Компания Shandong Qiancheng Holdings Co., Ltd. (山东乾城控股有限公司), основной дилерский центр BYD в провинции Шаньдун, столкнулась с серьезным кризисом с апреля 2025 года. Более двадцати дилерских центров «Qian», расположенных по всей провинции, внезапно закрылись или приостановили свою деятельность, оставив выставочные залы пустыми, а клиентов без обслуживания.
Один из ранее престижных дилерских центров, Jinan Qiansheng, ранее признанный «крупнейшим флагманским магазином BYD в Большом Китае», также оказался в числе пострадавших дилерских центров. Сейчас он практически пуст, там остались работать только два сотрудника.
Кризис напрямую затронул более тысячи потребителей, которые заранее оплатили различные услуги, включая пакеты «трехлетнего совместного страхования», планы технического обслуживания, тонировку стекол, защиту шасси и обещанные услуги по техническому обслуживанию на весь срок эксплуатации автомобиля. Многие клиенты организовали группы защиты прав для поиска коллективных решений.
Несколько владельцев автомобилей сообщают, что сотрудники дилерских центров агрессивно навязывали услугу «трехлетнего совместного страхования» во время покупки автомобиля. Эта услуга обычно требует первоначальной оплаты в размере от 10 000 до 15 000 юаней (1400-2100 долларов США) для покрытия страховых взносов за три года. Дилерские центры обещали возместить клиентам взносы за второй и третий годы после оплаты ежегодного страхования.
С апреля 2025 года многочисленные клиенты, оплатившие взносы за второй или третий год страхования, не получили обещанных возмещений, и только после этого обнаружили, что дилерские центры были заброшены.

Согласно公開чным данным, компания Qiancheng была основана в 2014 году и быстро стала основным стратегическим партнером BYD в Шаньдуне. Группа управляла более чем 20 дилерскими центрами и выставочными залами BYD по всему региону, однажды заявив о годовых продажах в 3 миллиарда юаней (420 миллионов долларов США) и трудоустройстве более 1200 сотрудников.
В апреле 2024 года председатель BYD Ван Чуаньфу посетил группу Qiancheng в Джиане, что было широко интерпретировано как наивысшее признание их статуса в качестве основного дилера. Однако финансовые проблемы уже назревали под поверхностью.
Бывшие сотрудники утверждают, что компания начала задерживать выплаты зарплат еще в 2024 году, при этом некоторые сотрудники не получали зарплату до шести месяцев.

BYD и Qiancheng предлагают противоречивые объяснения кризиса. 28 мая департамент брендинга и по связям с общественностью BYD ответил на слухи о «разорванной цепочке капитала» группы Qiancheng, прямо заявив, что корректировки дилерской политики не способствовали кризису. «Наши политики в отношении дилеров за последние несколько лет оставались последовательными и стабильными», — заявило руководство компании.
BYD объяснила кризис проблемами управления дилером, заявив, что «группа дилеров столкнулась с проблемами финансирования из-за слепой, быстрой экспансии с использованием заемных средств».
В резком контрасте внутренний документ группы Qiancheng от 17 апреля прямо обвиняет изменения политики BYD: «За последние два года корректировки политики BYD создали огромное давление на управление нашим денежным потоком». В документе также упоминаются ухудшающиеся внешние условия, включая крах нескольких автомобильных дилеров в Шаньдуне и консервативные политики банковского финансирования.
Кризис вызвал вопросы об ответственности BYD за контроль над своей сетью авторизованных дилеров. Многие клиенты приняли решение о покупке, основываясь, прежде всего, на доверии к бренду BYD, и теперь чувствуют себя брошенными, поскольку авторизованные дилеры исчезли.
BYD сообщила, что с конца прошлого года другие местные дилеры приобрели некоторые из пострадавших дилерских центров, и компания оказывает поддержку в решении вопросов клиентов и сотрудников. Однако большинство потребителей в группе защиты прав из почти 500 участников не согласны с объяснениями BYD, заявляя, что компания не предоставила существенных решений.
Поскольку приближается срок до конца мая, обещанный Qiancheng, тысячи клиентов задаются вопросом, кто возьмет на себя ответственность за их предоплаченные услуги и как будет в конечном итоге разрешена эта ситуация.
Источник: QQ