По сообщению от 12 мая из Kuai Technology, Toyota, как сообщается, оценивает возможность приобретения испытывающего трудности китайского производителя электромобилей Neta Auto. Хотя это не подтверждено, такой шаг мог бы помочь Toyota укрепить свою стратегию развития электромобилей в Китае, одновременно предоставив Neta финансовую поддержку.
Neta Auto, основанная в 2014 году компанией Hozon New Energy Auto, переживает кризис с середины 2024 года. Производство было остановлено, затем последовали массовые увольнения, и компания начала активно искать внешнее финансирование. 10 февраля 2025 года Neta сообщила о провале плана финансирования серии E в размере 4–4,5 млрд юаней (552–621 млн долларов США). Основной инвестор, поддерживаемый фондом из страны БРИКС, обязался выделить 3 млрд юаней (414 млн долларов США), но финансирование было обусловлено возобновлением производства и привлечением дополнительных инвестиций, ни одно из которых не было реализовано.
Хотя завод Neta в Тонгсяне вновь открыт в начале января, производство так и не возобновилось из-за нехватки запчастей. Это привело к тому, что инвестор, фактически сорвав сделку.

Оценка стоимости Neta резко снизилась. В 2023 году инвестиции в размере 1,53 млрд юаней (211 млн долларов США) от государственного органа Тонгсяна оценили компанию в 42,3 млрд юаней (5,8 млрд долларов США). К 2025 году предложенная 50% доля в компании за 3 млрд юаней (414 млн долларов США) снизила ее оценку до 6 млрд юаней (828 млн долларов США), что составляет 80% снижение. Это вызвало недовольство ранних и государственных инвесторов, включая 360 Security Technology, основатель которой, Чжоу Хунъи, отозвал обещанные 138 млн долларов США дополнительных инвестиций. Доверие к руководству Neta с тех пор ухудшилось.
Финансовые показатели Neta демонстрируют совокупные убытки в размере 18,3 млрд юаней (2,53 млрд долларов США) за три года, и компания должна поставщикам 6 млрд юаней (828 млн долларов США). Компания предложила конвертировать 70% долгов поставщиков в акции и выплатить остальное в рассрочку, предупредив, что в случае отсутствия новых капиталовложений может обанкротиться и не выплатить зарплаты и социальное страхование. Если Neta обанкротится, государственные инвесторы будут иметь приоритет при погашении долгов, что оставит поставщиков в зоне риска.

Neta также может столкнуться с штрафами в Таиланде, где она ранее получала до 150 000 бат (4 100 долларов США) за автомобиль в виде субсидий. Чтобы сохранить их, Neta должна выполнить местные производственные цели к 2025 году — в случае неудачи это может привести к возврату субсидий, процентов и налоговых льгот.
Несмотря на трудности, Neta сохраняет определенную технологическую и рыночную ценность. 26 марта она заключила соглашение о конвертации долга в акционерный капитал на 2 млрд юаней (276 млн долларов США) с 134 ключевыми поставщиками и получила финансовую поддержку от тайских институтов и гонконгской компании Solotech.

Если сделка состоится, Toyota сможет использовать активы и местные знания Neta для ускорения выпуска электромобилей в Китае. Однако директор по бренд-коммуникациям Toyota China, Сюй Имин, опроверг слухи: «Мы ничего об этом не слышали!»
В 2024 году продажи Neta упали до 64 500 единиц, а в январе 2025 года продажи рухнули на 98% в годовом исчислении до всего 110 автомобилей. Компания также столкнулась с критикой из-за устаревших технологий и преувеличенных заявлений о производительности. Вирусное видео показало основателя Фан Юньчжоу, приносящего извинения поставщикам и дилерам, что подчеркивает глубину кризиса.
Источник: IT-Home