Россия

В России эксперты рассказали как изменится отечественный авторынок в 2025 году


Правительство России готовит как минимум две инициативы, которые могут еще больше ограничить импорт автомобилей. Об этом на мероприятии Analytic Day рассказал Валерий Тараканов из Geely Motors Russia (бренды Geely, Knewstar и Belgee). Он не стал вдаваться в подробности, сказав, что всему свое время. Но он отметил, что это может быть введение системы идентификации транспортных средств и пересмотр определения того, что такое «транспортное средство».

— На что это может повлиять? Ну, если не по объёму рынка, то радикально по его структуре», — отметил эксперт. – Короче говоря: меньше импорта – больше производства в России. На самом деле это хорошо для развития Союзного государства, поскольку наш бренд «Белджи» развивается в строгом соответствии с его промышленной политикой. Оказывается, у нас в сумке есть сильный козырь, и мы не боимся изменений в структуре рынка.

План презентации Knewstar в России

Перспективы бренда Knewstar в России

По мнению Валерия Тараканова, компания в 2024 году в полной мере воспользовалась возможностями рынка. И сделала это не за счет демпинга цен, а благодаря тому, что потребитель поверил в бренд и стал ему доверять.

«Второе: нам удалось кардинально обновить модельный ряд — на рынок выведены 4 свежие модели, это беспрецедентный шаг», — уточнил представитель компании. «Они позволят нам чувствовать себя уверенно в 2025 году». Нам также удалось укрепить дилерскую сеть, в ней находятся практически все звезды дилерского бизнеса. И даже если часть дилеров уйдет с российского рынка в следующем году, сильные игроки выживут. За это мы спокойны.



Неопределенность

При этом, по словам эксперта, дилеры менее оптимистичны в отношении прогноза на 2025 год. И связано это с теми негативными факторами, о которых мы говорили в начале обзора. По мнению Валерия Тараканова, в следующем году отечественный авторынок сократится примерно на 20%. И только непотопляемый «премиум» окажется, что называется, на плаву. Правда, по мнению представителя Geely Motors Россия, импортные модели будут доминировать, несмотря на ожидаемый рост цен.

Старт продаж бренда Hongqi в России у дилеров

Автомобили Hongqi

По прогнозу директора департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николая Иванова, в ближайший год российский рынок может упасть до уровня 1,2-1,3 млн новых автомобилей. Но это всего лишь предположение. Как сказал эксперт, «погоду на завтра мы узнаем послезавтра». При этом он посетовал на изменение поведения клиентов: «С 1 января 2025 года вновь повышается плата за утилизацию. Но, что удивительно, того ажиотажа и информационного потока, который был, например, в сентябре, сегодня не наблюдается. Тогда, извините, говорили о повышении платы за утилизацию «с каждого утюга», но сейчас картина совсем другая. Клиенты почти не реагируют ни на что в СМИ».

То, что Николай Иванов характеризует как «изменение поведения клиентов», Александр Мигаль, директор по стратегическому маркетингу БПЛА ПАО «КАМАЗ», называет гораздо проще – «истерикой». Или, если расшифровать, иррациональные ожидания и спрос на автомобили со стороны потребителя.

«С точки зрения производителя, в этом году на рынке было три этапа истерии – в марте, июле и октябре 2024 года», – отметил представитель производственного подразделения. – Всего в этом году было собрано около 50–60 тысяч машин. По сути, эти продажи можно было бы продвинуть вперед. Кто-то на фоне истерики тянул продажи со следующего квартала, а кто-то со следующего года.

Прогноз продаж новых легковых автомобилей в 2025 году

Прогноз продаж новых легковых автомобилей в 2025 году / Инфографика Автостат

По словам Александра Мигаля, наш клиент «стал толстокожим» и не реагирует на достаточно глобальные изменения ландшафта.

«Мы такое увидели впервые за последние годы», — сказал эксперт. — У людей рекордные суммы денег на депозитах. Никто не скажет, что с ними будет. Точно так же, как никто сегодня не знает, сколько мы будем продавать в 2025 году. Один аналитик недавно заявил о 900 тысячах единиц (вместе с «Ладой»), другой, наоборот, называет цифру в 1,7 миллиона машин. Я не помню такого разброса прогнозируемых цен. Наш базовый сценарий на следующий год — 1,5 млн новых автомобилей, негативный — 1,3 млн машин.

