До сих пор в рассказе о Fujian Automobile Industry Group (FAIG) мы встречались с производителем автобусов King Long из Сямыня и производителем легковых автомобилей Soueast Automobile из Фучжоу. У FAIG, разбросанного по провинции, есть еще несколько вагоностроительных предприятий, и сегодня мы рассмотрим их. Эта заключительная часть серии завершается кратким обзором будущих перспектив бизнеса FAIG по производству легковых автомобилей.
Fujian Benz
В 2007 году FAIG и ее тайваньский партнер China Motor Corporation (CMC) создали второе совместное предприятие, на этот раз по производству фургонов. Третьим партнером в операции был Daimler AG, в то время совладелец Mitsubishi, который только что стал третьим партнером в Soueast. Совместное предприятие Fujian Daimler Automotive Industry было официально разделено 50/50 между FAIG и Daimler Vans Hong Kong. Последний представлял собой холдинг, на 70% принадлежащий Daimler AG и на 30% CMC.
Компания Fujian Daimler начала строительство нового завода в 2007 году в районе Цинькоу города Фучжоу, недалеко от завода Soueast. Строительство длилось три года, и в 2010 году с конвейера сошли первые фургоны Mercedes. Mercedes выпустил V-серию второго поколения (W639), продаваемую как Vito для фургонов и пассажирских фургонов и как Viano для роскошных минивэнов. Эта модель была заменена в 2016 году V-серией третьего поколения (W447), а название Viano было заменено V-классом. Этот фургон выпускается до сих пор.
В 2012 году Mercedes также добавил более крупный Sprinter mk. 2 фургона (W906). Этот автомобиль был доступен в разных размерах, а также в грузовых и пассажирских модификациях. Только некоторые из грузовых моделей все еще доступны. Когда FAIG получила контроль над King Long Group в 2014 году, кузов Sprinter также стал доступен для нескольких брендов производителя автобусов. King Long, Golden Dragon и Higer делают свои собственные версии, хотя и с разными двигателями. В настоящее время Sprinters, производимые King Long, в основном представляют собой электрические фургоны на аккумуляторных батареях.
В 2012 году совместное предприятие сменило название на Fujian Benz Automobile. Это было сделано для того, чтобы лучше согласовать свою продукцию с другими китайскими подразделениями Mercedes. Марка в местном масштабе известна как просто Benz. Этот шаг также породил слухи о возможной смене владельца. Уже в 2009 году, еще до того, как были выпущены первые автомобили, группа BAIC объявила о потенциальном интересе к Fujian Benz. BAIC Group, конечно же, является основным производственным партнером Mercedes-Benz в Китае, и обе компании имеют перекрестные доли участия друг в друге. Однако в то время было согласовано только, что двигатели для Fujian Benz будут производиться компанией Beijing (BAIC) Benz.
Но слухи были не совсем беспочвенными, и в марте 2016 года BAIC Group официально стала акционером Fujian Benz. FAIG продала 35% своего капитала группе BAIC, сделав пекинскую компанию более крупным внутренним партнером. Такая ситуация сохраняется и сегодня, поэтому Fujian Benz теперь считается результатом сотрудничества между Mercedes-Benz и BAIC Group, хотя FAIG и CMC (косвенно) остаются акционерами.
Фуцзяньский автомобильный завод
Китайский автопром начался с грузовиков. Особое значение имели три модели. ЗИС 150 стал FAW Jiefang CA10, ГАЗ 51 стал Yuejin NJ130, а Skoda 706RT стал Huanghe JN150. Из этих трех 3-тонный ГАЗ был самым важным, и многие ранние китайские производители сделали его. Мы встречались с юеджинами в истории SAIC, но также видели примеры в историях о JAC, Wuling и Brilliance Jinbei. И вот мы снова встречаем его как первый продукт автозавода Фуцзянь.
