Россия

«Присутствие BYD в России не является обязательным». Как будет развиваться авторынок в 2025 году


Прошедший год оказался одним из самых успешных для российского авторынка за последние несколько лет. И по понятным причинам у потребителей может сложиться радужная картина о наступающем году. Однако эксперты смотрят на ситуацию более прагматично. Об этом рассказали эксперты в рамках ежемесячного аналитического онлайн-формата «Пульс», проводимого компанией «Автомаркетер».

Ее генеральный директор Татьяна Акимова напомнила, что в 2024 году в России было продано 1 579 448 новых автомобилей, что на 48% больше, чем в 2023 году. Больших разоблачений не произошло: безусловный лидер — Lada (439 035 шт.), иномарка №1 — Haval. Джолион. Плюс все те же имена в первой китайской тройке лидеров — Haval (191 560 шт.), Chery (157 899 шт.) и Geely (149 924 шт.). Среди открытий года – мощный рост в сегменте пикапов (+64%), резкое усиление позиций Changan, преодолевшей 100-тысячную отметку (103 655 шт.), а также появление «неофициального» бренда Lixiang. в топ-15 (13 место, 23 347 шт.) и Toyota (14 позиция, 19 852 шт.).

Они больше не могут есть?

продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 году автомаркетолог

Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 году / инфографика «Автомаркетолог»

По последним данным «Автостат Инфо», которые приводит независимый эксперт Артем Самородов, из почти 1,6 млн автомобилей, проданных в 2024 году, 905 949 единиц. – это китайские бренды (рост к 2023 году +68%). «Рост в годовом исчислении космический», — отметил он. — Но в декабре 2024 года ситуация была иной — дилерам удалось реализовать 67 066 новых «китайцев», это -3% или -5149 единиц. к декабрю 2023 года. Многие бренды в декабре пропали».

Борис Беленький, эксперт CVO Carcraft Group, подтвердил эту информацию:



— В конце года дилерские запасы были большими, особенно китайских машин. Рывок покупателей охладили высокие процентные ставки и низкие объемы кредитования. Как обычно, рынок выручили различные предпраздничные скидки и бонусы.

Суммарная доля автопроизводителей из Китая на внутреннем рынке составляет 58,5%. Сможет ли он вырасти в 2025 году или для гостей из Азии это максимум 60%?

топ-15 брендов новых автомобилей в России 2024 автомаркетолог

Топ-15 самых популярных автобрендов в России в 2024 году / инфографика «Автомаркетолог»

Борис Беленький отметил, что рыночная доля китайцев сегодня такая же, как у европейских, японских и корейских компаний, покинувших Россию три года назад.

«В наступающем году китайцы вряд ли преодолеют порог в 60%», — ответил аналитик. – Для этого, прежде всего, нужна локализация сборочных производств, что дает налоговые льготы и позволяет сохранять конкурентоспособные цены. Но локализация — это большой и долгосрочный проект; все не решить за год. В лучшем случае кто-то похвастается локализацией к 2027 году.

Эксперт Carcraft Group посчитал своим долгом поблагодарить китайцев за то, что они не побоялись в свое время выйти на российский рынок: «Хорошими продуктами они быстро вытеснили глобальных игроков, по сути, спасли наш бизнес». По его словам, покупателям потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к машинам из Китая: «В 2023 году мы увидели приемку, а в 2024 году — реальную готовность использовать эти автомобили».

«Объемы есть, а ответственности нет»

Дальнейшее развитие событий, по мнению Бориса Беленького, будет зависеть от того, смогут ли китайцы организовать грамотную дистрибуцию в России, обеспечив своим дилерам здоровую экономику.

«Нашему рынку не нужны сотни мелких компаний. Нам достаточно 35 раздач, но только тех, которые работают грамотно и ответственно. Естественно, с запчастями. И тогда потребитель будет доволен. Совершенно не важно, какие это будут марки. Все говорят о BYD — мол, нам не хватает этой прогрессивной компании. Я думаю, что не так уж важно, торгуем мы BYD или нет.

автосалон byd al farabi Астана Казахстан три заказа автозапуска

Автосалон BYD открылся в Казахстане в январе 2025 года

Татьяна Акимова напомнила, что у BYD большие планы на другие рынки, и они всерьез опасаются вторичных санкций в случае выхода в Россию.

«К нам пришли компании, у которых есть, скажем так, «недопродажи» на других рынках, и это хорошо, они в любом случае сильны», — сказал Борис Беленький. — У нас их достаточно. Например, Лисян. Компания рада развивать здесь свой бизнес без каких-либо гарантийных обязательств. То есть объемы есть, а ответственности нет. Удобное положение. Остаётся только наладить поставку запчастей – и всё.

