Россия

Минус 449 шоурумов китайских машин за год. Какие бренды могут покинуть Россию?


Несмотря на заметный рост продаж новых автомобилей в 2024 году, перспективы на будущее остаются туманными. Предпосылок для дальнейшего роста пока нет, а российская дилерская сеть, по мнению экспертов, остается весьма избыточной. Учитывая падение продаж и усиление конкуренции, похоже, не все китайские бренды смогут выжить в России — в 2024 году было закрыто уже в 2,4 раза больше шоурумов, чем в 2023 году.

Число закрытых автосалонов выросло в 2,4 раза

В 2024 году продажи новых автомобилей на российском рынке выросли на 48,4%, до 1,57 млн ​​штук. Почти две трети этого объема приходится на бренды из Поднебесной. И, несмотря на рост рынка, в 2024 году закрылось 449 автосалонов китайских брендов, что в 2,4 раза превышает показатель 2023 года, подсчитали эксперты Газпромбанка Авто-Лосинг и Автобусревю.

ТОП-10 брендов по количеству автосалонов в России по итогам 2024 года

ТОП-10 брендов по количеству автосалонов в России по итогам 2024 года / Инфографика Газпромбанк Авто-Ворайзинг и Автобусревю

При этом они отмечают, что дилерский бизнес был и остается долгосрочной историей, в которой инвесторы продолжают надеяться на лучшее. Возможно, именно поэтому выросли дилерские сети по ряду брендов. Всего в 2024 году открылось 964 новых салона китайских брендов.

Увеличение количества автосалонов зафиксировано у таких брендов, как Chery, Geely, Haval, Changan, Omoda, Jaecoo и Jetour. А в топ-10 китайских брендов по размеру сети отрицательную динамику показали EXEED, FAW и JAC. Эксперты отметили, что все эти три бренда не выполнили планы продаж на год, а их импортеры усилили давление на дилеров. Последний бренд также решил разделить торговые точки на три категории (в зависимости от размеров салонов и форматов их работы) и в соответствии с этим выплачивать бонусы. Все это не добавляет стабильности бизнесу в нынешних условиях, отмечают эксперты.



Автосалон Jac Motors в России Ижевск

Первая выставка бренда JAC в России, открытая по новым архитектурным стандартам

В то же время прогнозы на 2025 год нельзя назвать очень оптимистичными. После повышения утилсбора, повышения ключевой ставки и ослабления курса рубля темпы роста рынка снизились, что наглядно показали результаты продаж ноября и декабря. Цены на новые автомобили сохранятся, а конкуренция усилится. Это значит, что не все бренды смогут пережить это непростое время. Российский рынок может уйти часть китайских брендов.

— Учитывая нынешние небольшие объемы рынка и отсутствие предпосылок для роста, российская дилерская сеть остается весьма избыточной. Примерно так же было и в 2012-2013 годах, когда власти еще продолжали составлять бизнес-планы на 3-3,5 млн транзакций в год. В этом свете сотни салонов в 2025 году ждут нового переформатирования или выхода из бизнеса, а общий размер сети по итогам года снова может сократиться до уровня ниже четырех тысяч пунктов», — заявил Александр Корнев. , руководитель отдела импортеров Газпромбанка Autolyting.

ТОП-10 брендов по количеству салонов новых автомобилей в России в 2024 году

ТОП-10 брендов по количеству салонов новых автомобилей в России в 2024 году / Инфорес «Газпромбанк Автолитинг» и «Автобусревю»

Какие китайские бренды могут покинуть Россию

Логичнее всего предположить, что под ударом окажутся китайские бренды, показавшие небольшие продажи. Однако могут быть исключения. Достаточно вспомнить бренд Lifan, который был чрезвычайно популярен в России, но в конце концов прекратил свою деятельность.

Показательную статистику на тему будущих автобрендов привел в своем Telegram-канале АвтоЭксперт Олег Мосеев, ранее возглавлявший Российскую Ассоциацию АвтоДИЛС. Он сравнил планы продаж, которые китайские бренды дали в конце 2023 года, с фактическими результатами продаж 2024 года.

Планы и фактические результаты продаж в 2024 году китайских автобрендов

Планы и фактические результаты продаж китайских автобрендов в 2024 году / Инфографика Олега Мосеева

Некоторым брендам даже удалось перевыполнить собственные планы. Среди них Geely, Belgee и Jaecoo. Но многие не смогли реализовать и трети своих планов. Среди этих брендов — BAIC, Dongfeng, Kaiyi, Livan, Swm, Forthing, Wey и Ora. Последние два бренда представлены только гибридами и электрокарами, они находятся под крылом Great Wall, поэтому за их судьбу с большой долей вероятности можно не беспокоиться.

