Россия

Дилеры раскрыли нюансы работы китайских автокомпаний в России


Подход китайских автокомпаний к ведению бизнеса в России сводится к формуле «вижу цель – не вижу препятствий». То есть на первый план выходят объемы продаж и загрузка производства. Мало кто думает о репутации бренда. Это косвенно подтверждает тот факт, как легко китайцы разделяют свой основной бренд на множество суббрендов. Иногда невозможно понять, зачем это делается?

Почему китайцы пытаются занять «все дома» в России?

Такое мнение высказал генеральный директор группы компаний «БорисХоф» Тимофей Гераськин в ходе видеоконференции, организованной профессиональным сообществом «Автомаркетинг». По его словам, практически во всех китайских брендах, представленных на нашем рынке, работают российские менеджеры, имеющие опыт работы в иностранных компаниях. Эти профессионалы прекрасно понимают проблемы внутреннего рынка, но им сложно донести свою мысль до китайских партнеров. А это, как отметил Тимофей Гераськин, «уже вопрос коммуникаций местной команды и штаба в КНР».

Генеральный директор «Автомаркетера» Олег Мосеев попытался разобраться в вопросе:

— Есть проблема на уровне китайского менталитета. Они часто не понимают, зачем им все это нужно? На одной из конференций китайского топ-менеджера спросили, что он думает о поставках запчастей. Мужчина искренне удивился: «При чем здесь запчасти, мы говорим о новых машинах?» Уточню, разговор на встрече шел о построении работы бренда в глазах рядового потребителя. Непонимание нашего рынка. Представительствам следует уделять этому моменту повышенное внимание и доказать своим штаб-квартирам, что Россия уже давно является зрелым рынком и местный потребитель ведет себя совсем не так, как думают в Китае.

Что касается логики, согласно которой китайские автопроизводители разделяют свой бизнес в России на суббренды, то ее Олегу Мосееву объяснил один из представителей китайского автопрома (название по понятным причинам не указывается). Получается, что нужно было «занять все дома». Так что следующим китайцам, которые приедут в Россию, будет проблема с поиском дилеров. Которому, в свою очередь, просто нечего было бы предложить.

Если Kia и Hyundai решат вернуться, им будут рады.

Автосалон Шкода Чери



Одни незабываемые моменты быстро сменяются другими

Тимофей Гераськин выразил общее мнение дилерского сообщества, у которого есть четкое понимание того, что среднему или базовому неизвестному бренду сегодня будет сложно войти в Россию: «Основные крупные игроки здесь уже присутствуют. Цель выхода на наш рынок достигнута. При этом наметилась неприятная тенденция — начался процесс освобождения шоурумов».

Это подтвердил Олег Мосеев: «Я знаю конкретные компании, которые уже отказались от китайских франшиз, в том числе бренды из топ-5. Мы открыли столько дилерских центров в одном городе — больше, чем «Пятерочки». Я утрирую, конечно. При этом у китайских партнеров возникает неоправданная иллюзия: если им удалось «занять здесь дом», то, якобы, глобальным компаниям, недавно покинувшим российский рынок, будет сложно вернуться. Один из владельцев крупного автохолдинга рассказал мне, что если бренды Kia и Hyundai решат вернуться, я лично возьму стремянку и побегу сбивать китайские знаки. Это, кстати, говорит о так называемой лояльности наших дилеров. Поэтому китайцам еще предстоит много работать в этом направлении. Якобы рассчитывать на нашу обиду на ушедшие бренды недальновидно. Все прекрасно понимают, что большинство мировых брендов ушли с рынка не по своей воле».

Много сырых решений

«Действительно, иностранные компании, ушедшие с нашего рынка, искренне сожалеют об этом», — добавил Тимофей Гераськин. — Большая политическая воля никак не связана с бизнесом. И если бы это было просто коммерческое решение, никто бы из России не уехал. Мы видим усилия, которые прилагают некоторые мировые бренды, чтобы, если возможно, сохранить какой-то сервис и предыдущие партнерские отношения. И я искренне желаю, чтобы часть компаний вернулась. И не только потому, что с ними было приятно работать (более финансово стабильный бизнес с четкими правилами игры), но и с точки зрения развития более здоровой конкуренции. Сейчас, мне кажется, конкуренция на нашем рынке искажена. У российского покупателя должен быть выбор – при всем уважении к прогрессу китайских брендов, у них еще много сырых решений.

Олег Мосеев также выступает за здоровую конкуренцию, но в основном в отношениях «автопроизводитель-дилер». «Почти все китайские компании одинаково относятся к своим российским партнерам», — сказал эксперт. — И это при том, что люди в местных филиалах имеют недавний опыт работы в компаниях, недавно покинувших Россию. Как ни странно, известная история о давлении Китая каким-то образом оказалась поглощена этими менеджерами».

Тимофей Гераськин готов поспорить с этим утверждением. По его словам, есть компании, у которых другой подход к ведению российского бизнеса — без давления и призывов продать как можно больше машин любой ценой. Но таких брендов на самом деле всего несколько. «В целом, — отметил эксперт, — местное руководство вроде бы все понимает, но китайцы говорят, мол, должно быть так, а не иначе. И не всегда понимаешь, какова долгосрочная стратегическая цель этого китайского бренда. Это тревожно».

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»