История брендов

История Nio


Сегодня мы представляем вам первую главу нашей новой серии «Профиль автопроизводителя». Каждое воскресенье мы будем подробно знакомить вас с историей одного китайского автопроизводителя вместе с его полным профилем. Я уже могу сказать, что вы можете с нетерпением ждать историй о том, как родились такие гиганты, как JAC, BYD, Dongfeng, или новички, такие как Xpeng, Wuling. Сегодня речь пойдет об одном из клиентов JAC — новом звездном стартапе по производству электромобилей Nio.

Долгое время китайским автопромом руководили правительственные комитеты и государственные служащие. Там не было места Генри Фордам или Энцо Феррари, инженерам или предпринимателям, увлеченным своим видением или изобретениями. Ситуация начала меняться на рубеже веков, когда появились первые частные автомобильные компании. С появлением производителей автомобилей с новой энергией дальновидные предприниматели, наконец, оказались в центре внимания. Наиболее заметным представителем нынешнего поколения является основатель NIO Ли Бин.

Имена

Коровы и компьютеры

Ли Бин (или Уильям Ли по-английски) имеет скромное происхождение. Он родился в 1974 году в семье молочного фермера в провинции Аньхой. В молодые годы Ли помогал на ферме и впервые почувствовал вкус бизнеса, когда помогал своему деду продавать коров. К счастью, его родители копили деньги на его образование, поэтому Ли поступил в Пекинский университет в Пекине. Он получил степень бакалавра социологии и специализировался в области права и компьютерных наук.

После окончания учебы Ли основал собственное интернет-предприятие в 1996 году. Оно стало предшественником Bitauto Holdings, предприятия, которое он основал в 2000 году. новостной портал. Компания росла в геометрической прогрессии, что сделало Ли богатым человеком, когда он продал ее в 2013 году. Он оставался в совете директоров еще пять лет.



На деньги, вырученные от продажи, Ли инвестировал в несколько стартапов, таких как Mobike, служба проката велосипедов и другие экологические инициативы. Что еще более важно, он начал думать о своем собственном новом предприятии. В ноябре 2014 года он учредил NextEV Inc. на Каймановых островах, зарубежную холдинговую компанию для своей компании по производству высококачественных электромобилей, которая будет основана в Китае. Он назвал его Shanghai Weilai Automobile, где Weilai переводится как «приближающееся голубое небо».

Ли убедил внушительную группу китайских технологических магнатов инвестировать в NextEV. Среди них Ма Хуатэн из Tencent, Лэй Цзюнь из Xiaomi и Ли Сян из Чехэцзя позже создадут LI Auto. Tencent была крупнейшим из первых инвесторов. Чуть позже к нам присоединился и Baidu.

Высокоскоростная разработка

Появление NextEV осталось практически незамеченным за пределами Китая, но ненадолго. Компания NextEV приобрела мировую известность, когда стала генеральным спонсором команды Team China Racing Formula E в первом сезоне 2014/2015. Ведущий пилот Нельсон Пике-младший завоевал чемпионский титул на NextEV TCR. NextEV купила команду в 2016 году, разработала собственную трансмиссию и открыла собственное производство в Великобритании. Однако первый сезон остается самым успешным. С тех пор команда была в лучшем случае бегуном в полузащите.

NextEV TCR
NextEV TCR за рулем Нельсона Пике-младшего.

Гоночная команда также участвовала в разработке первого дорожного автомобиля NextEV. Автомобиль был впечатляющим элементом комплекта, основанным на монококе спортивного автомобиля Lola из углеродного волокна, оснащенным четырьмя электродвигателями общей мощностью 1000 кВт, вектором крутящего момента и сменными батареями. Автомобиль под названием EP9 был представлен в Лондоне в ноябре 2016 года и вскоре установил рекорд серийного автомобиля на Нюрбургринге в Германии. На церемонии открытия NextEV также раскрыла свое коммерческое название: NIO. Впоследствии название NextEV было заменено на NIO, что включало переименование нескольких компаний.

