Несмотря на все негативные экономические факторы, продажи новых автомобилей на российском рынке в ноябре 2024 года продолжили поступательный рост. При этом вклад китайских автопроизводителей был и остается значительным. Об этом свидетельствуют данные, представленные на «Оперативе Автостата», который состоялся 9 декабря в рамках мероприятия «Аналитический день».
В прошлом месяце мы вместе приобрели 121,9 тыс. новых автомобилей – это +11% по сравнению с аналогичным показателем за 2023 год. При этом, забегая немного вперед, скажем, что первая неделя декабря тоже была продуктивной, чего еще никогда не было. ранее – продано 30,1 тыс. машин.
«Я уверен, что последний месяц года будет лучше, чем ноябрь», — сказал директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. – Наш прогноз на декабрь – 140–145 тысяч машин.
Проверить это мы сможем не раньше января 2025 года. А пока интересные цифры за прошлый месяц.
Структура рынка: Китай присутствует повсюду
По данным статистиков, структура российского авторынка сегодня выглядит следующим образом: российские марки вместе с так называемыми «псевдороссийскими» (исходя из происхождения марки) составляют 36%. Доля иномарок, собранных в РФ и дружественной Белоруссии (Haval, Belgee и вся продукция «Автотора»), составляет 14%. Официальный импорт (то, что импортируют автопроизводители) составляет 41%. Альтернативный импорт (юридические лица и физики) составляет 9%.
В графе «Страна бренда» преобладает Китай – 54%, вклад России меньше – 36%. Остальные – 10%, это все та продукция, которая еще недавно занимала 75% отечественного автомобильного рынка. По показателю «Страна происхождения» мы имеем практически паритет с Китаем: Китай – 45%, Россия – 47%. Доля остальных стран невелика – 8%.
Сегмент внедорожников немного сдулся. Если еще недавно на него приходилось 68 и 70% всех российских продаж, то в ноябре этот показатель упал до 64%. «А все потому, — прокомментировал Сергей Целиков, — что «АвтоВАЗ» очень хорошо поработал в ноябре (37 854 шт.; доля рынка — 34,1%). Плюс китайцы наращивают поставки седанов в РФ». Доля юрлиц в продажах составила 20%, и это, как отметил глава Автостата, стандартный показатель для рынка.
Доля сегмента BEV+HEV (альтернативные источники энергии) выросла в прошлом месяце и сейчас достигает 5%. При этом чисто электрических моделей не более 1%; погоду здесь делают в основном серийные гибриды, такие как Лисян и Айто. «Понять предпочтения пользователей таких автомобилей несложно — гибриды дают возможность проехать 1000 км без дозаправки и подзарядки», — отметил Сергей Целиков. — Это лестно. Я думаю, у них хорошие перспективы в нашей стране».
Сбор за утилизацию повлиял на «премиальный» результат
Это действительно так – тот же Lixiang, например, весь год удивляет экспертов своими объемами продаж. Ноябрь 2024 года не стал в этом плане исключением. По данным «Автостата», его выбрали 1850 россиян, таким образом, продажи выросли вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что позволило ему занять 17,1% рынка. Среди автомобилей премиум-сегмента Lixiang занимает почетное 3-е место. Впереди только «официалы» — Exeed (2049 шт.; доля рынка — 19%) и Tank (2009 шт.; доля — 18,6%). Интересно, что лидерство Exid удалось обеспечить даже несмотря на 50-процентное снижение продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Минус» любимого бренда коррелирует с общим показателем продаж в премиальном сегменте, доля которого в России сегодня составляет 9%. По сравнению с аналогичным показателем 2023 года сегмент сократился на 3%. Эксперты агентства объясняют это критическим воздействием повышения платы за утилизацию в октябре.
