На этой неделе мы представляем двойную статью двух Новой Энергии , Aiways и Byton. Причина? У них общая история происхождения. Однако после своего основания они пошли совсем в другом направлении. Итак, давайте погрузимся в прожигающий деньги мир двух очень молодых производителей.
Все начинается в гараже
Есть замечательные примеры великих вещей, которые начинались в гараже. Джобс и Возняк работают на первых компьютерах Apple или участники группы Metallica репетируют свои хард-роковые риффы. В данном случае я явно говорю о несколько другом гараже.
Фэн Чанге был помощником судьи в судебной системе провинции Хэнань в течение десяти лет, прежде чем он уволился с этой работы в 2002 году и решил стать предпринимателем и инвестором. Его первая деятельность связана с недвижимостью, в том числе с полем для гольфа, но в 2005 году он переключает свое внимание на автомобильный сектор. Он открывает дилерский центр BMW в городе Чжэнчжоу. За ним быстро следует дилерский центр Lexus, а затем он начинает строить сеть магазинов роскошных и ультра-роскошных автомобилей. Maserati, Bentley и Lincoln входят в число брендов, которые он продает. Первоначально его деятельность была сосредоточена в провинции Хэнань, но после того, как успех в этой области возрос, он открывает дилерские центры в нескольких городах первого уровня по всей стране.
Дилерский центр China Harmony
Бизнес Фэна очень хорошо развивается на растущем рынке предметов роскоши, и в начале 2010-х годов компания была реструктурирована с выделением отдельных подразделений, занимающихся недвижимостью и автомобилестроением. Компания называется China Harmony Industry Group, а автомобильный филиал China Harmony Auto котируется на Гонконгской бирже в 2013 году. Это обеспечивает Фенгу приличную сумму денег.
В то время китайское правительство только начало вкладывать деньги в автомобили на новой энергии и выделяло серьезные субсидии на разработку и продажу этих автомобилей. Фэн видит возможность и вкладывает деньги в China Harmony New Energy Auto, фонд для инвестиций в растущий китайский сектор NEV. В отличие от многих своих соотечественников, у Фэна нет амбиций стать производителем автомобилей, он просто хочет быть инвестором. China Harmony NE делает первые шаги в качестве инвестора в автомобилестроение, приобретая контрольный пакет акций Green Field Motor в мае 2015 года, но об этом позже.
Автомобиль Green Field (без марки)
Сразу после приобретения в июне того же года China Harmony NE сама формирует еще более важный инвестиционный фонд, созданный совместно с двумя крупными игроками в технологическом секторе. Партнерами этого фонда являются Hon Hai Precision Engineering, тайваньская компания по производству электроники, имеющая множество заводов в Китае. Мы знаем эту компанию как Foxconn, производителя iPhone. Другой партнер — Shenzhen Tencent Holding, разработчик игр, конкурент Alibaba и разработчик приложения WeChat.
Совместный фонд этих трех компаний называется Harmony Futeng, или, точнее, полное название фонда (держитесь крепче): Henan Harmony Futeng Internet & Intelligent Electric Vehicle New Energy Partnership. Я прямо упоминаю полное название, потому что оно ясно описывает амбиции трех партнеров: инвестировать в электромобили, оснащенные всевозможными мобильными решениями на основе Интернета. Соотношение акционеров: Harmony 40%, Foxconn 30% и Tencent 30%.
Краткая история Green Field Motors
Zhejiang Green Field Motors Co Ltd — крупное производственное предприятие, созданное на деньги местного правительства залива Ханчжоу в июне 2010 года. Это также родной город Geely. Компания может похвастаться четырьмя полными производственными линиями, включая штамповку, сварку и покраску. В первую очередь это поставщик для промышленности, производящий различные детали, но в 2012 году они стали производителем автомобилей. В том же году они начали производить малолитражный кроссовер без логотипов. Идея состоит в том, чтобы продать автомобиль как полный комплект для разборки производителям автомобилей за рубежом. Были разговоры о важном проекте в Индии, но я не могу узнать, был ли он запущен на самом деле.