НИО развивалась с огромной скоростью. В 2015 году NIO открыла дочерние компании в Германии (для проектирования автомобилей) и США (для разработки автономных систем и программного обеспечения), а также создала XPT. Эта параллельная компания выступает в качестве поставщика технологий для NIO, производя электродвигатели, аккумуляторные батареи и всевозможные вспомогательные системы (например, решения для зарядки и домашнее хранилище). В мае 2016 года NIO подписала соглашение с государственным производителем автомобилей JAC о производстве своих дорожных автомобилей, что позволило избежать необходимости подавать заявку на получение собственной лицензии на производство.

Девять EP9
Девять EP9

Со всеми основами на месте, следующим шагом NIO было раскрыть себя публике. В ноябре 2017 года компания открыла свой первый дом NIO в Шанхае (подробнее об этом позже), а в следующем месяце состоялась презентация первого серийного автомобиля. Он также открыл книги заказов. NIO построила всю инфраструктуру менее чем за три года, чтобы стать производителем и показала практически готовый к производству автомобиль.

ES8

На выставке в Лондоне был представлен большой внедорожник длиной более пяти метров. ES8, как его называли, был оснащен самыми современными технологиями, прочно продвигающими NIO в премиум-сегмент. Вся конструкция кузова, разработанная совместно с Tata Technologies, была выполнена из легкого алюминия и имела дизайн скейтборда, как у Tesla. Подвеска состояла из двойных поперечных рычагов спереди и многорычажной сзади на пневматической подвеске. ES8 можно было заказать как 6-местный, так и 7-местный.

РЕБЕНОК ES8
РЕБЕНОК ES8

Асинхронный двигатель приводил в движение переднюю ось, двигатель с постоянными магнитами — заднюю, общей мощностью 480 кВт. Излишне говорить, что ES8 — быстрая машина. Аккумуляторная батарея на полу была поставлена ​​компанией CATL и состояла из призматических элементов общей мощностью 70 кВтч. Как и во всех когда-либо построенных NIO, аккумулятор можно было заменить.

Интерьер следовал тенденции, заданной Tesla, с большими сенсорными экранами на приборной панели. Поверх него сидит собственное дополнение NIO, помощник водителя по имени Номи, который выглядит как дружелюбный смайлик. Nomi также является точкой доступа для NIO Pilot, системы автономного вождения уровня 2.

Пока все хорошо, поставки начнутся летом 2018 года, после чего появятся положительные отзывы в нескольких китайских автомобильных журналах. Однако сладкий медовый месяц длится недолго. Слишком знакомая проблема также поражает NIO: огонь. В конце 2018 года несколько ES8 загорелись без видимой причины. Расследование NIO в конечном итоге приводит к неисправной оболочке штепсельной вилки, которая может вызвать короткое замыкание, и в начале 2019 года все автомобили, произведенные компанией, необходимо отозвать для ремонта. Эти события получили широкую огласку и нанесли ущерб безупречному имиджу NIO.

РЕБЕНОК ES8
РЕБЕНОК ES8

По корпоративным связям

С самого начала NIO настроен как предприятие с переменным процентом (VIE). VIE представляет собой сложную корпоративную структуру, призванную обойти ограничения Китая на иностранные инвестиции в некоторые отрасли. Он основан на договорных соглашениях между операционной компанией в Китае и холдинговой компанией в Гонконге, принадлежащей иностранному юридическому лицу, в случае с NIO NIO Inc. на Каймановых островах. Между зарубежной холдинговой компанией и местной операционной компанией нет прямых отношений владения акциями. Это достаточно известная структура, поскольку Alibaba использовала ее для размещения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Настройка NIO как VIE, конечно же, преследует ту же цель. Для начинающей компании в бизнесе, требующем больших денежных затрат, никогда не может быть достаточно инвесторов, чтобы продвигать компанию вперед. В сентябре 2018 года Ли Бин был в Нью-Йорке, чтобы позвонить в знаменитый колокол, и NIO собрала более миллиарда долларов от своего публичного размещения.

