Председатель Toyota Акио Тойота недавно вновь разжег дебаты вокруг воздействия электромобилей на окружающую среду, заявив в интервью в апреле, что «9 миллионов электромобилей выделяют столько же углекислого газа, сколько 27 миллионов гибридных автомобилей». Его комментарии отражают многовариантная стратегия Toyota по снижению выбросов, которая включает гибридные автомобили, экономичные двигатели внутреннего сгорания, топливные элементы и электромобили. Он также утверждал, что производство 9 миллионов электромобилей в Японии повысит выбросы из-за использования электро grids, зависящих от ископаемого топлива, — что, по мнению критиков, игнорирует тенденции к декарбонизации электросетей.

Однако исследования китайских и международных институтов рисуют совсем иную картину. Исследование Университета Цинхуа 2022 года показало, что электромобили выбрасывают на 20–30% меньше CO₂ в течение своего жизненного цикла в Китае, даже с учетом того, что в стране используется много угля в энергетическом балансе. Данные Китайского центра автомобильных технологий и исследований (CATARC) подтверждают это: компактный электромобиль в Китае выбрасывает около 118 г CO₂/км в течение всего жизненного цикла, в то время как у бензинового аналога этот показатель составляет 163 г. Энергетический баланс Китая быстро улучшается: в 2024 году доля неископательных источников энергии превысила 40% и, по прогнозам, достигнет более 50% к 2030 году.

В глобальном масштабе исследование 2022 года, опубликованное в журнале Nature, показало, что электромобили являются наименее вредным вариантом более чем в 95% регионов. Хотя производство электромобилей сопровождается более высокими выбросами — около 11–14 тонн CO₂ против 6–9 тонн для гибридных или обычных автомобилей — они быстро компенсируют это. Исследования Аргонской национальной лаборатории показывают, что электромобили «выходят на уровень» по углероду после примерно 31 000–45 000 км. После этого их выбросы в течение всего срока службы остаются значительно ниже. Данные MIT и EPA подтверждают эту тенденцию, даже в регионах с относительно «грязной» энергетикой.

Гибридные автомобили, хотя и более эффективные, чем обычные автомобили с ДВС, сильно различаются. Традиционные гибриды, такие как Prius, используют небольшие батареи и имеют ограниченный электрический диапазон. Гибридные автомобили с возможностью подзарядки от сети (PHEV) предлагают лучший запас хода только на электричестве (30–80 км), но часто не оправдывают ожиданий на практике. Европейские данные показывают, что многие водители PHEV не заряжают их регулярно, что приводит к тому, что реальные выбросы превышают лабораторные показатели.

Производство аккумуляторов для электромобилей становится чище. CATL и BYD масштабируют производство аккумуляторов без кобальта и никеля, таких как LFP и LMFP, снижая выбросы, связанные с производством аккумуляторов в Китае. CATARC оценивает, что интенсивность выбросов углекислого газа при производстве аккумуляторов снизилась почти на 15% в период с 2020 по 2024 год.

Несмотря на скептицизм Акио Тойоты, Toyota активно инвестирует в разработку электромобилей в Китае. В рамках своей стратегии «China R&D 2.0» она сотрудничает с Huawei, Xiaomi и Momenta для совместной разработки интеллектуальных кабин и систем помощи водителю. Совместные предприятия, такие как GAC Toyota и FAW Toyota, создают специализированные платформы для электромобилей и гибридных автомобилей с возможностью подзарядки от сети, а BYD предоставляет ключевые компоненты. Такие модели, как bZ5, bZ3X и предстоящий bZ7, отражают эту стратегию локализации, значительно сокращая циклы разработки по сравнению с предыдущими усилиями.

Хотя гибридные автомобили остаются практичным промежуточным решением, особенно в районах с недостаточной инфраструктурой зарядки, глобальные и китайские данные сходятся в одном выводе: электромобили обеспечивают наиболее значительное долгосрочное снижение выбросов. По мере того, как энергосистемы продолжают декарбонизироваться, а более чистые технологии становятся глобальными, электромобили еще больше укрепят свое преимущество в削減 выбросов углекислого газа. Они предлагают наиболее реальный долгосрочный путь к нулевым выбросам в транспорте, даже в регионах, где инфраструктура зарядки все еще отстает.
Источник: IT-Home