Ну, это был первый? Авторемонтный завод Юнгань в одноименном городе был основан местным правительством в 1959 году. Он предлагал обслуживание и ремонт двигателей и автомобилей. В середине шестидесятых она также попробовала свои силы в автомобилестроении. В начале 1966 года на испытательном заводе производится копия пекинского BJ212 под названием Fujian FJ212 (или FJ66A, оба номера упомянуты). Возможно, было некоторое мелкосерийное производство, но производственная линия перемещается на автомобильный завод в Фучжоу в 1970 году, где она становится первый автомобиль марки Fuzhou.
Точно известно, что Yongan Automobile начинает производство 3-тонного грузовика под названием Fujian FJ130 в 1970 году. Производство продолжается до 1981 года, всего произведено 6 148 единиц. Производные от FJ130, в том числе FJ134 с дизельным двигателем, продолжают производиться еще пять лет. Где-то по пути Yongan Automobile меняет свое название на Fujian Automobile Factory, но, к сожалению, я не могу найти точную дату.
В 1986 году Fujian Automobile меняет свое производство с дорожных грузовиков на сельскохозяйственные машины повышенной проходимости. Но не думайте о тракторах. Конечно, в Китае есть много производителей тракторов, но Фуцзянь производит грузовики, часто полноприводные, с базовой рамой и кабиной и ограниченной максимальной скоростью (в основном 60 или 70 км/ч). Эти транспортные средства используются фермерами как на дорогах, так и на суше.
Оригинальный бренд Longma
Фуцзянь — не единственный завод, производящий эти автомобили, даже в своем родном городе. Уже в 1970 году власти Лунъянь создали Тракторный завод Лунъянь, специально для производства сельскохозяйственной техники. Автомобили Longyan Tractor продавались как Longma. Компания также постепенно диверсифицировала производство других продуктов, таких как, например, масляные насосы. В начале девяностых Longma производила 20 000 автомобилей в год, и компания была объединена с Fujian Longma Group, производителем сельскохозяйственного транспортного оборудования. Благодаря некоторым приобретениям и увеличению экспорта производство автомобилей выросло до 150 000 единиц в 1998 году.
В 1997 году власти Longyan начали поиск списания долга Fujian Automobile, который был далеко не таким успешным, как Longma. Очевидное решение было найдено два года спустя. Longma Group полностью приобрела Fujian Automobile, включая ее долг. Хотя производство автомобилей Fujian Automobile и Longma было согласовано, обе торговые марки продолжали использоваться.
В то же время Longma Group медленно перестраивала свой продуктовый портфель. Наряду со своим сельскохозяйственным бизнесом компания развивала второстепенный бизнес в области обращения с отходами и продуктов санитарии. В рамках этой стратегии было создано специальное транспортное средство Longma, которое модифицировало грузовики для использования в качестве санитарной машины или мусоровоза. Вспышка атипичной пневмонии в начале 2000-х годов очень помогла Longma Group, поскольку спрос на профессиональные средства санитарии резко возрос. К тому времени стало ясно, что второстепенный бизнес станет основным.
Расширенное рождение Новой Лонгмы (Xin longma)
Longma Group начала искать возможности разгрузить часть своего сельскохозяйственного бизнеса, и автомобильная группа была очевидным кандидатом. В октябре 2004 года FAIG и Longyan City совместно приобрели эту группу, включая автомобильный завод Fujian, и переименовали ее в Fujian Xinlongma Automobile, где Xinlongma означает New Longma. Ради завершения Longma Group сохранила право собственности на свой отдел специальных транспортных средств. Группа продолжала расти в бизнесе по обращению с отходами и в 2015 году была зарегистрирована на Шанхайской фондовой бирже. Теперь она известна как Fulongma Group, а ее отдел специальных транспортных средств производит широкий спектр санитарных транспортных средств под брендом Fulongma.
Однако Xinlongma продолжала вести бизнес в обычном режиме в течение довольно долгого времени. Только в 2010 году были одобрены планы превратить его в производителя автомобилей. План был довольно амбициозным: новый автомобильный завод мощностью 150 000 автомобилей должен был быть построен в зоне экономического развития Лунъянь. И это был только первый этап, второй этап удвоит мощность. Строительство первой фазы началось в конце 2010 г. и было завершено в декабре 2012 г. Тем временем Wuling Liuji присоединилась к нам в качестве миноритарного акционера, участвуя в создании линии по производству двигателей.