К тому времени NIO уже создала два совместных предприятия с государственными производителями автомобилей в Китае. Создано первое совместное предприятие с Changan для разработки компонентов и услуг, связанных с электромобилями. Второе совместное предприятие с Guangzhou Automobile (GAC) более амбициозно. Он создан, чтобы объединить производственные возможности GAC и технологические достижения NIO для основного бренда электромобилей.

Нижняя часть сундука с сокровищами

В середине 2019 года NIO начала поставлять свою вторую модель — ES6. Это был гораздо более обычный автомобиль, чем ES8. Пятиместный внедорожник среднего размера с обычным стальным кузовом, но все еще с пневматической подвеской и доступен только в двухмоторной полноприводной модели. В ES6 также дебютировали батареи CATL с низким содержанием кобальта («NCM8111»), что поставило их на один уровень с Tesla в игре эффективности. ES6 переместил NIO в гораздо более доступный сегмент, необходимый для увеличения объема.

Однако запуск автомобиля состоялся, когда сказочная история NIO, казалось, подошла к концу. Компания потратила огромные суммы денег, чтобы начать работу, и теперь деньги начали иссякать. В то же время китайское правительство серьезно сократило потребительские льготы и субсидии на электромобили, что привело к свободному падению рынка. В то время как NIO все еще оправлялась от негативной огласки, связанной с отзывом ES8, и пыталась продвигать ES6 в больших объемах, в Ухане еще неизвестный вирус начал вызывать серьезные заболевания у людей.

НИО ЭС6
НИО ЭС6

Казалось, все беды пришли к НИО сразу. Сейчас сложно представить, но в начале 2020 года компания балансировала на грани банкротства. Несмотря на то, что все еще тратятся большие деньги, пандемия Covid и падение рынка Новой энергии резко остановили денежные вливания в этот сектор. Что-то должно было случиться и скоро. Ли Бин отчаянно искал деньги. СМИ спекулировали несколькими историями.

Наконец, компанию спасло местное правительство Хэфэя, города уровня префектуры в провинции Аньхой. Через несколько инвестиционных фондов правительство вложило в NIO более десяти миллиардов юаней. Взамен она получила значительный пакет акций NIO China, и компания пообещала перенести свою штаб-квартиру из Шанхая в Хэфэй. В данном случае правительство спасло независимую компанию, но то, что произошло дальше, действительно поразительно.

Голубое небо снова здесь

2020 год войдет в историю как драматический год по понятным причинам, но одна из самых запутанных историй года — это цена акций Tesla. Акции Tesla долгое время активно спекулировались как в длинных, так и в коротких позициях. Однако в 2020 году акции выросли до беспрецедентного уровня; в какой-то момент рыночная стоимость только Tesla была выше, чем у следующих 20 мировых автопроизводителей вместе взятых.

В то же время китайский рынок NEV обрел новое равновесие, а затем снова перешел в режим перегрузки по двум причинам: Tesla начала производить автомобили на своем заводе в Шанхае, а Wuling представила свой невероятно дешевый Hongguang Mini EV. Обе машины доминировали в чартах продаж весь год. Во второй половине года экономика Китая оживилась, и пандемия в основном находилась под контролем.

После этих событий NIO быстро выздоровел. Продажи быстро выросли до рекордных цифр, и, как и в случае с Tesla, стоимость акций взлетела до небес. К концу года рыночная стоимость NIO превысила рыночную стоимость SAIC, крупного конгломерата, который продает в сто раз больше автомобилей, чем NIO. NIO пережил шторм и вышел сильнее. Я не могу сказать то же самое о некоторых других. Такие стартапы, как Bordrin и Byton, потерпели крах или остались в отчаянном положении. Даже такие некогда очень успешные компании, как Zotye и Brilliance, столкнулись с банкротством.