Григорий Былов из Trinity Motors считает, что в нынешнем кризисе есть один плохой момент, а именно давление складов:

— Автопроизводитель не может мгновенно перестроить производственную цепочку. Спрос падает, а давление на склады приводит к резкому снижению рентабельности. Дилерам необходимо выполнять свои обязательства перед банками. Мы неоднократно проходили через эту ситуацию. Дилеры не раз доказали, что они существа живучие. В то же время сегодня к проблеме складского давления прибавляются и другие проблемы. Увы, налогообложение изменится, пусть и не конкретно для дилеров. Будет давление на зарплаты: наш сегмент – это, как правило, молодые люди, которые в последнее время привыкли к постоянному повышению зарплат. Наконец, ключевой момент — вишенка на торте или даже арбуз. Это напрямую влияет как на доходы, так и на расходы.

В качестве базового прогноза эксперт также называет 1,5 миллиона новых автомобилей в 2025 году.

Как изменятся цены в 2025 году

В этом вопросе не надо быть астрологом, чтобы сейчас сказать, что они вырастут. Николай Иванов отметил, что 9-10% бизнеса «Рольфа» — это параллельный импорт. На первый взгляд, это немного, но с точки зрения рентабельности и устойчивости бизнеса — важная вещь:

— В этом году мы получим доходность «параллельного» направления новых автомобилей около 82%, остальные 18% — это официальные китайские франшизы. Причем объемы, конечно, выше у OEM-брендов. Могу точно сказать, что в 2025 году весь параллельный импорт подорожает. Курс юаня и доллара растет, это прямая стоимость товара. Переработка – то же самое. Прямая корреляция: юань подорожал на 15% – цена автомобиля выросла на 15%

Динамика цен на новые и подержанные легковые автомобили в России в ноябре 2024 года

Динамика цен на новые и подержанные легковые автомобили в России в ноябре 2024 года / инфографика «Автостат»

Более сложная тема, по словам Николая Иванова, — это официальные поставки китайских автомобилей: «У «китайцев» есть рентабельность, есть объемы, подписанные со штаб-квартирой, планы производства. А там все будут переглядываться и постепенно поднимать цены. По состоянию на декабрь они уже подорожали на 50–100 тысяч рублей. Не скажу, что это критическая величина, хотя в целом на общую массу рынка она в любом случае влияет. Я считаю, что в 2025 году цены на автомобили вырастут на 10%».

«Сколько бы вы ни поднимали цены в премиум-сегменте, люди все равно будут покупать дорогие автомобили», — считает Александр Мигаль. — Если, скажем, цена привезенного через параллель вездехода «Лисян» вырастет на 1 миллион рублей, его все равно купят. Потому что это будет вдвое дешевле BMW. И кто хочет BMW, тот обязательно его тоже купит. Твой Лисян для зайца как знак остановки. Основной удар придется на массовый сектор. И китайцам придется задуматься, как они собираются здесь продавать свои машины. Ведь российский рынок находится на самом начальном этапе принятия новых энергоресурсов. Россия намерена защищать свой рынок, как это делается во всем мире – в Южной Корее, США, Китае, Турции и т. д. Хотите продавать свои автомобили здесь – постройте завод

Динамика выдачи кредитов на легковые автомобили в России в ноябре 2024 года «Автостат»

Динамика выдачи кредитов на легковые автомобили в России в ноябре 2024 года / инфографика «Автостат»

«Инфляция сама по себе не является проблемой», — говорит Григорий Былов. — Проблема в контексте. Турция, например, живет и развивается при высокой инфляции, но на любой автомобиль предусмотрена шестимесячная регистрация. Да, в контексте ключевой ставки высока, и это плохо. Поэтому цены неизбежно поползут вверх».

«Уровень неопределенности сегодня выше, чем когда-либо», — резюмировал Валерий Тараканов. «И бессмысленно заглядывать слишком далеко в будущее». Необходимо следить за курсом рубля и ставкой по кредиту. Это определяет всё. У нас в роте есть 2-3 сценария развития событий, и мы стараемся находиться в полной боевой готовности, чтобы переходить от одного плана действий к другому. Сейчас никто ничего определенного не скажет. Думаю, весь 2025 год пройдёт в торговле — послаблений точно не будет…

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»