Россия

Доля «китайцев» на рынке будет стагнировать. Но почему рост автокредитов является тревожным знаком?


Профессиональное сообщество «Автомаркетер» подвело итоги уходящего года в рамках своей онлайн-конференции. Заявлено, что общий объем продаж новых легковых автомобилей на российском рынке в 2024 году может достичь 1,6 млн единиц. Именно это мы приобрели в 2018 году. Все, что было тогда и до сегодняшнего дня, заметно ниже. Поэтому речь идет о рекордных продажах за последние 6 лет.

Горка в октябре и душ в ноябре

«В период с 2023 по 2024 год регистрация новых автомобилей выросла на 48%», — рассказала Татьяна Акимова, исполнительный директор «Автомаркетера». – Возможно, это не те прекрасные цифры, которые у нас были в 2013 и 2014 годах (2,6 и 2,3 миллиона соответственно), но текущий результат очень хороший.

Динамика продаж новых легковых автомобилей в России в 2013-2026 гг.

Динамика продаж новых легковых автомобилей в России в 2013-2026 гг. / инфографика «Автомаркетолог»

По словам эксперта, пик продаж в этом году пришелся на март и октябрь. В первом случае они были связаны с изменением правил ввоза автомобилей из-за границы, во втором — с индексацией утилизационного сбора. Причем, как отметила Татьяна Акимова, «на Октябрьскую горку они начали подниматься еще в августе и сентябре».

После высоких продаж в октябре «последовал холодный душ в ноябре» — количество регистраций упало на 41%, что, по словам представителя «Автомаркетера», было ожидаемо.



«В декабре, как мы прогнозируем, продажи будут на уровне ноября, то есть около 120 тысяч единиц», — сказал эксперт. — Свою роль сыграют традиционный сезонный спрос и дилерские акции. Даже несмотря на то, что эти бонусы в этом году оказались менее щедрыми, чем, скажем, год назад.

Китайская доля и местная сборка

По ее словам, никто не сомневался в лидерстве отечественной марки Lada. Его результаты уже много лет подряд недостижимы. При этом позиции китайских автопроизводителей заметно укрепились. «Если мы посмотрим на рынок ретроспективно, то увидим: еще в памятном 2019 году доля «китайцев» составляла мизерную, а сегодня — почти 60%», — констатировала Татьяна Акимова.

топ-15 самых популярных новых автомобилей в России в 2014-2024 годах. автомаркетолог

Как менялся топ-15 самых популярных новых автомобилей в России в 2014-2024 годах. / инфографика «Автомаркетолог»

Ведь всего каких-то 4 года назад в топ-15 самых успешных автокомпаний на российском рынке можно было увидеть только одну компанию из Поднебесной. Тогда Haval оказался на 14-й позиции, сумев продать 16 358 автомобилей, что по сегодняшним меркам просто смешно. Для сравнения: за 11 месяцев 2024 года Haval продала более 175 тысяч автомобилей. Именно на эту марку делает ставку независимый эксперт Александр Усольцев в своих планах на 2025 год. По его словам, за счет местной сборки Haval в наступающем году получит серьезное преимущество перед конкурентами.

«Все говорят о предстоящем увеличении сбора вторсырья с 1 января, так и будет», — отметил аналитик. – Но «лом» больнее всего ударит по тем компаниям, которые импортируют автомобили в нашу страну

Динамика цен на новые легковые автомобили в России в 2020-2024 гг. и доля утилизационного сбора в цене «Автомаркетера»

Динамика цен на новые легковые автомобили в России в 2020-2024 гг. и доля вторсырья в цене / инфографика «Автомаркетолог»

***

В 2022 году позиции китайских автопроизводителей заметно укрепились. В тот же топ-15 тогда вошли Chery (5 место; 39 382 шт.), Haval (6 место; 34 385 шт.) и Geely (8 место; 26 065 шт.). И в настоящее время, повторимся, доля «китайцев» на российском рынке является преобладающей. И, по прогнозам «Автомаркетера», так будет и в дальнейшем.

«Мы считаем, что продажи китайских брендов стабилизируются вокруг этой доли», — сказала Татьяна Акимова. — Дальше доля расти не будет. В то же время мы видим и другую тенденцию: внутри нынешних крупных китайских автопроизводителей появятся новые суббренды. Это реальность, которая будет определять развитие продаж в ближайшем будущем.

Структура рынка новых легковых автомобилей по странам происхождения в 2023-2024 гг.

Структура рынка новых легковых автомобилей по странам происхождения в 2023-2024 гг. / инфографика «Автомаркетолог»

Александр Усольцев согласился с таким развитием событий. При этом он озвучил еще пару важных, на его взгляд, моментов. Эксперт не исключает, что уже в 2025 году мы станем свидетелями первых закрытий дилерских центров, не выдержавших давления экономики и конкуренции. Это реальность, с которой нам придется столкнуться. Также Александр Усольцев хотел бы увидеть официальный выход бренда BYD в Россию. По его словам, это «сильный продукт», который обязательно оценят наши потребители.

Больше отказов и меньше продаж

Динамика продаж новых легковых автомобилей в России в 2013-2024 гг. автомаркетолог

Динамика продаж новых легковых автомобилей в России в 2013-2024 гг. / инфографика «Автомаркетолог»

Татьяна Акимова обратила внимание не только на усиление китайских брендов в прошлом году, но и на рекордное количество выданных автокредитов. Если в январе таких регистраций было 91,1 тысячи, то в сентябре уже 170,1 тысячи.

«За последние 3 года объёмы автокредитования значительно выросли», — отметил эксперт. – И только ближе к концу 2024 года начался небольшой спад. Столь высокий показатель можно считать тревожным знаком – высокий уровень долга наблюдается в низкодоходном сегменте. В результате количество отказов от банков растет.

По мнению аналитиков, в 2025 году стоит ожидать снижения продаж новых автомобилей в России. Прогнозы самые разные: от 800-850 тысяч единиц. до 1,1-1,3 млн единиц. Елена Стулова, независимый эксперт по маркетингу и CRM, считает, что объем продаж будет в районе 1 млн автомобилей. Артем Валишин, эксперт автобизнеса, не решился назвать конкретную цифру по новым автомобилям, ограничившись лишь прогнозом продаж подержанных автомобилей. Они, по его мнению, сохранятся на нынешнем уровне и в 2025 году.

Владимир ПЕТРОВ (@chinamashina)

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»