История брендов

История Brilliance Jinbei (часть 1)


пояс ржавчины Китая

Ляонин — провинция на северо-западе Китая, часть территории, которую мы привыкли называть Маньчжурией. На протяжении веков регион находился под властью китайцев, монголов, корейцев, русских и японцев, но с момента окончания Второй мировой войны он стал бесспорной частью Китая.

Ляонин был одним из двигателей китайской экономики в 1930-х годах. Богатые ресурсы ископаемого топлива, в основном угля, и крупная сталелитейная промышленность способствовали ранней индустриализации. Из него вышел даже самый первый автомобиль, спроектированный и построенный в Китае, — грузовик Minsheng.

С конца 1970-х годов благосостояние начинает снижаться. Как и в США, медленно возникает «пояс ржавчины», сталелитейная промышленность, которая медленно угасает. Первопроходческую роль в китайском прогрессе берет на себя быстрое развитие длинной восточной прибрежной полосы, которая тянется от Пекина через Шанхай до Шэньчжэня. Однако не все так безнадежно, ведь в Ляонине тоже делают автомобили.

Грузовик ДжулонгГрузовик Джулонг

Грузовик Minsheng был построен в бывшем Арсенале Шэньяна, столицы провинции. После завоевания Китая коммунистами в том же городе зародились первые зачатки компании, которую мы теперь знаем как Brilliance Auto. Во время «Большого скачка» в 1958 году правительство провинции Ляонин учреждает производителя грузовиков. С 1959 года грузовик под маркой Julong (на базе российского ГАЗ 51) сходит с конвейера этого Шэньянского автомобильного завода. Этот автомобиль делит свою технику с гораздо более известным Yuejin NJ130 от Nanjing Auto. Позже последуют современные варианты, получившие производственный код SY. В начале 1970-х Shenyang Automobile начинает производство грузовиков на базе BJ130 Пекинского автомобильного завода.

Шэньянский троллейбусТроллейбус в Шэньяне



Это не единственный производитель в Шэньяне, потому что в 1949 году муниципалитет Шэньяна уже создал гараж, Шэньянский авторемонтный и сборочный завод. Это мастерская, где местные знаменитости обслуживают свои Cadillac, Lincoln или Mercedes, но в гараже также собирают троллейбусы для общественного транспорта. В течение многих лет Shenyang Auto Repair ограничивалась этим направлением работы, но в 1972 году она стала производителем автомобилей. Или на самом деле производитель автобусов, потому что они начинают собирать SY622, 10-местный автобус, подозрительно похожий на Toyota Coaster того времени.

Возникновение автомобильной промышленности

После длительного периода внутренних беспорядков более умеренное руководство берет под свой контроль Коммунистическую партию. В конце 1970-х они создают пространство для более современных представлений об экономике и начинают экспериментировать с элементами капитализма. Одна из политик заключается в том, чтобы управлять крупными государственными компаниями больше как обычные коммерческие предприятия и уменьшать прямое влияние членов партии. Вместо этого компании должны иметь совет директоров с компетентными менеджерами, управляющими операциями.

Джинбэй SY622Jinbei SY622 10-местный автобус

В Шэньяне это привело к созданию в 1978 году компании Shenyang Automotive Industry, в рамках которой упомянутые автопроизводители были объединены с несколькими десятками других мелких предприятий, таких как производители запчастей и заводы по производству сельскохозяйственной техники. Новая бизнес-структура открывает возможность заглянуть за границу. Shenyang Auto подписывает соглашение с Mitsubishi в 1986 году об обновлении их линейки легких грузовиков, а Shenyang Auto Repair обращается к Toyota. В 1985 году они заключают сделку по сборке фургонов Hiace из комплектов для разборки, которая в 1988 году расширяется до более всеобъемлющего технического сотрудничества.

Эти события также привели к реструктуризации Shenyang Automotive и появлению торговой марки Jinbei. Новая торговая марка используется как для грузовиков, так и для автобусов, начиная с 1982 года. Материнская компания переименовывает себя в Shenyang Jinbei Automotive Industry (Jinbei Auto), а завод по производству автобусов будет называться Shenyang Jinbei Passenger Vehicle Manufacturing (Jinbei PV). Эти изменения происходят в 1987 году. Новый Дзимбэй сталкивается с проблемами из-за устаревшего оборудования и нехватки персонала и отчаянно нуждается в деньгах. Председатель Чжао Сию поднимает новую идею IPO. В то время как Jinbei Auto продает половину своих акций на Шанхайской фондовой бирже, она несет курсовые убытки из-за роста стоимости японской иены, которой ей приходится оплачивать свою часть поставок. Дзимбей оказался между молотом и наковальней.

И тут на сцене появляется Ян Ронг.

Таинственный человек

Есть две совершенно разные истории о жизни Ян Ронга.