Xinlongma также представила свой первый продукт — минивэн на базе модели Dongfeng Junfeng. Торговой маркой больше не будет Fujian или Longma, а вместо этого будет Qiteng (Keyton на английском языке). Но дело столкнулось с препятствием, когда в 2012 году у нового завода не было разрешения на производство. Директора Xinlongma сохраняли позитивный настрой и, тем не менее, начали производство, даже несмотря на то, что готовым автомобилям не разрешалось покидать территорию завода. Только в 2014 году было получено разрешение на производство.
Проблема с разрешением могла возникнуть, потому что к тому времени Xinlongma разгрузила первоначальный автомобильный завод Фуцзянь в 2011 году, по-видимому, включая разрешение. После завершения строительства нового завода старый больше не был нужен, и он был продан China National Heavy Duty Truck Company, более известной как Sinotruk. Sinotruk производила коммерческие автомобили марки Fujian до 2013 года, а после этого полностью перешла на собственный бренд Haoman.
Смешанные состояния для Qiteng
Qiteng начала продавать минивэн M70 в 2014 году. Компания взяла листок из книги Wuling. Начав с минивэна, который сделал Wuling большим, а затем последовал простой, базовый и очень дешевый MPV под названием EX80. Он был нацелен на MPV Wuling Hongguang, который мобилизовал сельский Китай в лоб. И, конечно же, Qiteng также добавил версию внедорожника с увеличенным дорожным просветом и дополнительной пластиковой облицовкой V60.
И это сработало? Что ж, все цифры продаж, которые я могу найти, совершенно не соответствуют Wuling. Я не могу найти отчеты о продажах за 2014 и 2015 годы, и после этого годовой объем продаж никогда не превышал 3000 автомобилей. Это очень разочаровывает.
Хозяева, наверное, тоже были недовольны. Уже в 2016 году FAIG и Longyan City договорились о разделе большей части своих акций, таким образом, NEVS станет новым мажоритарным акционером с 65%. NEVS означает National Electric Vehicle Sweden, и это компания, которая купила активы Saab после его банкротства в 2012 году. Первоначально NEVS собирала несколько моделей Saab 9-3 с бензиновым двигателем, но попыталась преобразовать автомобиль в полностью электрический. И Китай был бы целевым рынком, отсюда и необходимость в разрешении на производство Qiteng. NEVS не убил бренд Qiteng, он продолжал производить в небольших объемах.
В 2019 году сама NEVS была приобретена застройщиком Evergrande. Evergrande сначала владела 50% NEVS, а в 2020 году получила полное право собственности. Бренд Evergrande Hengchi начал производство на заводе в Тяньцзине, построенном NEVS. Это, конечно, похоронило все планы NEVS по производству собственных автомобилей, и Qiteng больше не был нужен. После долгих переговоров FAIG и Longyang City выкупили акции в конце 2020 года.
Наследием NEVS для Qiteng стали электрифицированные версии V60 (называемые EX7) и минивэн M70. Эти автомобили все еще находятся в производстве, наряду с бензиновым EX80. В течение 2021 года Qiteng добавила два новых продукта: мини-грузовик серии N на базе M70 и, что весьма удивительно, пикап Dragon 7 с дизельным двигателем BAIC Foton. Подробнее о будущем Qiteng в конце статьи.
Yudo, стартап NEV
В 2018 году Yudo продал около 7 500 автомобилей, что сделало его вторым по величине стартапом New Energy Vehicle после NIO. Скорее всего, вы никогда не слышали о Yudo . Это потому, что первый год был единственным успешным для Юдо. В последующие годы продажи упали до 2500 единиц, а затем немного восстановились до 4500 и чуть более 5000 в 2021 году. В феврале 2022 года Yudo остановил производство, поэтому прошлогодний подсчет застрял на уровне 500 автомобилей.