У Dongfeng выросли процентные продажи, хотя в абсолютных цифрах они невелики (1555 шт.). При этом из восьми новинок, запланированных на 2024 год, вышло только три. Однако компания уже давно присутствует на российском рынке и в будущем 2025 года она вряд ли будет ему угрожать. Более того, родственный премиальный бренд Voyah добился успеха в России.

Производство электрического кроссовера Evolution I-Jet на конвейере Motorinvest

Производство электрокроссоверов EVOLUTE I-JET на заводе «Моторинвест» / Фото романа Ярового

А вот о бренде Evolute, также имеющем отношение к Motorinvest, ходят разные слухи. Фактические продажи (1586 шт.) также заметно отличаются от ранее озвученных планов, когда предполагалось продать около 12 тысяч машин. При этом бренд планирует увеличить продажи и продолжить локализацию, включая такие компоненты, как электродвигатели и тяговые аккумуляторы.

«Мы активно участвуем в подготовке сварочно-покрасочного цеха, что позволит увеличить долю локализованных комплектующих в наших автомобилях – такой комментарий давали представители бренда российской газеты в декабре 2024 года.

***

Не лучшим образом обстоят дела со всеми марками завода «Автотор». Продажи BAIC, Kaiyi и SWM оказались далеки от запланированных показателей. Также эксперты «Газпром автолитинг» сообщили, что BAIC и Kaiyi в 2024 году вошли в число марок, у которых было больше закрытий автосалонов, чем открытий. Хотя бренд SWM вошел в ТОП-10 по количеству новых салонов, открытых в 2024 году (плюс 42 шт.).

BAIC BJ60 у дилера сбоку спереди новый купить обзор

Внедорожник BAIC BJ60 в одном из дилерских центров бренда в России / Фото Алексея Швайкова

Однако все эти бренды не собираются сворачивать свою деятельность в России. В 2025 году BAIC планирует расширить модельный ряд, и рамные внедорожники BJ60 уже начали появляться в автосалонах. Всего в течение года должны выйти три новые модели из внедорожной линейки BJ. Также не исключено появление полноприводной модификации кроссовера BAIC X75.

Kaiyi также готовится обновить модельный ряд в России. На 2025 год запланирован выпуск полноприводной модификации кроссовера Х7, а также обновленного Х3.

Ранее в SWM заявляли, что не собираются уходить с российского рынка, а в будущем производство должно увеличиться до 40 тыс. штук (в 2024 году продано 1738 шт). К началу лета компания планирует представить в России компактный кроссовер SWM G03F. Он будет доступен в бензиновом и гибридном исполнении.

Презентация кроссовера SWM G03F со стороны гибрида

Кроссовер SWM G03F / Фото Spring Roman

***

Среди брендов, об уходе которых из России ходят слухи, часто фигурирует и «Ливан». В 2024 году закрытия шоурумов здесь также превысили открытия, а продажи составили 3683 шт. Однако руководство бренда опровергает слухи о возможном уходе.

— Что касается комментария по поводу нашего возможного ухода с российского рынка, то мы с уверенностью смотрим на будущее «Ливана» в России. Наша главная цель сейчас — прибыльность дилеров и на этом основана наша стратегия на следующий год… Да, наши продажи сейчас невелики, но поддержка штаб-квартиры и партнеров, надежность и качество наших автомобилей дают нам возможность уверенно стоять на ногах и стремиться к устойчивому развитию», — заявил исполнительный директор ООО «Ливан Моторс Рус» Кун Шуай.

Напомним, что на данный момент продуктовая линейка Ливана в России состоит из трех автомобилей, которые являются обновленными моделями Geely. В 2025 году компания планирует представить на нашем рынке рестайлинговые кроссоверы X3 Pro и X6 Pro, а также новую гибридную модель.

Планы Foton на 2025 год Выставка Comtrans 2024

Foton уверен в своих перспективах на российском рынке коммерческих автомобилей / Фото Александра Андреева

Российские продажи Foton в 2024 году также были небольшими — 767 шт. Однако в 2025 году линейку моделей планируют расширить, также не исключена локализация пикапа Tunland. Подробнее обо всех планах китайских автомобилей рассказал бренд-директор Foton в России Александр Паршутин.

А вот Скайвелл из России, возможно, уже уехал. По крайней мере, на данный момент все выглядит именно так. На официальном сайте прайс-листов нет, а последние записи в социальных сетях появились в мае прошлого года. Пресс-служба марки не отвечает на запросы «китайских авто». Всего за 2024 год в России было продано 210 автомобилей Skywell.

***

Конечно, озвученные планы китайских брендов еще не гарантируют, что компаниям удастся добиться успеха, увеличить продажи и закрепиться в России. Ситуация на российском рынке меняется очень динамично, и часть брендов в 2025 году действительно может его покинуть. Наряду с этим в России появятся новые китайские бренды. Первыми ласточками здесь станут Экслантикс, Рокс и Аватр.

Роман Ярова (@rvr50)

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»