Россия

Почему дилеры жалуются на убыточные продажи китайских автомобилей


После ухода (официально называемого «приостановкой») европейских, японских и американских марок автомобилей с российского рынка было предсказуемо, что существующие дилерские центры ринутся искать дружбы с китайцами. Потому что надо чем-то торговать, а с нами продолжают полноценную работу только компании из Поднебесной.

Очевидно в этом процессе и еще кое-что: пирога слишком мало, чтобы хватило на всех. Арифметика проста. По данным Автостата, с начала года в России закрылось 160 дилерских центров. Всего в стране их было около 3000, поэтому потери составили около 5%. Взрывной рост интереса к «китайцам» привел к тому, что сейчас их автосалонов в стране больше всего: 830 единиц (+90 только за последние три месяца). А у прежних лидеров — европейцев — осталось 811 точек продаж (-20 за те же три месяца). Продажи, по статистике АЕБ, падают к концу десяти месяцев более чем на 60%. Таким образом, переход на «китайские рельсы» будет оправдан с точки зрения рентабельности только при тех же объемах продаж. Но их нет: покупательная способность падает и не скоро восстановится.

Но даже при нынешнем состоянии рынка китайские компании не спешат наводнять Россию автомобилями. За последние месяцы побывал по разным нуждам в дилерских центрах почти всех марок из Поднебесной. И вообще (хотя и в разной степени) менеджеры жаловались на нехватку машин. Спрос мизерный — а дефицит остается.

Хуже всего, по ощущениям, дела обстоят у представителей Changan. Во-первых, эти машины сохраняют значительную наценку. Это явный признак того, что продавцы пытаются искусственно затормозить продажи. Во-вторых, «серые» автомобили стали завозить только дилеры Changan. Мы уже писали о том, что столичный «Авилон» выставлял в своем автосалоне лифтбек Uni-V и кроссовер Uni-T, хотя официально из модельного ряда Uni представлен только большой внедорожник Uni-K. Формально они подержанные, так как дилерский центр не одобрил бы торговлю новыми «параллельно-импортными» автомобилями. Но менеджер честно признался: служебных машин не хватает, а как-то надо выживать.

Лучше всего с точки зрения клиента, по наблюдениям, обстоит дело с Chery и Haval. Многие автосалоны выдают автомобили по рекомендованным ценам со всеми фирменными скидками. А иногда предлагают еще больше различных бонусов. Кажется, я знаю, что здесь происходит. Эти бренды самые авторитетные и раскрученные из «китайцев» на нашем рынке. За их автосалоном все ринулись в первую очередь. Хотя FAW и Dongfeng, которые были и остаются на третьих ролях, сеть активно растет.

Картина этого года была фантастической. Многие до сих пор живут убеждением, что у нас мало китайских автосалонов. Тогда вот цифры. Lada, бессменный лидер российского рынка, имеет около 300 точек продаж по всей стране и 22 в Москве и Московской области. У Chery 150 и 32 соответственно: в столичном регионе марка представлена ​​в полтора раза шире, чем родной АвтоВАЗ! И это без учета отдельных сетей Exeed и Omoda. У Haval 119 и 21 автосалон соответственно, что тоже немало. При таком количестве дилеров появляется конкуренция: кто первый наработает базу лояльных клиентов, тот и начнет на этом зарабатывать. Вот и конкурируют между собой автосалоны, как в былые времена, перебивая предложения друг друга.



Но то, что хорошо для потребителя, не очень хорошо для дилера. Приходится давать скидки и бонусы, а маржа скатывается до минимума. Салоны жалуются на то, что работают практически без прибыли. На одно ТО не выживешь, а платный ремонт с длительной (до 5-7 лет) гарантией от китайских брендов пойдет не скоро. Кроме того, «поменялась» теперь череда вложений. Кстати, судя по виду салонов, китайцы разрешают торговать своими автомобилями до полного ребрендинга. Видно, что салон оформлен в цветах BMW (Infiniti, Mercedes-Benz, Skoda — нужное подчеркнуть), но уже перешел на Chery (Haval, Geely и т. д.). Менялась только вывеска на фасаде. Да и появляются совсем новые бренды: Omoda, Skywell, Evolute, на подходе Hongqi и, наверное, еще кто-то. А это еще и инвестиции в дизайн и оборудование. Так что не ждите быстрой прибыли.

В нормальных условиях ситуацию можно было бы считать нормальной: пройдет период первоначальных вложений, наступит точка окупаемости, а затем пойдет прибыль. Только теперь череда глобальных и внутренних потрясений намекает на то, что развитие бизнеса может пойти не по плану в любой день. В таких условиях ожидать от дилеров альтруизма наивно. Они рискуют немалыми средствами и стараются вернуть их в кратчайшие сроки. За счет простых автолюбителей, разумеется.

Егор ГРАНОВСКИЙ

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»