Новообретенный успех позволил NIO выкупить акции инвестиционных фондов Hefei. В 2020 году NIO была вынуждена отказаться от 25% своих операций в Китае, но на момент написания статьи ей снова принадлежит 90%. В то же время он начал пересматривать свои деловые отношения. NIO вышла в основном из своих совместных предприятий с Changan (которая вообще ничего не произвела) и GAC (которая представила бренд Hycan с умеренным успехом), сохранив лишь очень небольшой пакет акций. Вместо этого она создала новое совместное предприятие с производственным партнером JAC для нового производственного объекта в Хэфэй и инвестировала в новый завод по производству аккумуляторов в Ухане.

Социальная степень

Как уже было сказано, Ли Бин окончил университет по специальности социология. Часть этих знаний, несомненно, используется в маркетинге бренда, потому что NIO использует совершенно иной подход, чем бренды массового рынка. У бренда нет постоянных дилерских центров, и многие коммерческие операции осуществляются в Интернете.

Дом NIO (Ханчжоу)
Дом NIO (Ханчжоу)

В темные месяцы, когда бренд столкнулся с крахом, стало ясно, что сильное сообщество поддерживает NIO. Бренд запустил приложение для социальных сетей, где владельцы поддерживают связь друг с другом, рассказывают о своих автомобилях, покупают товары или пользуются всевозможными преимуществами, связанными с брендом. Нет никаких сомнений в том, что эта стратегия работает. Всякий раз, когда Ли Бин появляется на автошоу, его поклонники и владельцы NIO приветствуют его как полноценную рок-звезду.

То же самое можно сказать и о другом маркетинговом новшестве NIO — NIO House. Хотя некоторые автомобили могут быть выставлены на обозрение, это не обычный дилерский центр, а клуб для владельцев NIO. В домах NIO есть рабочие места, библиотека, услуги по уходу за детьми, вездесущая модная кофейня и другие удобства, обычно не связанные с маркой автомобиля. Лучшая рекомендация о доме NIO исходит от владельца NIO, которого я прочитал в статье. Он сказал что-то вроде: «Я получаю больше потенциальных клиентов за одно посещение NIO House, чем за месяц рекламы на Weibo».

НИО EC6
НИО EC6

Решения NIO для зарядки используют тот же ориентированный на пользователя подход. Конечно, автомобили поддерживают быструю зарядку, но NIO также предлагает решения для домашней зарядки, зарядку с помощью камердинера и фирменную опцию замены батареи. Я предполагаю, что не так-то просто разрядиться, если у вас есть NIO.

Центр стажировки

NIO выпустила свой третий автомобиль летом 2020 года. EC6 — это более спортивная версия кроссовера ES6, в основном с той же основой. Это последний из автомобилей первого поколения. Ожидает своего часа ET7, новый большой седан NIO, который должен стать визитной карточкой бренда. NIO показала предварительную версию на своем дне NIO в январе 2021 года и объявила о длинном списке инноваций, включая усовершенствованный пакет для самостоятельного вождения и полутвердотельные батареи.

NIO ET7 и Ли Бин
NIO ET7 и Ли Бин

Вместе с Xpeng и LI Auto китайская пресса окрестила эти стартапы «тремя новыми силами» автомобилестроения. Прозвище подчеркивает различие между этими компаниями и гигантами автомобильной промышленности Китая. Ли Бин занял центральное место на презентации ET7, как это делали Стив Джобс или Илон Маск до него, и он, конечно, не был похож на типичного государственного чиновника. Замечательный поворот в его компании дал ему полное право смотреть в будущее с полной уверенностью.

Это все для Нио на сегодня. Поскольку эта серия является новой концепцией CNC, дайте нам знать, нравится ли она вам, и если да, то история какого автопроизводителя вам будет интересна в следующий раз!

Следующая глава:

чтение: история Changan

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»