В целом, по ноябрьской статистике, в премиальном сегменте наблюдается паритет между мировыми и китайскими брендами. В топ-15 входят 7 компаний (BMW, Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover, Porsche и Jeep). Несмотря на высокие цены, они продолжают вызывать интерес у российских покупателей, хотя их также часто поставляют из Китая. Цифры продаж, конечно, не такие впечатляющие, как в предыдущие годы (от 47 единиц Jeep до 807 баварцев), но факт есть факт. Из «китайцев», помимо упомянутой тройки, в топ-15 вошли Hongqi (764 шт.), Voyah (541 шт.), Zeekr (431 шт.), Aito (323 шт.) и Wey (165 шт.). Айто, как отметил Сергей Целиков, вырос в 5,6 раза, и это «в основном за счет агрессивной рекламы, которой очень много на улицах Москвы».
Никаких изменений в массовом секторе
Массовый сегмент, конечно, продолжает доминировать на отечественном авторынке – его нынешняя доля составляет 91%. Лидер здесь тот же – АвтоВАЗ. И далее – снова хорошо известные нам китайские бренды: Haval (15 427 шт., доля рынка – 13,9%), Chery (11 063 шт., доля – 10%), Geely (10 151 шт., доля рынка – 9,1%) и замыкающие Пятерку лидеров занимает Changan (6 261 единица, доля – 5,6%). Более того, трио в исполнении Chery, Geely и Changan в прошлом месяце продемонстрировало отрицательную динамику рынка.
Чего, например, нельзя сказать о бренде Belgee — в ноябре продажи выросли в 12,9 раза, до 3166 единиц. (доля рынка – 2,8%). Далее шли «Омода» (2860 шт.) и «Москвич» (2620 шт.). Только если «Омода» в последний месяц осени продала на 30,7% меньше, чем годом ранее, то «Москвич», наоборот, увеличил продажи на 37,2%, и теперь его доля рынка составляет 2,4%. В топ-15 также вошли Jetour (2598 единиц), Jaecoo (2144 единицы), GAC (1817 единиц), BAIC (1210 единиц) и JAC (1199 единиц).
Китайские автопроизводители, по мнению экспертов, пока недостаточно заинтересованы в российском рынке LCV – их доля в сегменте составляет всего 3%. Лучший результат из них у бренда Dongfeng – 5 место и 181 единица. в ноябре (+36% по сравнению с APY). Foton вошел в десятку лучших; его рост по сравнению с предыдущим годом впечатляет, но в единицах он незначителен – всего 97 машин.
Прогноз на будущее
Сергей Целиков сделал прогноз относительно годовых продаж в России. По его мнению, в 2024 году удастся достичь результата в 1 590 000 новых автомобилей. Если это произойдет, то можно говорить о 50-процентном росте относительно 2023 года. В следующем году, по мнению директора «Автостата», продажи могут упасть на 10%. «Это если ничего не изменится», — уточнил эксперт. «Но я думаю, что многое может измениться». Возможно, мы даже пойдём вверх, для чего понадобятся политические факторы. В общем, в 2025 году решится, как мы будем жить и продавать дальше».
По его словам, сегодня в российскую экономику через ВПК и далее в различные отрасли вливаются большие деньги. Доходы некоторых слоев населения существенно растут, и все больше людей становятся людьми, которые раньше не могли позволить себе покупку нового автомобиля. «На дилерских складах имеются большие запасы автомобилей», — отметил Сергей Целиков. — Сбережения людей выросли, и сегодня покупать машину стало выгодно. Особенно на фоне действующих скидок. «Покупайте сегодня – завтра будет дороже» – главный лозунг. Было бы обидно этим не воспользоваться, тем более что в 2025 году цены на автомобили продолжат расти. Примерно к лету стоит ожидать 10%-ного повышения стоимости новых автомобилей».
Вам также может понравиться
- Статистика продаж автомобилей в России за первую неделю декабря 2024 года.
- В России опубликовали детальную статистику продаж автомобилей в октябре 2024 года
- В России опубликована статистика продаж автомобилей за сентябрь 2024 года, появляется все больше китайских суббрендов.
- Эксперты опубликовали статистику продаж автомобилей в России за май 2024 года. ТОП-10 популярных марок и моделей.
- В России эксперт назвал долю присутствия китайских автомобилей на нашем рынке в 2024 году.