История брендов

Краткая биография Ли Шуфу — владельца и основателя Volvo Geely


Geely — один из крупнейших частных автопроизводителей Китая, принадлежащий миллиардеру Ли Шуфу, также известному под своим английским именем Эрик Ли. Его собственный капитал составляет 15,1 миллиарда долларов США, и по версии Forbes он является 115-м самым богатым человеком в мире. Его часто описывают как человека, страдающего манией величия, и упорного бизнесмена, который не принимает «нет» в качестве ответа. У Geely есть все: десятки марок автомобилей от начального до премиум-класса, спутники, подобные SpaceX, или компании, занимающиеся вызовом пассажиров, конкурирующие с китайским Uber.

Ли Шуфу также называют китайским Генри Фордом, поскольку оба родом из бедных стран и построили мирового автопроизводителя с нуля. И под плохой экологией мы имеем в виду бедность, а не то, что их отцы владели изумрудным рудником. Оба выросли в сельскохозяйственной среде, поскольку Ли был сыном фермера из Чжэцзяна, провинции, соседней с Шанхаем.

Краткая биография Ли Шуфу - владельца и основателя Volvo Geely
Молодой Ли Шуфу и его велосипед в Чжэцзяне.

Ли основал Zhejiang Geely Holding Group 37 лет назад, в 1986 году, как производителя холодильников. В начале 90-х он занялся производством скутеров, а в 1997 году основал дочернюю компанию Geely Auto, занимающуюся производством автомобилей. Когда его критиковали за отсутствие опыта, он отверг эти голоса, сказав свои знаменитые слова: «Сделать машину несложно. Это всего лишь четыре колеса и две кушетки». Если бы у меня был один вопрос, который я мог бы задать ему, я бы спросил, думает ли он так же 25 лет спустя.

Краткая биография Ли Шуфу - владельца и основателя Volvo Geely
Молодой Ли Шуфу в штаб-квартире Geely.

Автомобильный бизнес шел хорошо; Geely начала производство небольших фургонов, а в 1999 году получила разрешение правительства на производство автомобилей. В 2002 году с конвейера сошел первый автомобиль Geely.

Вероятно, мы никогда не узнаем истинных причин, по которым Ли Шуфу обратился к Ford с просьбой купить у них Volvo. Чувствовал ли он свою связь с американской компанией, созданной с нуля тем же фермерским мальчиком, что и он, или это было хладнокровное намерение? В любом случае, сейчас это не имеет значения. В 2002 году на внутреннем совещании Geely Ли Шуфу впервые упомянул, что хочет приобрести шведскую Volvo у Ford.

В 2007 году Geely направила Ford официальное письмо, в котором выразила желание приобрести Volvo. Однако его проигнорировали и на него так и не ответили, поскольку тогда Geely не воспринимали всерьез. Это была суровая проверка реальности для амбициозного китайского предпринимателя.



Злые языки даже говорят, что менеджеры Дирборна много смеялись над этим, но, скорее всего, они даже не заметили, поскольку Ли Шуфу отправил свое предложение через PR-агентство. Да, он использовал PR-агентство, чтобы связаться со штаб-квартирой Форда. Кто-то назовет это неопытностью, но я бы назвал это обучением на ошибках, что типично для Ли.

Но Эрик оставался настойчивым. В 2008 году ему удалось добиться встречи с финансовым директором Ford на автосалоне в Детройте. Но дело оказалось даже хуже, чем письмо PR-агентства годом ранее. Форд не был впечатлен маленьким и неизвестным китайским автопроизводителем и ответил на предложение классическим «Мы дадим вам знать».

Но если бы он сдался так быстро, это был бы не Ли Шуфу. Он начал собирать команду по закупкам. Никакого пиар-агентства больше не было, он пригласил автомобильную промышленность оштрафовать инвестиционный банк Ротшильдов, который помог ему привлечь больше тяжеловесов в свою новую команду: Deloitte Touche Tohmatsu за финансовый консалтинг, юридическую фирму Freshfield за юридические вопросы и аудит и ветерана отрасли Фримена Шена, тогдашнего вице-президента. Президент Fiat China.

Затем, в 2009 году, Ли Шуфу, в полном вооружении и бок о бок с Ю Липином, китайским президентом Ротшильдов, вновь посетил стенд Ford во время очередного Детройтского автосалона, выразив свое настойчивое желание купить североевропейского автопроизводителя. А тогда все было по-другому – генеральный директор Ford пообещал уведомить Geely, если они решат продать Volvo.