Green Field BO90 (с логотипом компании)
В 2014 году Green Field также показывает такой же автомобиль с собственным логотипом, и они называют его BO90. Вероятно, это привлекает внимание China Harmony, и они видят возможность превратить компанию в производителя электромобилей. Что China Harmony быстро выясняет в процессе приобретения в 2015 году, так это то, что Green Field не имеет лицензии для китайского рынка и что BO90 или любой будущий электромобиль может вообще не продаваться. Тем не менее, China Harmony настаивает на поглощении благодаря обещанию правительства залива Ханчжоу, что они обеспечат такое разрешение на производство.
Вложение капитала China Harmony в размере 300 миллионов юаней в Green Field зависит от разрешения, но оно никогда не выдается. Это укрепляет доверие компании, как мы увидим в следующей главе.
Автомобиль Аити (Aiways)
В канун Нового 2015 года Harmony Futeng основывает компанию Zhejiang Aichi Internet Intelligent Electric Vehicle. Он оставляет за собой 55% акций, 28% присуждается China Harmony за внедрение Green Field в компанию, а 17% зарезервированы для (будущего) управления. Добавление Green Field в эту компанию, конечно, для обеспечения будущих производственных мощностей, но план быстро разваливается. Разрешение на производство не получено, China Harmony отказывается платить обещанную сумму, и у компании проблемы. China Harmony выплачивает компенсацию первоначальным акционерам Green Field, но оставляет долги кредиторам. О Зеленом поле больше ничего не слышно.
Огромный, но неиспользуемый завод Green Field в начале 2016 года.
Хармони Футэн ставит у руля Zhejiang Aichi двух автомобильных тяжеловесов. Соучредителем и генеральным директором является Фу Цян, человек, который построил свою карьеру в отделах продаж и маркетинга FAW-Volkswagen и Mercedes China и стал генеральным директором Volvo Cars. Соучредителем и финансовым директором является Гу Фенг, до этого многолетний финансовый директор SAIC Motor и директор нескольких ее дочерних компаний.
Первым делом для этих двух мужчин является создание производственных мощностей после катастрофы на зеленом поле. Они создают новую компанию под названием Jiangxi Yiwei Automobile Manufacturing, совместное предприятие 51/49 с местными властями города Шанжао в провинции Цзянси с единственной целью построить современный умный завод. Когда этот проект находится в стадии реализации, они могут сосредоточиться на дальнейшем развитии компании.
Завод Aiways в Шанжао
Это повторяющаяся тема для начинающих компаний, особенно в чрезвычайно капиталоемкой автомобильной промышленности, но получение денег на исследования и разработки и рост компании имеет важное значение. Как и все его коллеги-стартапы, Aichi проходит несколько раундов финансирования. В феврале 2017 года компания получает свою нынешнюю структуру, когда Harmony Futeng полностью выходит из нее. Активы Zhejiang Aichi передаются новой компании под названием Aichi Automobile, а в состав акционеров теперь входят два соучредителя и большое количество частных инвестиционных фондов. В последний год или около того было много слухов о предстоящем IPO. Aichi Automobile, похоже, готовит листинги как на Шанхайской бирже STAR, так и на каком-то американском фондовом рынке.
Aichi представляет свой первый автомобиль на автосалоне в Пекине в апреле 2018 года. Бренд раскрывается как Aiways, концепт-кар носит название U5 Ion. Это внедорожник среднего размера в основном сегменте. Aiways была довольно амбициозна с автомобилем. Платформа, тяговые двигатели и большая часть систем ADAS и автономного вождения являются собственными разработками. Aiways делает упор на удобство использования и возможность подключения к Интернету. Аккумуляторные элементы поставляются CATL, но Aiways производит собственные аккумуляторные блоки.
