Несмотря на заметный рост продаж новых автомобилей в 2024 году, перспективы на будущее остаются туманными. Предпосылок для дальнейшего роста пока нет, а российская дилерская сеть, по мнению экспертов, остается весьма избыточной. Учитывая падение продаж и усиление конкуренции, похоже, не все китайские бренды смогут выжить в России — в 2024 году было закрыто уже в 2,4 раза больше шоурумов, чем в 2023 году.
Число закрытых автосалонов выросло в 2,4 раза
В 2024 году продажи новых автомобилей на российском рынке выросли на 48,4%, до 1,57 млн штук. Почти две трети этого объема приходится на бренды из Поднебесной. И, несмотря на рост рынка, в 2024 году закрылось 449 автосалонов китайских брендов, что в 2,4 раза превышает показатель 2023 года, подсчитали эксперты Газпромбанка Авто-Лосинг и Автобусревю.
При этом они отмечают, что дилерский бизнес был и остается долгосрочной историей, в которой инвесторы продолжают надеяться на лучшее. Возможно, именно поэтому выросли дилерские сети по ряду брендов. Всего в 2024 году открылось 964 новых салона китайских брендов.
Увеличение количества автосалонов зафиксировано у таких брендов, как Chery, Geely, Haval, Changan, Omoda, Jaecoo и Jetour. А в топ-10 китайских брендов по размеру сети отрицательную динамику показали EXEED, FAW и JAC. Эксперты отметили, что все эти три бренда не выполнили планы продаж на год, а их импортеры усилили давление на дилеров. Последний бренд также решил разделить торговые точки на три категории (в зависимости от размеров салонов и форматов их работы) и в соответствии с этим выплачивать бонусы. Все это не добавляет стабильности бизнесу в нынешних условиях, отмечают эксперты.
В то же время прогнозы на 2025 год нельзя назвать очень оптимистичными. После повышения утилсбора, повышения ключевой ставки и ослабления курса рубля темпы роста рынка снизились, что наглядно показали результаты продаж ноября и декабря. Цены на новые автомобили сохранятся, а конкуренция усилится. Это значит, что не все бренды смогут пережить это непростое время. Российский рынок может уйти часть китайских брендов.
— Учитывая нынешние небольшие объемы рынка и отсутствие предпосылок для роста, российская дилерская сеть остается весьма избыточной. Примерно так же было и в 2012-2013 годах, когда власти еще продолжали составлять бизнес-планы на 3-3,5 млн транзакций в год. В этом свете сотни салонов в 2025 году ждут нового переформатирования или выхода из бизнеса, а общий размер сети по итогам года снова может сократиться до уровня ниже четырех тысяч пунктов», — заявил Александр Корнев. , руководитель отдела импортеров Газпромбанка Autolyting.
Какие китайские бренды могут покинуть Россию
Логичнее всего предположить, что под ударом окажутся китайские бренды, показавшие небольшие продажи. Однако могут быть исключения. Достаточно вспомнить бренд Lifan, который был чрезвычайно популярен в России, но в конце концов прекратил свою деятельность.
Показательную статистику на тему будущих автобрендов привел в своем Telegram-канале АвтоЭксперт Олег Мосеев, ранее возглавлявший Российскую Ассоциацию АвтоДИЛС. Он сравнил планы продаж, которые китайские бренды дали в конце 2023 года, с фактическими результатами продаж 2024 года.
Некоторым брендам даже удалось перевыполнить собственные планы. Среди них Geely, Belgee и Jaecoo. Но многие не смогли реализовать и трети своих планов. Среди этих брендов — BAIC, Dongfeng, Kaiyi, Livan, Swm, Forthing, Wey и Ora. Последние два бренда представлены только гибридами и электрокарами, они находятся под крылом Great Wall, поэтому за их судьбу с большой долей вероятности можно не беспокоиться.
У Dongfeng выросли процентные продажи, хотя в абсолютных цифрах они невелики (1555 шт.). При этом из восьми новинок, запланированных на 2024 год, вышло только три. Однако компания уже давно присутствует на российском рынке и в будущем 2025 года она вряд ли будет ему угрожать. Более того, родственный премиальный бренд Voyah добился успеха в России.