Но давайте начнем с самого начала. Yundu New Energy Vehicle был стартапом, основанным Лю Синьвэнем в декабре 2015 года. Сам Лю владел лишь 15,6% акций новой компании, поскольку она в основном финансировалась его покровителями. Это были FAIG (39%), город Путянь (34,4%) и производитель передовых материалов Haiyuan Composites (11%). Yundu Automobile открыла магазин в городе Путянь, отсюда и поддержка, и англизировала название компании Yundu на Yudo. Лю Синьвэнь — ветеран автомобилестроения, ранее занимавший пост генерального директора Chery Automobile.
Yudo работала на противоположном конце рынка от NIO, позиционируя себя как производителя доступных и простых электромобилей на аккумуляторах. Компания взяла кузов Haval H1 (также известного как Great Wall Voleex C20R) и оснастила его аккумулятором и электродвигателем. Результат был назван Юдо π1. В Путяне был построен новый сборочный завод, и производство началось в январе 2018 года. Сразу за первым автомобилем последовала вторая модель под названием Yudo π3. Происхождение этого автомобиля не совсем ясно, но, вероятно, он также основан на платформе Great Wall.
Хотя в 2019 году продажи начали падать, Юдо представила обновленные Pro-версии обеих моделей, чтобы возродить интерес. Также был показан небольшой городской автомобиль, но эта ππ-модель так и не была запущена в производство. И Pro-версии тоже мало что сделали. Итак, в 2020 году пришло время для больших изменений. Лю Синьвэнь подал в отставку, и FAIG продала свои акции. Новым ответственным лицом стала Линь Ми. Он был одним из соучредителей и заместителем генерального директора Yudo в 2015 году, но ушел в 2018 году, чтобы работать в Iconic Motors и Bordrin. Оба являются NEV-стартапами, которые обанкротились.
Линь приобрел 15,6% уставного капитала Лю через Zhuhai Yucheng Investment. Линь владеет 49% Yucheng, а остальные 51% принадлежат братьям Ван, основателям Xinwangda Battery (Sunwoda). Акции FAIG были разделены между Putian City (теперь 43,4%) и Fujian Leading (30%), консорциумом ведущих финансовых институтов, таких как CITIC. В это время Haiyuan Composites сохранила свою долю в 11%, но вскоре продала ее Yucheng Investment.
Линь Ми повторно запустила Yudo с большой помпой, подражая успешным стартапам, таким как NIO и Xpeng, объявив о большом количестве инвестиций и передовых технологиях для аккумуляторов и автономного вождения. В реальном мире на рынок были выпущены слегка обновленные версии π1 Pro и π3 Pro. В 2021 году последовала большая модернизация модели π3 E-Shock. Неудивительно, что продажи выросли ненамного. Кроме того, Yudo также представила электрический минивэн, в основном переименованный в Qiteng M70L EV.
Повторный запуск бренда не имел большого успеха, и в начале 2022 года у Юдо возникли большие проблемы. Трудности с цепочкой поставок и карантин в Китае, связанный с коронавирусом, еще больше усложнили жизнь. В конце февраля производственная линия остановилась и до сих пор не запущена.
Согласно слухам, автомобильное будущееFujian
С Yudo мы завершаем нашу экскурсию по производителям автомобилей Фуцзянь, связанным с FAIG. King Long Group — успешный производитель автобусов, а Fujian Benz в основном управляется BAIC Group и Mercedes. Эти компании относительно безопасны и устоялись, но мы также видели, что все операции по производству легковых автомобилей почти ничего не продают и находятся в глубоком затруднении. В средствах массовой информации было несколько сообщений о будущем Soueast, Xinlongma/Qiteng и Yudo, но все эти сообщения не подтверждены. Тем не менее, я думаю, что этот обзор компании был бы неполным без беглого взгляда на предположения или слухи.