Эйвайс U5
Примерно через год начинается пробное производство на заводе Shangrao, где завершена первая очередь мощностью 100 000 автомобилей. Еще предстоит решить проблему с разрешением на производство. Сначала кажется, что Aiways хочет заключить сложную лицензионную сделку с участием властей Цзянси, но в августе 2019 года вместо этого Aiways приобретает Landwind. Landwind является брендом Jiangling Holding, совместного предприятия Jiangling Motor Group и Changan. Помимо Landwind, Jiangling Holding также производит автомобили JMC и управляет совместным предприятием с Ford. Активы JMC и Ford удаляются из Jiangling Holding, а затем Aiways получает 50% акций, оставляя первоначальным акционерам по 25% у каждого. Теперь у Aiways есть разрешение на производство. В 2021 году Aiways продает свою 50-процентную долю в Jiangling Holding правительству Цзянси, сохраняя при этом право на использование разрешения на добычу.
Серийное производство Aiways U5 начнется в декабре 2019 года, как раз между кризисом продаж NEV (после сокращения государственных субсидий) и пандемией Covid. Таким образом, время может быть лучше, и U5 не получит такого же внимания в основных средствах массовой информации, как технологические лидеры NIO или XPeng, возможно, из-за его слегка утилитарного внешнего вида и хороших, но не отличных характеристик. Продажи на внутреннем рынке не были впечатляющими, но Aiways всегда смотрела за границы. Он отправляет довольно много автомобилей в Европу.
Эйвайс U6
Aiways находится в Европе с момента своего официального основания в 2017 году. Компания назначает Роланда Гумперта (бывшего основателя спортивных автомобилей Apollo и ведущего инженера раллийных автомобилей Audi Quattro) своим директором по разработке продуктов, а также создает Gumpert Aiways Automobile GmbH в Ингольштадте и европейскую штаб-квартиру. в Мюнхене. Gumpert Aiways разрабатывает спортивный автомобиль мощностью 1200 л.с. под названием RG Nathalie. Спорткар представляет собой RE-EV с батареей на 70 кВтч и топливным элементом с увеличенным запасом хода на метаноле. Aiways инвестировала в топливные элементы на метаноле. У них есть техническое сотрудничество с Blue World из Дании, и они строят завод в Китае мощностью 80 000 сборок топливных элементов в год. Эти топливные элементы работают на метаноле и не требуют больших резервуаров высокого давления, таких как водород.
Гумперт Эйуэйс Р.Г. Натали
Еще одно интересное сотрудничество — с Prologium из Тайваня. Prologium — производитель аккумуляторов, который в настоящее время строит гигантский завод по производству твердотельных аккумуляторов. Информация о прогрессе была скудной, но Prologium обещает доступные твердотельные элементы в самом ближайшем будущем. Aiways, вероятно, станет первым производителем автомобилей, который их применит.
Aiways U7 Ion (концепт-кар)
Aiways недавно представила свой второй автомобиль U6. По сути, это версия лифтбека/купе U5, но с гораздо более выраженным внешним видом. Компания надеется, что этот автомобиль вызовет прорыв в ее внутренних продажах и поднимет ее авторитет в Европе. Следующий проект — более крупный внедорожник, который уже анонсирован как U7 Ion. Aiways хочет выйти с этим автомобилем на американский рынок и стать мировым производителем автомобилей.
Future Mobility Corporation (Байтон)
Всего через несколько месяцев после Aiways Harmony Futeng создает свой второй бренд NEV. 1 марта 2016 года они основали Future Mobility Corporation (FMC) в Гонконге. Компания считает своими основателями Карстена Брейтфельда и Даниэля Кирхерта. Брейтфельд — бывший директор по исследованиям и разработкам BMW и руководитель проекта гибридного спортивного автомобиля BMW i8. Кирхерт также является бывшим руководителем BMW (в сфере продаж и маркетинга), но за 4 года до 2016 года работал управляющим директором Infiniti China. Два основателя нанимают высокопоставленных сотрудников из BMW, Nissan и Tesla.
