Китайский автопром: Рост объемов продаж при сохраняющемся давлении на прибыль
Ключевые показатели в 2025 году: взгляд на динамику
Статистические данные, обнародованные Генеральным секретарем Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA) Цуй Дуншу, рисуют непростую картину для китайской автомобильной промышленности. За период с января по ноябрь 2025 года прибыльность отрасли составила всего 4,4%. Этот показатель является вторым самым низким в истории, лишь незначительно превышая антирекорд 2024 года – 4,3%. При этом средняя выручка от реализации одного автомобиля в рамках всей производственно-сбытовой цепочки достигла 322 000 юаней (45 800 долларов США), однаковаловая прибыль на каждый автомобиль составила всего 14 000 юаней (2 000 долларов США).
С января по ноябрь 2025 года рентабельность китайской автомобильной промышленности составила лишь 4,4%, что является вторым показателем за всю историю, и лишь на 0,1% выше минимального значения в 4,3%, зафиксированного в 2024 году, согласно данным, опубликованным Цуй Дуншу, Генеральным секретарем Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA). Средняя выручка от реализации одного автомобиля в цепочке поставок составляла 322 000 юаней (45 800 долларов США), однако валовая прибыль на один автомобиль составила всего 14 000 юаней (2 000 долларов США).
| Год | Рентабельность |
| 2017 | 7,8% |
| 2018 | 7,3% |
| 2019 | 6,3% |
| 2020 | 6,2% |
| 2021 | 6,1% |
| 2022 | 5,7% |
| 2023 | 5,0% |
| 2024 | 4,3% |
| 2025 | |
| Январь — Февраль | 4,2% |
| Март | 3,5% |
| Апрель | 4,4% |
| Май | 5,2% |
| Июнь | 6,9% |
| Июль | 3,5% |
| Август | 3,4% |
| Сентябрь | 4,4% |
| Октябрь | 3,9% |
| Ноябрь | 4,4% |
| Накопительно 2025 | 4,4% |
Такие результаты, несмотря на общий рост доходов отрасли, превысившие 10 триллионов юаней (1,42 триллиона долларов США) и показавшие увеличение на 8,1% год к году, можно охарактеризовать как «рост за счет масштаба при давлении на прибыль». При этом расходы составили 8,84 триллиона юаней (1,26 триллиона долларов США), увеличившись на 9%, а прибыль – 440,3 миллиарда юаней (62,6 миллиарда долларов США), что означает рост на 7,5% год к году.
За этой тенденцией к снижению прибыльности стоят двойные вызовы: рост затрат и обострение конкуренции. С одной стороны, темпы роста затрат в отрасли (9%) опережают темпы роста доходов (8,1%). Такие факторы, как колебания цен на сырье для аккумуляторов и возрастающие издержки на оплату труда, продолжают оказывать давление.
С другой стороны, усиливается «внутренняя конкуренция» между автомобилями на новых источниках энергии и традиционными бензиновыми моделями. Ценовые войны, изначально охватившие сегмент электромобилей, теперь распространяются и на рынок автомобилей с ДВС, дополнительно снижая маржинальность.
Одним из ярких примеров такого давления служат финансовые отчеты Great Wall Motor (GWM). За первые три квартала выручка GWM увеличилась почти на 8%, однако чистая прибыль сократилась примерно на 17% из-за возросших инвестиций в каналы дистрибуции и агрессивной ценовой конкуренции.
По данным китайского новостного агентства Autohome, на данный момент более половины дилеров несут убытки, а свыше 70% моделей автомобилей продаются с отрицательной маржой. Эта ситуация требует от производителей гибкости и активного поиска новых стратегий для поддержания устойчивости бизнеса.
Только в ноябре этого года выручка отрасли составила 1 144,5 миллиарда юаней (163,3 миллиарда долларов США), что на 9,7% выше прошлогоднего показателя. При этом затраты достигли 1 016,2 миллиарда юаней (145 миллиардов долларов США), показав рост в 11,4%, а прибыль составила 50,8 миллиарда юаней (7,2 миллиарда долларов США), продемонстрировав впечатляющий рост на 39,2% год к году. Рентабельность автомобильной промышленности в ноябре составила 4,4%, что является улучшением по сравнению с 3,9% в октябре текущего года и существенным ростом по сравнению с 3,3% в ноябре предыдущего года.
С января по ноябрь 2025 года было произведено 31,09 миллиона автомобилей, что на 11% больше, чем годом ранее. Производство новых энергетических автомобилей достигло 14,53 миллиона единиц, показав рост на 27% год к году, а их доля в общем объеме производства составила 47%. Производство автомобилей с ДВС достигло 16,57 миллиона единиц, оставшись на уровне предыдущего года.
Источник: CPCA, Autohome, Xiaomi




