самым успешным концерном был SAIC-Volkswagen, то сегодня пальма первенства принадлежит BYD, причем этот автопроизводитель удерживает первое место последние 3 года.
Те же 3 года подряд концерн FAW-Volkswagen никому не уступает почетное 2-е место. В 2015 году на этом месте оказался SAIC-GM. Нынешнее 3-е место, как и год назад, занимает бренд Geely, тогда как в 2015 году концерн FAW-Volkswagen гордился «бронзой». Сегодня в пятерку лидеров также входят Changan (10 лет назад — SAIC GM-Wuling) и Chery (ранее Dongfeng Nissan).
Россия является основным экспортным рынком
По словам представителя Ассоциации CADA, доля мировых продаж автопроизводителей из Китая постоянно растет. Сегодня она составляет 31,9%. Для сравнения: у автопроизводителей США — 18,5%, у индийских — 5,8%, у японских — 4,9%, у немецких — 3,7%. За первые 7 месяцев 2024 года Китай экспортировал 3,48 млн единиц — это на 25% больше, чем год назад. На рынке США продажи китайских автомобилей за первые 7 месяцев текущего года выросли на 2%, в Азии — на 10%, в Европе продажи сдерживают известные меры, объявленные Еврокомиссией в отношении импортируемой автопродукции из Китая.
Наиболее активно экспортирует свои автомобили холдинг SAIC (351 337 ед. за первые 7 месяцев 2024 г.). Второе место занимает Chery (322 795 ед.), третье — Great Wall (214 090 ед.), четвертое — Geely (144 601 ед.), пятое — BYD (122 132 ед.).
По данным CADA, с января по июль 2024 года в России было продано 160 521 автомобиль Chery (судя по всему, речь идет о совокупном объеме продаж всех суббрендов), далее следуют Great Wall (118 754 ед.), Geely (81 724 ед.), Changan (58 087 ед.), GAC (7 518 ед.) и FAW (4 163 ед.).
В прошлом году китайцы привезли в нашу страну почти 910 000 новых автомобилей. По словам г-жи Чжан Синь, Россия таким образом стала для Китая экспортным рынком № 1 в мире. С января по июль этого года экспорт достиг почти 580 000 единиц (+24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а будет ли установлен новый рекорд, мы узнаем в самом начале 2025 года.
Вам также может понравиться
- В России в ТОП-10 самых продаваемых марок на авторынке, впервые вошел бренд GAC в августе 2024 года.
- В России эксперты назвали быстро продаваемые автомобили на авторынке с января по июль 2024 года.
- В России названы самые продаваемые пятилетние китайские кроссоверы по итогам первого квартала 2024 года
- Названы самые продаваемые в мире среднеразмерные автомобили
- Названы самые продаваемые в Москве китайские автомобили за 2023 год