Байтон М-байт
Операции в Китае начинаются в начале 2017 года. FMC получает дополнительное финансирование от правительства провинции Цзянсу для создания своей штаб-квартиры и завода в Нанкине. Операционная компания Nanjing Zhixing New Energy Vehicle Technology Development основана в апреле. В сентябре FMC начинает строительство завода, а также раскрывает свой коммерческий бренд: Byton. Гонконгская компания Future Mobility Corporation впоследствии переименовывается в Byton Ltd.
Концепт большого внедорожника Byton был представлен в январе 2018 года на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. Byton следует принципам Harmony Futeng гораздо ближе, чем Aiways, потому что концепция M-Byte — это высокотехнологичное транспортное средство. Он обещает подключение к Интернету 5G, камеры объемного звучания, передовые технологии автономного вождения и называется его создателями «расширением вашей гостиной» или «мобильным электронным носимым устройством», в зависимости от случая. Технологический подход предусмотрен для клиентов гигантским 48-дюймовым сенсорным экраном, растянувшимся на всю ширину автомобиля. Полгода спустя Byton показывает концепт K-Byte, большой седан с аналогичными характеристиками.
Смотри, у меня 48 дюймов.
Поскольку разработка автомобилей и строительство завода идут полным ходом, Байтон должен начать беспокоиться о разрешении на производство. Компания начинает заигрывать с крупным государственным производителем FAW и заключает соглашение о техническом сотрудничестве в апреле 2018 года. Два месяца спустя, во втором раунде финансирования, FAW также становится одним из акционеров Byton. Затем FAW предлагает решение для разрешения на производство: их давно неиспользуемый суббренд Huali, когда-то производивший лицензированные Daihatsu минивэны, имеет такое разрешение и продается Byton.
Байтон Кбайт
С открытием дочерних компаний в Германии и Калифорнии, завершением строительства завода, началом приема предварительных заказов на M-Byte и еще одним успешным раундом финансирования в первой половине 2019 года Byton, похоже, находится на подъеме. Затем внезапно и без объяснения причин компанию покидает генеральный директор Карстен Брайтфельд. Это должно было стать предупредительным знаком, но драме потребовался еще год, чтобы развернуться.
В начале 2020 года Byton запускает пробное производство M-Byte, и собрано около 200 единиц. Автомобиль зарегистрирован для продажи китайскими властями. Не хватает только громкого публичного запуска автомобиля. А потом все рушится.
В апреле Байтон увольняет большую часть своего персонала, потому что не может платить заработную плату. Через два месяца все операции прекращаются, потому что больше нет денег, чтобы платить поставщикам. Оказывается, Байтон сжег почти 1 миллиард долларов за восемь месяцев, а денежная масса иссякла из-за пандемии Covid. Однако с готовым к производству автомобилем, ультрасовременным заводом и богатыми покровителями эту компанию можно легко спасти.
В сентябре новая операционная компания, Nanjing Shengteng Automobile Technology, основана в рамках какой-то схемы долга к акционерному капиталу, при этом FAW становится крупнейшим акционером. Государственный производитель представляет план спасения, который включает в себя модернизацию M-Byte с использованием (более дешевой) технологии FAW и назначение части завода в Нанкине для производства бренда FAW Hongqi. Судя по всему, этот план отвергнут остальными акционерами. Среди всех неприятностей Даниэль Кирхерт покидает Байтон в октябре 2020 года.
Byton M-Byte (опытная модель)
В январе 2021 года Byton подписывает соглашение с Foxconn на сумму 200 миллионов долларов для немедленного ограниченного возобновления операций и полного запуска в 2022 году, при этом Foxconn помогает Byton в управлении производством и цепочками поставок. Помните, что Foxconn является одним из инвесторов-основателей через Harmony Futeng. Это кажется спасательным кругом для Байтона, но последние события вызывают новые сомнения. Немецкая дочерняя компания становится банкротом, в американской дочерней компании почти не осталось сотрудников, она не в состоянии платить своим юристам, и, согласно последним слухам, в июле все операции в Китае снова прекратились.
Это силовая игра между FAW и Foxconn? Есть ли свет в конце тоннеля? Трудно сказать, но на этой неделе мы заметили признаки жизни.