Россия

Чем вам запомнился 2023 год. Итоги уходящего года автомобильного рынка в России.


В 2023 году китайцы существенно встряхнули российскую атмосферу. Они летели к нам «как перья из уст Эола» — быстро, тихо, иногда без громких премьер, настолько, что многие из нас до сих пор ломают язык, пытаясь по слогам произнести название того или иного бренда.

Подобно годичным кольцам дерева, растет их число на нашей земле. Если «даже высшие классы производят себе подобных», что уж говорить о китайцах. Автостат как-то подсчитал общее количество гостей из Китая — оно оказалось более двух десятков. Это как официальные, так и «параллельные» бренды. По названию, если кому интересно, список выглядит примерно так: BAIC, Haima, Hongqi, Jetour, Kaiyi, Livan, Jetta, SWM, Tank, Jaecoo, Ora, Wey, Aito, Forthing, Lixiang, Rising, Venucia, Voyah , Skywell, Zeekr, Avatr, BYD, Hiphi, Xpeng и т. д. Впечатляет.

Если до 2023 года на нашем рынке было 35 китайских брендов, то сейчас их около 60. Или в 2024 году их будет больше – эксперты прогнозируют еще 30-45 новых имен. Скажите честно: оно нам так нужно?

Да, раньше китайские автомобили напоминали «профиль на монете, находящейся в обращении слишком долго», но сегодня, извините, многие выглядят как «красивый молодой лакей, просящий, чтобы их наняли». Они соблазнительно милые, к тому же на них напичкано «Я просто ничего не могу с собой поделать», почему бы не купить? Так что покупаем — доля «азиатов» на российском рынке за несколько месяцев достигла почти 50 процентов, бренды из так называемой «пятерки сильнейших» закончат 2023 год с показателями продаж «более 100 тысяч». И это при том, что «нули на ценнике таких машин подобны кольцам сигаретного дыма в хорошей затяжке».

Моторинвест сборка Evolute i-sky

Производственный процесс на заводе «Моторинвест», где собирают автомобили Evolute



Андре Ситроен как-то сказал, что «производство, а затем продажа – гораздо более сложная проблема…» Видимо, формула работает не для всех. Тот же Haval, например, со своим сборочным заводом в Тульской области «клепает» и продает кроссоверы – только на дороге. Хотя Chery пока не решила производить свои автомобили в России, она импортирует их сюда в космических масштабах, видимо, свято веря, что «на каждую гайку найдется болт с резьбой».

А вот калининградский «Автотор», наоборот, взвалил на себя ношу, которую нелегко нести. 30 января там было запущено производство моделей труднопроизносимого бренда Kaiyi, а в апреле стартовало производство BAIC и SWM. Что это за машины, почти никто не знает, ни эксперты, ни даже рядовые покупатели. Отсюда и минимальные продажи, которые явно не охватывают производственный процесс.

АЗ «Москвич» вроде бы в 2023 году взлетел — и новую модель запустил в производство, и регулярно входит в топ-10, но не будем врать о том, как и где распространяются выпускаемые автомобили. В феврале предприятие и «Яндекс» подписали договор о намерениях на поставку 3000 кроссоверов «Москвич 3» для такси и каршеринга, а в апреле аналогичные документы были подписаны с ООО «Флот» на поставку 2000 электромобилей «Москвич 3э» для компаний-партнеров такси. «Яндекс.Такси». Дилерское сообщество АЗ Москвич откровенно пассивно. Сходите, как автор этих строк, в ближайший ДЦ и поговорите по душам с менеджерами по продажам. Кажется, их гораздо больше интересует продажа елок, чем автомобилей.

Про «электрички» я уже говорил выше – тоже тренд уходящего года. Был момент, когда казалось, что дела наконец пошли хорошо. На рынке есть даже два официальных «электрических» бренда — Skywell и премиум-класса Voyah. Но их продажи оказались такими, что они не могут появиться в рейтингах, откровенно уступая «параллельным» брендам вроде Zeekr и VW ID. Последние два месяца оказались совершенно провальными для электромобилей — сегмент дважды подряд оказался в минусе.

При этом маржинальность бизнеса в этом направлении, по информации ведущих игроков рынка, снизилась. По данным Автостата, за 11 месяцев 2023 года в стране было продано 12 167 новых электромобилей. С одной стороны, это почти в 5 раз больше, чем за тот же период 2022 года. С другой стороны, такой результат не позволяет электросектору вырваться за долю 1-1,5% от общего объема проданных новых автомобилей. в Российской Федерации.

Пикап Соллерс СТ6 производства Владивосток

Пикапы Sollers ST6 возле здания бывшего завода Mazda во Владивостоке

Прошедший год принес нам новых игроков в сегменте пикапов. В апреле Great Wall Motors представила россиянам модели Poer и Poer KingKong, а осенью в продажу поступили Dongfeng DF6 и рестайлинговый JAC в облике Sollers ST6. Хорошие новости? Несомненно. Надо как минимум заполнить нишу, но в стране есть люди, которым остро нужны «рабочие лошадки». Плюс развивающаяся экономика нуждается в таком транспорте. В Питере даже ГАИ перешли на DF6, хотите верьте, хотите нет». Я видел это сам.

Сказать, что в 2023 году кто-то из китайцев массово ушёл с российского рынка, нельзя. Есть один пример, и то с оговоркой: с июля стал недоступен компактный кроссовер Chery Tiggo 4, который продается здесь с 2019 года и продано тиражом более 35 000 штук. Получается, что он просто уступил место своему более продвинутому брату Tiggo 4 Pro, вот и вся история.

нехватка автомобилей Haval в России

Стоянка с новыми автомобилями Haval в Подмосковье

Нашествие китайцев позволило подзаработать отечественным дилерам, которые в одночасье остались без глобальных франшиз. Те, кто был посмелее, сразу обзавелись дилерскими центрами китайских брендов, а значит, получили значительный приток на свои СТО. Неприятный момент здесь связан с заказом запчастей для китайских автомобилей. Совсем недавно, как мы все помним, эта тема не сходила со страниц ведущих изданий. Наши азиатские партнеры оказались не готовы поставлять на российский рынок детали, программное обеспечение, технические карты для ремонта и диагностическое оборудование. Не сказать, что проблема характерна абсолютно для всех брендов, но она существует, и ее придется решать. Точно так же, как требует своего решения проблема, связанная с отношениями «автопроизводитель-дилер».

На данный момент, как все уже слышали, на дилерских лотах скопилось около 200 000 новых китайских автомобилей. Продавцы уверяют, что резервов хватит, чтобы отгрузить машины и в январе, и в феврале 2024 года. Спорить с этим бессмысленно, учитывая, что посленовогодний период сродни «межсезонью» в салонах. Скачок продаж возможен при условии, что ценник на китайскую технику станет более лояльным. Для этого нужны игроки рынка, которые без колебаний войдут в бюджетный сегмент, и в числе первых многие эксперты называют Changan, обладающий самым широким модельным рядом среди аналогов. Еще одна перспективная ниша – «премиум»; Здесь может сказаться так называемый отложенный спрос. Особенно на фоне прогнозируемого сокращения параллельного импорта.

Источник: Китайские автомобили

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»