Сам он утверждает, что родился в Хуэйчжоу, провинция Аньхой, в 1957 году, окончил Юго-Западный университет со степенью доктора экономических наук, а затем начал карьеру в китайской армии. Участвовал в вооруженном конфликте с Вьетнамом из-за островов Спратли, в котором был смертельно ранен. После чудесного выздоровления он обратил свое внимание на инвестиционно-банковские услуги.

Однако в различных сообщениях СМИ говорится, что Ян родился как Ян Юн в городе Цзянинь, провинция Цзянсу, и у него четыре брата. Он окончил среднюю школу, работал поваром, а позже руководил небольшим магазином. После этого он работал в Jiangyin Foreign Trade Office до 1989 года, когда решил попытать счастья в качестве биржевого трейдера в Шанхае.

Ян РонгЯн Ронг

Какова бы ни была истинная история, в конце концов он торгует акциями в Шанхае, где встречает своего наставника Сюй Вэньтуна. В 1990 году он основывает финансовую компанию Huabo в соответствии с законодательством Гонконга с фондом Сюй Huayin Trust в качестве основного финансиста. Его деятельность включает в себя кредитование фондов, торговлю облигациями и акциями, и он оказывается умелым переговорщиком и хорошим специалистом по связям с общественностью. У Янга и Сюй общее видение китайской промышленности: многие компании сталкиваются с финансовыми трудностями, реструктуризация управления и одних только капиталовложений недостаточно, чтобы спасти большинство из них. Фондовый рынок — это место, куда можно пойти.

Чтобы доказать свою точку зрения, Ян берет трубку и связывается с Чжао Сию по поводу участия в Jinbei PV. Сделка следует быстро. В 1991 году Huabo из Yang и Huayin из Xu приобрели 25% и 15% соответственно в Jinbei PV. Через год Huayin передает свои акции Huabo, а Yang Rong владеет всеми 40%. Конечная цель Янга — листинг в США, что тогда было невозможно для китайских автомобильных компаний. Поэтому он основывает Brilliance China Automotive Holdings, зарегистрированную на Бермудских островах, и Ян передает право собственности Хуабо компании Brilliance. Итак, теперь Brilliance владеет 40% Jinbei PV.

Для того, чтобы листинг на фондовой бирже состоялся, необходимо сделать еще две вещи. Во-первых, Brilliance является миноритарным акционером Jinbei PV, что не очень привлекательно для инвесторов. Таким образом, Brilliance и Jinbei Auto совершают обмен акциями. Brilliance получает несколько дополнительных акций Jinbei PV, а взамен Jinbei Auto получает акции Brilliance. Теперь Brilliance фактически владеет 51% Jinbei PV.

Дзимбэй Хайши
Дзимбэй Хайши
Дзимбэй ХайшиТри поколения фургонов Jinbei Haishi

Во-вторых, китайское правительство не разрешает иностранцам владеть ключевыми компаниями, а Brilliance формально является бермудской компанией. Поэтому для управления всеми акциями Jinbei PV for Brilliance создается зарегистрированный в Китае фонд China Financial Educational Development Fund с договорным соглашением между фондом и Brilliance. В октябре 1992 года Brilliance стала первой китайской компанией, зарегистрированной в США. После IPO Brilliance на 56% принадлежит Фонду развития, на 15% — Jinbei Auto, а 29% — на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Разделение компании, неравные результаты

Прежде чем мы продолжим приключения Ян Ронга, давайте взглянем на Jinbei Automotive. Помимо нескольких акций Brilliance, основным активом компании является Shenyang Vehicle Manufacturing, завод по производству грузовиков. Он по-прежнему производит средние грузовики на основе технологий Mitsubishi. Хотя это известный бренд в Ляонине, на национальном уровне это небольшая компания.

В 1992 году Shenyang Auto создает совместное предприятие с GM с намерением производить Blazer для китайского рынка. Однако совместная работа не сдвинулась с мертвой точки и в 1995 году планы откладываются в долгий ящик. В 1999 году предпринимается попытка возродить совместное предприятие, GM получает большую долю (50% вместо первоначальных 30%), и Блейзеры действительно некоторое время производятся. В 2004 году Jinbei Auto продает все свои акции SAIC, где компания интегрируется с SAIC-GM.

Ассортимент продукции JinbeiПикапы GMC, легкие грузовики Jinbei Haishi и Jinbei

В 1995 году председатель Чжао Сию уходит в отставку по состоянию здоровья, а другой ключевой игрок в сделке Brilliance Jinbei, мэр Шэньяна Ву Дишэн, погибает в авиакатастрофе. Новое руководство Jinbei Auto пытается восстановить контроль над Jinbei PV, но терпит неудачу и впоследствии продает Jinbei Auto государственному производителю FAW за символическую цену в 1 юань. FAW получает 51% акций, Brilliance — 12%, провинция Ляонин — 8%, а остальные остаются открытыми на Шанхайской бирже.