А вот о бренде Evolute, также имеющем отношение к Motorinvest, ходят разные слухи. Фактические продажи (1586 шт.) также заметно отличаются от ранее озвученных планов, когда предполагалось продать около 12 тысяч машин. При этом бренд планирует увеличить продажи и продолжить локализацию, включая такие компоненты, как электродвигатели и тяговые аккумуляторы.
«Мы активно участвуем в подготовке сварочно-покрасочного цеха, что позволит увеличить долю локализованных комплектующих в наших автомобилях – такой комментарий давали представители бренда российской газеты в декабре 2024 года.
***
Не лучшим образом обстоят дела со всеми марками завода «Автотор». Продажи BAIC, Kaiyi и SWM оказались далеки от запланированных показателей. Также эксперты «Газпром автолитинг» сообщили, что BAIC и Kaiyi в 2024 году вошли в число марок, у которых было больше закрытий автосалонов, чем открытий. Хотя бренд SWM вошел в ТОП-10 по количеству новых салонов, открытых в 2024 году (плюс 42 шт.).
Однако все эти бренды не собираются сворачивать свою деятельность в России. В 2025 году BAIC планирует расширить модельный ряд, и рамные внедорожники BJ60 уже начали появляться в автосалонах. Всего в течение года должны выйти три новые модели из внедорожной линейки BJ. Также не исключено появление полноприводной модификации кроссовера BAIC X75.
Kaiyi также готовится обновить модельный ряд в России. На 2025 год запланирован выпуск полноприводной модификации кроссовера Х7, а также обновленного Х3.
Ранее в SWM заявляли, что не собираются уходить с российского рынка, а в будущем производство должно увеличиться до 40 тыс. штук (в 2024 году продано 1738 шт). К началу лета компания планирует представить в России компактный кроссовер SWM G03F. Он будет доступен в бензиновом и гибридном исполнении.
***
Среди брендов, об уходе которых из России ходят слухи, часто фигурирует и «Ливан». В 2024 году закрытия шоурумов здесь также превысили открытия, а продажи составили 3683 шт. Однако руководство бренда опровергает слухи о возможном уходе.
— Что касается комментария по поводу нашего возможного ухода с российского рынка, то мы с уверенностью смотрим на будущее «Ливана» в России. Наша главная цель сейчас — прибыльность дилеров и на этом основана наша стратегия на следующий год… Да, наши продажи сейчас невелики, но поддержка штаб-квартиры и партнеров, надежность и качество наших автомобилей дают нам возможность уверенно стоять на ногах и стремиться к устойчивому развитию», — заявил исполнительный директор ООО «Ливан Моторс Рус» Кун Шуай.
Напомним, что на данный момент продуктовая линейка Ливана в России состоит из трех автомобилей, которые являются обновленными моделями Geely. В 2025 году компания планирует представить на нашем рынке рестайлинговые кроссоверы X3 Pro и X6 Pro, а также новую гибридную модель.
Российские продажи Foton в 2024 году также были небольшими — 767 шт. Однако в 2025 году линейку моделей планируют расширить, также не исключена локализация пикапа Tunland. Подробнее обо всех планах китайских автомобилей рассказал бренд-директор Foton в России Александр Паршутин.
А вот Скайвелл из России, возможно, уже уехал. По крайней мере, на данный момент все выглядит именно так. На официальном сайте прайс-листов нет, а последние записи в социальных сетях появились в мае прошлого года. Пресс-служба марки не отвечает на запросы «китайских авто». Всего за 2024 год в России было продано 210 автомобилей Skywell.
***
Конечно, озвученные планы китайских брендов еще не гарантируют, что компаниям удастся добиться успеха, увеличить продажи и закрепиться в России. Ситуация на российском рынке меняется очень динамично, и часть брендов в 2025 году действительно может его покинуть. Наряду с этим в России появятся новые китайские бренды. Первыми ласточками здесь станут Экслантикс, Рокс и Аватр.
Роман Ярова (@rvr50)