По его словам, запчасти для китайских моделей не дешевле, чем, например, для корейских или японских автомобилей. По крайней мере для тех, которые официально импортированы.

Дилерский центр Lixiang в Пекине

Дилерский центр Lixiang в Пекине / фото Романа Ярового

Все автомобили, которые поступают к нам неофициально, не способны занять долю отечественных «Жигулей», считает Борис Беленький. Они даже заметно дороже официальной «центральнокитайской» продукции. Из этого эксперт сделал вывод, что в 2025 году стоит ожидать своеобразной «миграции внутри китайских автопроизводителей». По его словам, Минпромторг РФ делает все возможное, чтобы стимулировать китайцев размещать свои производства в России. И он защищает АвтоВАЗ от тех, кто может к нему приблизиться.

— Мы прошли через это и с «корейцами», и с «немцами». «Это действительно работает», — отметил эксперт.

Нет смысла бороться с Зикром

продажи новых легковых электромобилей-гибридов в России в 2024 году автомаркетолог

Продажи новых гибридов и электромобилей в России в 2024 году / инфографика «Автомаркетолог»

По данным Automarketer, в 2024 году серьезных подвижек в сегменте электромобилей не произошло. Как отметила Татьяна Акимова, «электрички» хорошо стартовали в начале года. Однако новые мартовские правила ввоза автомобилей не добавили динамики сектору BEV, и до конца 2024 года роста не было, доля рынка составила не более 1%. Перспективы электропоездов в 2025 году также не самые радужные. Хотя бы по той простой причине, что введенный с 1 января 2025 года утилизационный налог коснулся и их.

Прошедший год показал, что у китайского Zeekr в России пока нет серьезных конкурентов. Премиальный бренд реализовал здесь 7713 автомобилей. А это значительно больше, чем у «Москвича» (1805 шт.) и «Эволюта» (1230 шт.), занявших 2-е и 3-е места соответственно.

«По большому счету электромобили — приятная игрушка для тех, у кого есть возможность», — отметил Борис Беленький. — Zeekr — это дорогие и модные автомобили. Если вы думаете о дорогой китайской машине, вы думаете о Zeekr, и наоборот. Да, есть и другие хорошие машины — вроде «Аватра», но из-за отсутствия дилеров о них известно меньше. Пока кто-то активно не будет продвигать «премиальный» рынок, Zeekr будет оставаться лидером в своем сегменте.

топ-10 марок электромобилей в России 2024 автомаркетолог

Топ-10 самых популярных автобрендов в России 2024 года в сегменте электромобилей / инфографика «Автомаркетолог»

«Москвич» и Evolute, как отметил эксперт, — это по большей части корпоративные продажи, и они существуют там, где хоть немного развита зарядная инфраструктура: «Это [инфраструктуру] нам нужна поддержка, к тому же таксистам может быстро надоесть». По мнению Бориса Беленького, прогресс в сфере BEV может произойти не раньше 2027-2028 годов, когда в стране произойдет серьезная локализация производства электромобилей.

Прогноз эксперта по продажам всех автомобилей в 2025 году относительно оптимистичен: «Конечно, максимум, который у нас был в 2024 году, не произойдет в ближайшие год-два. Но, я верю, мы продадим свои 1,3 миллиона. Во втором полугодии ЦБ немного отпустит бразды правления, и всем станет легче».

ПС

Интересную статистику подготовил независимый эксперт Олег Мосеев. Он подсчитал годовой объем продаж новых легковых автомобилей на один дилерский центр. При этом он не учел наличие нескольких брендов в одном РЦ. Также в список не вошли бренды, находящиеся на рынке менее 10 месяцев.

дилерские продажи на автосалонах брендов в России 2024 Олег Мосеев

Среднее количество проданных автомобилей на один дилерский центр в 2024 году в России / инфографика эксперта Олега Мосеева

По мнению эксперта, для успеха бренда необходимо иметь 600 автомобилей на одного дилера. У Lada этот показатель гораздо выше – 1318 машин. Отметку в 600 автомобилей перешагнули Haval (863), Geely (709, а также Belgee), Chery (687). Чанган немного отстал (527). «Еще у пары брендов есть шанс заинтересовать дилеров», — подчеркнул Олег Мосеев. «Остальные вызывают большой вопрос: зачем в принципе такой бизнес?»

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»