Россия

Автомобилизация: какие автомобили военные могут отобрать у россиян


После того, как 21 сентября в России была объявлена ​​частичная мобилизация, у автовладельцев возникли резонные вопросы: а можно ли их тогда обязать предоставлять машины для нужд военных?

Что говорит закон?

Ведь законодательством предусмотрена возможность пополнения армейских парков машинами, не принадлежащими Минобороны. Регулирует это «Положение о военно-транспортных пошлинах». По его словам, в период мобилизации (а она, как известно, в нашей стране даже не полноценная, а «частичная») автомобили можно брать только у организаций. Причем как публичное, так и частное.

Для физических лиц мера применяется только при объявлении военного положения. Это логично. Во-первых, они владеют автомобилями, а армии в основном нужны грузовики и спецтехника. Во-вторых, военное положение означает более серьезную ситуацию, чем мобилизация, что позволяет обращаться за помощью к простым жителям.

Хотя опыт пандемии и события этого года показывают, что в нашей стране всегда может возникнуть какая-то не предусмотренная законом ситуация, при которой действуют ограничения, но не действуют соответствующие им послабления. Поэтому нельзя исключать, что при определенном развитии событий может быть начата мобилизация личного автотранспорта без объявления военного положения.

Какие машины могут понадобиться армии?

Если уж на то пошло, то категории транспортных средств, необходимых военным, указаны в законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и в приказе Министра обороны от 14 марта 2014 г. № 151. Эти являются транспортными средствами категорий M1G и N1G. Под них попадают не только серьезные внедорожники, но и кроссоверы, если у них есть хотя бы одна блокировка дифференциала. Таким образом, формально для нужд военных могут подобрать, например, Renault Duster или Nissan X-Trail, которые имеют принудительную блокировку межосевого сцепления.

Однако в первую очередь, конечно же, будут отбираться самые долговечные и ремонтопригодные автомобили. Первыми на вооружение поступят УАЗы, исторически массово поставляемые в армию. Также в зоне приоритетного интереса наверняка окажутся Нивы, полноприводные Газели и Соболи.



Могла ли мобилизация коснуться китайских автомобилей?

Владельцам китайских кроссоверов, в большинстве своем, беспокоиться не о чем. Модели из Поднебесной преимущественно переднеприводные и с низким дорожным просветом. Такие военные не интересны. Да и полноприводные версии часто не соответствуют требованиям, даже не имея межосевой блокировки.

Есть одно исключение — Haval H9. Это рамный внедорожник, в арсенале которого в зависимости от комплектации две или три блокировки (в ходе последней модернизации появилась редкая блокировка переднего межколесного дифференциала). Да, эта модель сертифицирована по категории М1, но партия таких машин когда-то была закуплена Минобороны. Работают, конечно, не на передовой. Однако можно предположить, что сам факт наличия модели в парке может обусловить повышенный интерес к ней в период автомобильной мобилизации. Со всеми вытекающими последствиями.

Haval H9 в армии

На фото avto-nomer.ru: внедорожник Haval H9, принадлежащий одной из структур Минобороны России

Однако пока информации о «вызове» машин даже от организаций не поступало. Частники могут спать спокойно.

PS

Добавим, что уголовная ответственность за отказ выполнить приказ военкомата о предоставлении автомобиля пока не предусмотрена. На данный момент в худшем случае на автовладельцев могут быть наложены административные штрафы. Гражданам нужно будет заплатить от 300 до 500 рублей, должностным лицам — от 500 до 1000 рублей, юридическим лицам — от 10 до 20 тысяч рублей. Однако не исключено, что в случае необходимости поправки в Уголовный кодекс будут приняты оперативно.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»