Россия

В России эксперты рассказали о продаже автомобилей через Интернет


Chery начала продавать свои автомобили на торговой площадке Wildberries. Большого открытия в этом нет — автомобили некоторых других китайских марок уже можно приобрести на Ozon и «Мегамаркете». Но, по мнению экспертов, продажи автомобилей на торговых площадках пока идут гладко.

Александр Груздев, международный эксперт в области анализа рынка и маркетинговых исследований, подтвердил в ходе видеоконференции Fit Service и «Груздев Анализ», что на данный момент это не самая развитая отрасль в России, и конкретной статистики по таким продажам до сих пор нет. Он сослался на ранее опубликованные в СМИ данные о том, что в 2023 году в Интернете было продано чуть более 200 автомобилей, включая продажи через маркетплейсы и онлайн-продажи от производителей.

Alibaba установила рекорд

В качестве сравнения аналитик привел в качестве примера рынок США. В прошлом году там было продано через Интернет 650 тысяч новых автомобилей. При этом родоначальник таких продаж в стране компания Carvana по итогам 2023 года продала более 310 тысяч автомобилей, правда, в основном бывших в употреблении.

«В любом случае, — отметил Александр Груздев, — эти цифры наглядно демонстрируют, куда может пойти онлайн-рынок в самое ближайшее время». «Карване» часто предрекали печальную судьбу, но компания оперативно провела реструктуризацию бизнеса и последние полтора-два года работает весьма прибыльно.

Рынок США, по мнению эксперта, — это то, на что многие нацелились еще несколько лет назад. Но сегодня есть другой рынок, более интересный и более емкий, чем американский – это Китай. В прошлом году в Китае через Интернет было продано более 2,4 миллиона новых автомобилей. А такому гиганту, как Alibaba, еще в 2016 году удалось продать 100 тысяч автомобилей всего за один день через две свои платформы по продаже автомобилей и услуг.

— Да, это было что-то вроде заранее спланированного шоу, долго «разогретого» рекламой и скидками, но тем не менее результат дал нам всем четкое представление о том, что вести такой бизнес вполне реально и выгодно. Даже что-то вроде покупки автомобиля можно сделать полностью онлайн», — прокомментировал Александр Груздев.



И молодые, и старые выходят в Интернет

Для этого, по мнению эксперта, возможно все. Интернетом сегодня пользуется 88% населения России – а это 106 миллионов пользователей социальных сетей.

«Понятно, что в первую очередь речь идет о молодежи, она почти вся там», — отметил директор «Груздев Анализ». – Даже возрастная группа 65+ все чаще пользуется Интернетом ежедневно (37%). Аналогичный уровень наблюдается в Германии, в странах Азии этот показатель составляет примерно 40-41%, а в США этот процент значительно выше (75%).

По данным Александра Груздева, 92,1% россиян используют мобильный телефон для выхода в Интернет. Для сравнения: 79,9% используют для этих целей ноутбук или компьютер, 23,1% — телевизор, 17,6% — планшет. Смартфоны есть у водителей в 99% случаев, а 74% пользователей используют их для выхода в Интернет. В случае с ноутбуками и компьютерами картина иная: 98:19%.

«Отсюда мы делаем вывод, — сказал аналитик, — каждый уважающий себя автосалон или СТО просто обязан иметь мобильную версию своих сайтов». Более того, жизнь показывает: сегодня не все автосервисы имеют свой сайт.

Водителей на обочине по-прежнему мало

Недавнее исследование Gruzdev Analyse показало, что в целом 64% российских автовладельцев хотели бы записаться на услугу онлайн (31% на сайте, 7% через приложение и 26% через мессенджер или чат). Водителей, готовых использовать для этого телефонный звонок, становится все меньше. Если в 2014 году их было 74%, то в 2020 году уже 45%, а сегодня и того меньше – всего 22%.

«Без возможности записаться в автосервис онлайн вы действительно теряете огромное количество потенциальных клиентов», — отмечает Александр Груздев.

Интересно, что доля водителей «с обочины», то есть тех, кто не привык записываться на СТО, а приезжает на сервис, что называется, де-факто, за последние 10 лет практически осталась на том же уровне: 19% в 2014 году против 14% сегодня.

сервис автосервис техническое обслуживание Haval

Техническое обслуживание автомобиля Haval в автосервисе

В одном из столичных дилерских центров Chery нашему корреспонденту подтвердили, что все чаще запись на сервис осуществляется онлайн. Говорят, люди привыкают к современным реалиям, им проще, быстрее и удобнее. Это означает, что дилеру имеет смысл развивать это направление, сохраняя при этом постоянно растущую клиентскую базу.

«В мировом масштабе люди привыкают к тому, что сегодня многие вещи делаются онлайн», — отметил Александр Гаранков, директор по развитию Fit Service. – Изменения, которые раньше происходили в течение 6 лет, теперь происходят в 2 раза быстрее. Я думаю, что к 2026 году у нас будет не более 10% телефонов. И это будет совсем другая структурная работа — все в автобизнесе обязательно выйдут в онлайн, и можно будет говорить о сложившейся во всем мире привычке работать максимально быстро и удобно — клиенты будут сравнивать работу автосалонов и автосервисы именно по этим параметрам.

По мнению независимого эксперта Георгия Вихрова, многие не видят разницы между прямыми онлайн-продажами от производителя и через маркетплейсы. Во втором случае это просто площадка, на которой те же дилеры продают свою продукцию.

— Ценник мало чем отличается от дилерских предложений. У нас то же самое: рыба смотрит там, где глубже, а покупатель смотрит там, где дешевле. Если пользователь торговой площадки заметит разницу в цене, скажем, на Haval Dargo в 100–150 тысяч рублей, это хорошо. Но в любом случае в этой комбинации есть дилер, у которого есть свои интересы. Никто не знает, как он поведет себя», — подчеркнул эксперт.

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»