И время не могло быть лучше. Форд начал ощущать общее давление финансового кризиса 2008 года, поскольку куча денег, на которой они сидели, становилась все меньше, а ситуация на мировом автомобильном рынке была не намного лучше. Они решили продать Volvo, и, поскольку Ли Шуфу подготовил команду, весь процесс пошел невероятно быстро.

Ли Шуфу удалось завершить финансирование и получить благословение Пекина, и 2 августа 2010 года Ford и Geely подписали окончательное соглашение о приобретении Volvo. Geely заплатила за шведскую драгоценность 1,5 миллиарда долларов наличными.

Краткая биография Ли Шуфу - владельца и основателя Volvo Geely
Эрик Ли (Li Shufu) – слева – покупает Volvo. Льюис Бут (справа), финансовый директор Ford Motor Company подписывает соглашение.

Ли Шуфу всегда уважал бренд Volvo. Он часто говорил, что Volvo — это Volvo, а Geely — это Geely. В мае 2014 года он сказал: «Geely и Volvo — как братья, а не отец и сын».

Краткая биография Ли Шуфу - владельца и основателя Volvo Geely
Ли с президентом Китая Си Цзиньпином во время визита в Volvo в Бельгии в 2014 году.

Но Geely Group – это не только Volvo и Geely Auto.

В состав Geely Group входит множество других брендов:

  • Lynk&Co – внедорожники PHEV для модных миллениалов. В Китае тоже производят версии с ДВС.
  • Zeekr – единственный премиальный бренд BEV, который будет конкурировать с Tesla
  • Livan – совместный проект с Lifan по сфере такси
  • Radar – бренд пикапа BEV
  • Lotus – Geely купила логотип бывшего британского автопроизводителя
  • Polestar — бренд BEV под брендом Volvo
  • Volvo
  • Smart – совместное предприятие с Mercedes-Benz. МБ позаботится об интерьере
  • LEVC – London Electric Vehicle Company, которую Geely приобрела/спасла в 2013 году в рамках сделки стоимостью 11 миллионов фунтов стерлингов.

Причём Geely Auto делится на три серии:

  • Star — множество устаревших автомобилей с ДВС от Geely.
  • Geometry – электромобили начального уровня
  • Galaxy – PHEV и BEV премиум-класса

Вдобавок ко всему, Geespace компании Geely планирует к 2025 году разместить на орбите 72 спутника для поддержки своих автомобилей ADAS, управляет службой вызова мобильных автомобилей Cao Cao, которая конкурирует с Didi в Китае, и Cao Cao Auto, специализированным суббрендом, производящим электромобили. со сменной батареей для своих водителей. Geely также объявила, что к 2025 году планирует создать 5000 станций замены аккумуляторов по всему миру. Ли Шуфу никогда не скрывал своих планов мании величия в отношении своей компании.

Geely также является единственным китайским автопроизводителем, которому удалось продавать пассажирские электромобили китайского производства на территории США, несмотря на около 25% импортных пошлин. В 2022 году компания Polestar продала на американском рынке более 10 000 импортированных моделей Polestar 2, даже появившись в рекламе Суперкубка. BYD также продает электромобили в США, но это автобусы, произведенные в Калифорнии.

Geely также владеет почти 10% акций Mercedes-Benz, которые Ли получил в результате спорного шага, и Mercedes этим не был доволен. Geely потратила месяцы, тайно приобретая акции Mercedes в рамках сделки стоимостью 9 миллиардов долларов США, став вторым по величине акционером, как стало известно в марте 2018 года. Времена, когда Ли Шуфу, отпраздновавший в июне свое 60-летие, ждал, чтобы на его звонок ответили бывшие руководители автопроизводителей. пропали.

Его последним шагом было подписание соглашения с Nio о совместной разработке сети станций замены аккумуляторов. Время покажет, хочет ли Geely интегрировать только поддержку замены аккумуляторов в свою платформу электромобилей SEA следующего поколения или у них есть другие намерения, например, сделать Nio своим 9-м суббрендом, поскольку Ли Шуфу никогда не теряет аппетита к покупке новых компаний.

Вам также может понравиться

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»