Тем временем Ян Ронг энергично работает со своим новым капиталом в Jinbei PV. Завод выпускает фургоны Toyota Hiace под названием Jinbei Haishi, и они пользуются большим успехом на рынке. При среднегодовом темпе роста в 50% в период с 1995 по 2000 год Jinbei PV становится крупнейшим производителем легких коммерческих автомобилей в Китае. В то же время Ян выстраивает цепочку поставок. Он покупает или запускает всевозможные предприятия по производству запчастей, создает совместное предприятие по производству двигателей с Wuliangye Group (китайский производитель спиртных напитков) под названием Xinchen Engine и приобретает долю в Shenyang Aerospace Mitsubishi Motors. Оба завода по производству двигателей поставляют двигатели многим производителям автомобилей в Китае.

Шэньянский автомобильный заводАвтомобильный завод Jinbei в Шэньяне

Основной мотивацией Янга является создание марки легковых автомобилей. Он отдает все исследования и разработки на аутсорсинг. Ital Design рисует кузова, TRW разрабатывает платформу, а Porsche проектирует производство на новом заводе. Первый Zhonghua Zunchi сходит с конвейера в декабре 2000 года. Zhonghua — это отечественная торговая марка, за рубежом мы знаем автомобиль как Brilliance BS6. Этот первый автомобиль является предсерийной моделью, и у Brilliance вообще нет разрешения на производство легковых автомобилей. Это разрешение следует только в 2002 году, а серийное производство начинается в августе того же года. Это значит, что Ян не переживает рождения своего детища, ведь на тот момент он уже не генеральный директор Brilliance.

Могучий противник поднимается

Благодаря умному развитию империи Brilliance Ян становится самым богатым бизнесменом Китая, он даже попадает в американские списки Fortune. Эта сказочная история заканчивается, когда в начале нулевых он попадает в немилость к губернатору провинции Ляонин Бо Силаю (интересный персонаж, который может провести вас через вечер в Google).

Чжунхуа Зунчи / Блеск BS6
Чжунхуа Зунчи / Блеск BS6Zhonghua Zunchi (Brilliance BS6), первый автомобиль Brilliance (Фото: Викимедиа)

В середине 1990-х Brilliance ненадолго владеет автомобильной группой Tianye (в настоящее время известной как Zhongxing или ZX Auto), которая в это время ведет переговоры с BMW MG Rover о производстве Land Rover в Китае. Эта сделка проваливается, но контакты пригодятся, поскольку Ян ищет техническое сотрудничество в Европе для своего проекта Чжунхуа. BMW только что избавился от MG Rover и ищет инвесторов и новые рынки. Две стороны находят друг друга и начинают переговоры о сотрудничестве и создании совместного предприятия. В конце 2001 года MG Rover даже выпускает преждевременный пресс-релиз о том, что сделка завершена.

Ян выбирает город Нинбо в качестве места для совместного предприятия. Нинбо расположен в прибрежной полосе, упомянутой во введении, где ускоряется экономический рост Китая. Обеспокоенный занятостью в своем «поясе ржавчины», Бо Силай возражает и заявляет, что завод MG Rover должен располагаться в Ляонине. Ян отказывается подчиняться, и тогда между двумя мужчинами начинается война.

Как объяснялось выше, долей Янга в Brilliance управляет Китайский фонд развития. Бо объявляет этот фонд государственным, и Ян теряет свою долю в Brilliance. Конечно, он протестует и подает иск, чтобы отменить экспроприацию. Бо наносит ответный удар еще сильнее: он обвиняет Янга в коррупции, растрате денег налогоплательщиков, заставляет все советы директоров компаний Brilliance уволить Янга и выдает ордер на его арест. Ян Жун не видит другого выхода, кроме как бежать в Соединенные Штаты в июле 2002 года, где с тех пор живет в изгнании.

Бо СилайБо Силай (в центре)

Двадцать лет спустя Ян чувствует себя намного лучше, чем Бо. Первоначально Ян начинает судебный процесс на Бермудских островах и в Соединенных Штатах, чтобы вернуть свою долю Brilliance, но проигрывает все судебные процессы. Вместо того, чтобы сдаться, он начинает все сначала. В 2009 году он основывает Hybrid Kinetic, стартап по производству роскошных электромобилей. В сотрудничестве с Pininfarina бренд представляет ряд концепт-каров, и Ян сейчас работает над производственной инфраструктурой в Китае. Хотя обвинения против него никогда официально не снимались, его отношения с родиной, похоже, нормализовались.

После своего губернаторства в провинции Ляонин Бо становится мэром мегаполиса Чунцин. Немного позже он оказывается замешанным в убийстве английского бизнесмена Нила Хейвуда, у которого Бо подозревал роман с миссис Бо. Бо так и не предстал перед судом за смерть Хейвуда, но в 2013 году его приговорили к пожизненному заключению за взяточничество, коррупцию и злоупотребление властью. Примечательно, что миссис Бо (известный и влиятельный юрист) была признана виновной в убийстве Хейвуда и приговорена к условной смертной казни.

История имеет продолжение!

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»