Во-первых, давайте завершим историю Yudo, которая закрыла свой завод в феврале 2022 года. В конце апреля Yicai Global сообщила, что Juneyao Air приобретет контрольный пакет акций стартапа NEV. Juneyao Air — частная авиакомпания, входящая в конгломерат Juneyao. В основном это промышленная инвестиционная группа, которая также владеет молочной компанией, известной своими йогуртовыми напитками, владеет сетью универмагов, владеет акциями нескольких банков и ведет небольшой параллельный бизнес по импорту роскошных европейских автомобилей. В то время планировалось возобновить производство в июне (2022 г.), но этого не произошло. Однако в начале этого года π3 снова появился в одном из объявлений MIIT как Yudo Yuntu, и, похоже, мелкосерийное производство возобновилось.
Далее мы переходим к городу Лунъянь. В мае 2022 года Auto Sina заметила в статье, что Great Wall Motors обосновалась в Лунъяне и начала набирать людей. Great Wall обнародовала свои амбиции в прошлом году, нацелившись на 4 миллиона автомобилей в год в 2025 году, по сравнению с 1 миллионом в настоящее время. Стремясь увеличить мощность, за последние пару месяцев Great Wall приобрела завод Linyi у Zotye, завод Shangrao у Hanteng и завод Jingmen у Leopaard.
Great Wall разместила одно из своих новых предприятий в провинции Фуцзянь на Южной кольцевой дороге № 8 в деревне Хуантянь Лунъянь, которая по совпадению является адресом Fujian Xinlongma Automobile. Кроме того, в Интернете был размещен программный документ города Лунъянь о сотрудничестве с Great Wall, но вскоре после этого он был удален. Нетрудно догадаться, что происходит: Great Wall пытается купить завод Xinlongma. Пока ни одна из сторон официально не прокомментировала этот вопрос, но текущие тендеры на оборудование, похоже, указывают на то, что завершение продажи — лишь вопрос времени.
И, наконец, есть Soueast. На прошлой неделе мы обнаружили, что главный автомобильный бренд FAIG находится в тяжелом положении: продажи упали ниже 10 000 единиц в год, а его международные партнеры покидают совместное предприятие. Ранее в этом году сайт Dongchedi обнаружил презентацию PowerPoint, просочившуюся в китайские социальные сети. PPT содержал план спасательного пакета бренда Soueast.
По словам Донгчеди, Chery Automobile станет главным героем выживания Soueast. Или, точнее, суббренд Chery Jetour, который производится ее дочерней компанией по производству легких коммерческих автомобилей. PPT устанавливает двухлетний период восстановления. Chery Jetour откроет свои каналы продаж для бренда Soueast и инвестирует более 1 миллиарда юаней в модернизацию завода и новые продукты. Soueast будет отвечать за внедрение обновлений на заводе. Как только годовой объем производства достигнет 75 000 автомобилей, что, по прогнозам, будет достигнуто в конце 2023 года, FAIG и другие акционеры Soueast бесплатно передадут 80% акций Chery Automobile.
Целевые продажи Soueast составляют 150 000 в 2024 году, что соответствует его лучшему году за всю историю. Остальные мощности завода в Фучжоу будут использоваться для сборки автомобилей Jetour. Этот бренд существует всего несколько лет, но это один из самых успешных запусков бренда в новейшей истории. Chery Jetour может использовать немного больше производственных мощностей. В то время никакие официальные лица не прокомментировали утечку информации, и я не могу найти официального подтверждения сообщения. Однако у нас есть убедительные доказательства того, что это правда. Во-первых, до сих пор не произведенный Soueast DX9 снова появился в анонсе MIIT, на этот раз оснащенный двигателем Chery. А затем в прошлом месяце Soueast открыла книги заказов на свою новую модель DX8, которая представляет собой Jetour X70 с новым брендом.
В заключение, с учетом того, что будущее Yudo весьма неопределенно, Xinlongma/Qiteng, вероятно, исчезнет как независимый бренд, а будущее Soueast находится в руках Chery, это выглядит как полный уход FAIG из индустрии легковых автомобилей. Его участие в Fujian Benz ограничено, поэтому через год Fujian Automobile Industry Group может быть только производителем автобусов.